Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7351) 31 октября - 5 ноября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесТри возраста зрительской любвиТеатру им.Вл.Маяковского - 80 лет Виталий ВУЛЬФ Театр Революции открылся в 1922 году и сразу врезался в память каждого, кто видел его спектакли. Это было время, когда, несмотря на суровый быт, у людей рождались новые чувства и новые мысли. Еще доживала свой век старая театральная Москва, еще преобладали люди, сформировавшиеся до революции, и переломом был театр великого Мейерхольда, во всяком случае вначале. Первым художественным руководителем театра был Всеволод Эмильевич времен верхарновских "Зорь" и "Мистерии-буфф" Маяковского. Как писали тогда в газетах, "одним своим наименованием Театр Революции декларировал принадлежность к революционному театральному фронту". Спектакли Мейерхольда "Озеро Люль" по пьесе Файко и "Доходное место" Островского были первыми его работами на сцене этого театра. "Доходное место" Мейерхольда считается театральной классикой XX века. В истории ему досталось одно из самых почетных мест. Великая актриса Мария Бабанова играла в нем Полиньку. В роли Юсова выступил Дмитрий Орлов, впоследствии один из самых больших актеров.
"Доходное место" сразу стало кассовым спектаклем. Затем, уже без Мейерхольда, появились новые спектакли: "Степан Разин" Каменского, "Спартак" Волькенштейна, "Инга" Глебова, "Воздушный пирог" и "Конец Криворыльска" Ромашова - пьесы, сегодня забытые напрочь, определяли тогда жизнь Театра Революции. Это были годы блужданий и неудач, но театр располагал мощными актерскими силами - Юдифь Глизер, Дмитрий Орлов, Сергей Мартинсон. Будущий знаменитый мейерхольдовский Хлестаков рождался на материале пьес, идущих на этой сцене. Первыми директорами театра были Ольга Давыдовна Каменева, родная сестра Троцкого, и Мате Залка. В 1927 году здесь появился Алексей Дикий, один из самых неприрученных талантов, ушедший в Театр Революции от Михаила Чехова, из МХАТа Второго. В том же году ушла сюда от Мейерхольда и Бабанова.
Дикий ставит пьесу Файко "Человек с портфелем", роль мальчика Гоги играет Бабанова. Этот спектакль был встречен с восторгом. Ольга Пыжова, Дмитрий Орлов и Мария Бабанова становятся кумирами театральной Москвы. Особенно потрясала Бабанова своим зрелым мастерством и исключительной простотой исполнения. Ей было тогда 27 лет. Начинался новый этап в жизни театра: художественным руководителем становится Алексей Дмитриевич Попов. Погодинские пьесы "Мой друг", "Поэма о топоре", "После бала" становятся, как заметила М.Туровская, "пионерами производственного жанра". Театр славится художественным успехом. В юбилейном сезоне 1932/33 года Попов задумал поставить "Ромео и Джульетту". Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова. Эпоха Возрождения открывалась в жестких контурах, перевод шекспировской трагедии делала Анна Радлова, терялось поэтическое дыхание. Но успех был громадный, хотя с точки зрения строгих знатоков, не бесспорный.
После ухода Попова из театра снова начинается дорога блужданий. "Собака на сене" с Бабановой - Дианой, давно уже ставшей первой актрисой театра, "Умка - Белый медведь" Ильи Сельвинского, начинавшийся еще при Попове с Дмитрием Орловым, "Бесприданница" в постановке Завадского с Бабановой, Мартинсоном и Астанговым, прославленная "Таня" Арбузова с Бабановой (в 1956 году отметили тысячный спектакль) - и рядом много слабых пьес. Меняются режиссеры, отсутствие художественного руководителя дает о себе знать. В годы войны в 1943 году им становится Николай Павлович Охлопков. Театр меняет название. Теперь он называется: Московский театр Драмы. Первые спектакли Охлопкова были шумными, талантливыми и свидетельствовали об утверждении здесь нового театрального языка. Пьеса Гусева "Сыновья трех рек" была только заявкой, в 1947 году Охлопков выпускает "Молодую гвардию". Любка Шевцова - Татьяна Карпова, Олег Кошевой - Евгений Самойлов, Сергей Тюленин - Борис Толмазов, Ульяна Громова - Татьяна Гердрих выходят на авансцену времени. В спектакле были заняты Фаина Раневская, Клавдия Половикова, Максим Штраух. Режиссер демонстрировал мощь труппы. Одним из первых театров столицы Московский театр Драмы в сталинские времена выезжает на гастроли за границу - в Польшу и Чехословакию. На гастролях самый большой успех имела арбузовская "Таня". Бабанову по праву пресса называла великой актрисой. Это был знак высочайшего признания.
Охлопков возглавлял театр двадцать четыре года. Он знал большие победы. "Гамлет" с Евгением Самойловым (потом Гамлета играли и Козаков, и Эдуард Марцевич). Спектакль казался не шедевром мирового репертуара, а самой нужной, современной пьесой. Охлопков первым поставил его на московской сцене. Офелию несколько раз сыграла Бабанова, а потом играли молоденькие Галина Анисимова и Светлана Немоляева. Красавица Григорьева - Гертруда, Свердлин - Полоний - это были актерские работы, вписавшиеся в общий рисунок великолепного спектакля, роскошно оформленного художником Рындиным. С именем Охлопкова связаны "Гроза" Островского с Евгенией Козыревой в роли Катерины, "Медея" с той же Козыревой. Публика стремилась достать билет на охлопковские спектакли, отличавшиеся движением, энергией и биением пульса жизни. Все, к чему он прикасался, было театральным, ярким, броским и глубоко осмысленным. Это он привел в театр молодых, и в начале 60-х годов репертуар вели Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Светлана Мизери, Евгений Лазарев, Татьяна Карпова и Вера Орлова. Замечательным был спектакль "Иркутская история" Арбузова с Александром Лазаревым, Эдуардом Марцевичем и Светланой Мизери. Да и "Аристократы", и "Дорога свободы", отжившие сегодня по тематике, были скроены талантливо и неожиданно. После смерти Охлопкова, театр чувствовал себя осиротевшим. Вспоминали порядок, который царил при нем, культуру. В 1967 году в театр пришел Андрей Гончаров.
