Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7389) 7 - 13 августа 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЛица разной национальностив одном мегаполисе ЭТНОСАнна СЕЛИВАНОВА Пару лет назад в одной из окраинных московских школ произошел поистине беспрецедентный случай. Родители русских первоклассников приняли решение избавить своих детей от общества сверстников иной национальности. Борьбу за этническую чистоту школьных рядов взрослые вели не на жизнь, а на смерть - обивали пороги администрации, собирали подписи, сочиняли коллективные письма и своего таки добились. В школе открылся "кавказский класс", куда были собраны все малолетние инородцы. История эта тогда прошла незамеченной, и, может быть, к лучшему - не ровен час, примеру борцов последовали бы и другие родители, пекущиеся о "благе" своих отпрысков. Ибо, не сгущая краски, осмелюсь утверждать, что сторонников подобных мер в Москве найдется немало. Согласно данным социологического опроса, проведенного специалистами по заказу столичного правительства, почти половина опрошенных русских москвичей испытывают неприязнь к представителям иной национальности, и около 9 процентов мечтают об их депортации. Что касается субъектов негативного отношения, то и они в большинстве своем особой любви к "хозяевам города" не питают и зачастую чувствуют себя здесь как пальма среди сосен. Так, 45 процентов опрошенных москвичей отметили, что часто сталкивались лично с проявлениями неприязни со стороны мигрантов. Если при этом учесть, что, согласно статистике, из каждых десяти москвичей только восемь русских, нетрудно оценить драматизм ситуации и представить себе ее последствия. Понаехали тутНа первый взгляд столь низкий уровень толерантности москвичей представляется странным. Москва всегда была многонациональным городом, что отразилось в том числе и в ее топонимике. И хотя, памятуя, к примеру, периодические вспышки антисемитизма, нельзя утверждать, что в былые времена ситуация была безоблачной, большинство москвичей на соседей-инородцев волком не смотрели и за их изгнание из города не ратовали. Однако не надо быть социологом, чтобы понять, что характер многонациональности России, и прежде всего превращающейся в мегаполис Москвы, за постсоветские годы сильно изменился. Думаю, причины этого изменения, главная из которых связана с хлынувшим в столицу в 90-х годах потоком мигрантов, понятны, и подробно описывать их не стоит. Достаточно сказать, что московские диаспоры пополнились количественно и трансформировались качественно. Если говорить о последствиях, то едва ли не самым ощутимым из них стала дискредитация представителей ряда этнических групп, породившая на свет, в частности, понятие "лица кавказской национальности". Проще говоря, живущие в Москве армяне, грузины, азербайджанцы и, может быть, в меньшей степени таджики, узбеки, корейцы, татары и так далее стали отчетливо идентифицироваться как чужие и чуждые русскому человеку элементы, ничего, кроме вреда, ему не несущие. В то же время сами мигранты, недавно прибывшие в столицу, держатся теперь, как никогда, обособленно, стараются селиться поближе к представителям своей национальности и работать с ними в одном коллективе. Понятно, что в такой ситуации особого стимула для совершенствования русского языка, изучения русской культуры, местных обычаев и норм у них нет и быть не может. Таким образом, картина вырисовывается довольно безрадостная, вызывающая общие вопросы в духе Чернышевского. Чтобы хоть как-то на них ответить, надо, по всей вероятности, исходить из того, что возвращения к монокультурному обществу, носившему в прошлом гордое имя "советский народ", в ближайшее время не предвидится. И к тому, что рядом живут граждане с другим разрезом глаз, цветом кожи, исповедующие иную религию и говорящие между собой на непонятном языке, придется привыкнуть. Другое дело, что можно разными методами способствовать тому, чтобы они поскорее перешли на русский и расстались со своим этнокультурным багажом, а можно поощрять бережное к нему отношение, культивируя сохранение национальных традиций. Говоря научным языком, в первом случае мы имеем дело с ассимиляцией, а во втором - с сохранением идентичности. Чему быть в условиях мегаполиса, чего не миновать и чему следует содействовать - это, в сущности, вопрос, определяющий национальную политику, рассуждать о которой, с точки зрения некомпетентного наблюдателя, наверное, было бы дерзко. Мы лишь попытались взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Да, курды мы, да, караимыПопытки растворить этническое своеобразие в московском бульоне уже предпринимались в незабвенные советские времена, когда политика по отношению к национальным культурам многочисленных этносов в Москве сводилась к их фактическому игнорированию. Декларируя принципы интернационализма и дружбы между народами, государство не обременяло себя заботами о предоставлении некоренному населению возможности изучать родной язык, историю и традиции. Свидетельством того может служить хотя бы тот факт, что до недавнего времени в столице слыхом не слыхивали об этнокультурных школах. Не говоря уже о полном забвении духовных национальных традиций, связанных с религиозной культурой ислама, буддизма, иудаизма. Казалось бы, итогом такого подхода, практиковавшегося на протяжении десятилетий, должна была стать