Это был человек мощного, энергичного дарования, его работы были иногда грубоваты, иногда резко прямолинейны, но всегда зрелищны. Романтика Охлопкова была ему чужда, его волновали лирика чувств и современность психологических состояний. Тридцать четыре года он возглавлял Театр имени Маяковского, получивший это имя еще в 1954 году. Первый спектакль Гончарова "Два товарища" по повести Войновича с Ириной Печерниковой и Евгением Карельских удивил всех тонкостью режиссерского рисунка. Второй его спектакль "Дети Ванюшина" по старой пьесе Найденова был театральным событием. Стариков играли Леонов и Тер-Осипян, это было уже забытое ныне мастерство, а в ролях молодых вышли Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Светлана Мизери, Анатолий Ромашин, Татьяна Карпова. Успех был громадный. Помню, как в этом спектакле в 1972 году я впервые увидел молоденькую и очень талантливую Наталью Гундареву, она играла Катю, дочь Ванюшина. В театр пришли Татьяна Доронина и Армен Джигарханян. Ярко и активно работала Доронина у Гончарова, и ее уход казался мне непоправимой ошибкой. Одним из самых больших событий театральной Москвы была постановка драмы Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание" с Немоляевой в роли Бланш и Джигарханяном в роли Стэнли. Светлана Немоляева тогда сыграла свою лучшую роль. Ее Бланш была бескорыстна, утонченна и добра. Ее насмешливое пренебрежение Стэнли и его грубое откровенное непризнание ее составляли конфликт драмы, сыгранной с редким пониманием того, что значит человеческая нетерпимость. Гончарова всегда волновал Уильямс. Он был одним из немногих современных русских режиссеров, кто понимал гений автора и, главное, умел его ставить. Его "Кошка на раскаленной крыше" с Татьяной Дорониной (после ее ухода из театра эту роль играла очаровательная Алла Балтер) и Арменом Джигарханяном шла четырнадцать сезонов, заставляя зрительный зал затаив дыхание наблюдать драму любви и разрушения. Роль Большого Па была и осталась лучшей ролью Джигарханяна. У Гончарова была одна страсть - театр. Ему он отдавал всю душу и все время. Помню, как гениально одаренной Сухаревской с Тениным он поставил "Старомодную комедию" Арбузова. Актеры не любили этой пьесы и не очень хотели ее играть, а Гончаров убеждал их, что театру сегодня нужен Арбузов с его мелодрамой и подлинной лирикой. Спектакль имел фантастический успех. Особой театральной любовью Гончарова была Наталья Гундарева. Ее Липочка в "Банкроте" была абсолютным шедевром. Я видел ее почти во всех ее ролях: Люська в "Беге", Катерина в "Леди Макбет Мценского уезда", Мадам в "Агенте 00", - и поражался правдивости ее чувств, природной естественности и умению даже в слабом спектакле "Театральный романс" найти оправдание своим поступкам. Гончаров ценил ее редкий дар улавливать рисунок и привносить в роль психологические, почти незаметные глазу детали. Гончаров вообще чувствовал силу женского дарования. "Да здравствует королева, виват!" была поставлена для Дорониной. Актриса играла сразу две роли. Елизавета Английская была ослепительна, Мария уступала ей по уму и внутреннему наполнению. В пьесе Радзинского "Она в отсутствии любви и смерти" Доронина играла подругу матери, и эта роль вызывала восхищение и готовность на следующий день снова бежать в театр и смотреть еще раз. Гончаров не очень любил впускать в театр чужих, но Александру Вилькину почему-то разрешил поставить чеховскую "Чайку". В самые трудные для Ольги Яковлевой дни Гончаров пригласил ее в театр и дал ей возможность повторить ее старую роль Жозефины в пьесе Брукнера "Наполеон I", когда-то поставленной Эфросом. Для нее была поставлена и очередная пьеса Уильямса "В баре токийского отеля". У Гончарова было очень много учеников, и он привел в театр Татьяну Ахрамкову, блестяще дебютировавшую спектаклем по пьесе Моэма "Круг". С тех пор прошло немало лет, и Ахрамкова стала мастером. Это она поставила пьесы Горина "Кин IV" и "Чума на оба ваши дома" с той выразительностью, которая отличает настоящих художников сцены. Гончаров был широким и нетерпимым человеком. Как это укладывалось в нем, сказать трудно. Его уход - это большая драма для Театра Маяковского, но жизнь продолжается, и в театр пришел новый художественный руководитель - Сергей Арцибашев. Умный, строгий, остро чувствующий современность. Придя в театр, он поставил "Женитьбу" Гоголя, которая имеет огромный успех. В нем мастерски играют Галина Анисимова, Михаил Филиппов, Игорь Костолевский. Особенно хороша Евгения Симонова, блистательно сыгравшая Агафью, по-новому, резко, умно и неожиданно. Но Арцибашев сам понимает, что поставленная в развлекательном жанре "Женитьба" не у всех вызывает удовлетворение. Его следующая работа - "Братья Карамазовы" по роману Достоевского с Филипповым в роли Мити и Костолевским - Иваном. Это серьезная, программная заявка. Также в рубрике:
|