постепенная утрата национального самосознания. Однако этого не произошло, и в 90-х годах мы все стали свидетелями мощного всплеска интереса к возрождению этнической культуры. Именно тогда в Москве по инициативе интеллигенции стали как грибы после дождя появляться общественные национальные организации, пытавшиеся своими силами вдохнуть жизнь в культуру диаспоры. Сегодня их не менее двух сотен. Силами подобных объединений организуются курсы по изучению языка, проводятся лекции, "круглые столы", конференции по проблемам национальной истории и культуры, отмечаются национальные праздники, организуются творческие вечера, выставки и так далее. На их же основе в Москве созданы национальные художественные коллективы, такие, как Хор украинской песни, Белорусский фольклорный ансамбль, Грузинский театр, Армянский камерный хор, Немецкий камерный инструментальный ансамбль, Цыганский ансамбль и другие. Многим этнокультурным сообществам удалось не только создать организационный центр, реализующий отдельные проекты, но и открыть людям возможность постоянного общения, включающего в себя досуг, образование, творчество на основе национальной культурной традиции. Конечно, все проекты НКО требуют вложения немалых средств. Поэтому размах деятельности организаций в большей степени определяется финансовыми возможностями, безусловно, не одинаковыми. Наиболее благополучно обстоят дела у национальных объединений, пользующихся поддержкой зарубежных организаций, которые финансируют культурные проекты, издательскую и образовательную деятельность. Что же до остальных, то они вынуждены то и дело обращаться с протянутой рукой к местным или федеральным властям или искать спонсоров. Надежда на то, что ситуация изменится к лучшему, появилась в 1996 году, когда в силу вступил Закон "О национально-культурной автономии", в котором впервые декларировалось, что автономии (НКА) являются формой национально-культурного самоопределения и могут рассчитывать на помощь государства. Но и тут все оказалось не просто - по мнению многих представителей национальных сообществ, закон далек от совершенства, расплывчат, механизмы его работы пока не отлажены. Кому и на что выделять копеечку из бюджета, власти решают по своему усмотрению. В основном помощь заключается в поддержке разного рода акций - праздников, фестивалей, смотров, дней национальных культур. Не так давно стараниями властей в столице появился Московский дом национальностей, расположившийся в старинном особняке на Новой Басманной. Необходимость создания подобного центра в Москве назрела давно, ибо, к сожалению, национальные общественные организации, даже представляющие интересы одной этнической группы, подчас действуют разрозненно и варятся в своем котле. Отчасти поэтому находятся скептики, склонные утверждать, что деятельность подобных объединений не столько способствует развитию национальных культур, сколько усугубляет этническую замкнутость. "Московский дом национальностей задуман как центр культурной консолидации национальных объединений, как место для деловых и творческих контактов, - рассказывает начальник отдела национальных культур МДН Татьяна Александровна Мазилова. - Мы постоянно пополняем нашу базу данных по национальным общественным организациям Москвы. Конечно, не все из них имеют возможность широко развернуть свою деятельность. И хотя мы не можем выделять средства на их поддержку, но наш дом для них всегда открыт. В залах МДН проводятся выставки национальных художников, проходят встречи, "круглые столы", концерты. Но самое главное - что с появлением Дома национальностей стало возможным объединение усилий самых разных организаций, знакомство, обмен опытом". Однако, по признанию самих руководителей этнокультурных организаций, с ними, как правило, взаимодействуют весьма немногочисленные представители творческой или технической интеллигенции, чаще всего - коренные москвичи. Те же этнические мигранты, которые в последнее время активно осваивают Москву, об этих организациях мало что знают. Так что столичные власти, по сути, имеют дело лишь с небольшой и наименее проблемной частью этнических групп. Язык мой - враг мой?Что же касается тех, кто не входит в число участников культурных мероприятий и большую часть времени занимается решением своих социальных и экономических проблем, то и для них, по мнению специалистов, забвение корней не является лучшим способом адаптации к жизни в мегаполисе. "Человек, покинувший родину, в столице чувствует себя маргиналом, - говорит исполнительный директор московского общества "Грузинское землячество" Роин Конджария. - Он отличается от коренного населения языком, цветом волос, манерой поведения и не может не ощущать свою отчужденность. Ну а для окружающих он - персона нон грата. Поэтому стремление ассимилироваться, стать как все, вполне объяснимо. Но каков результат? Человек отвергает свою культуру, но не успевает усвоить другую. А это грозит духовным опустошением". Такой точки зрения придерживаются многие специалисты, занимающиеся изучением этнокультурной ситуации. Если же рассматривать национальные традиции как богатство, подобное природным ресурсам, то нельзя не признать, что ассимиляция наносит ощутимый урон мировой культуре. "За последние годы из Грузии ушли около миллиона грузин, - продолжает Роин Конджария. - Если учесть, что до грузино-абхазского конфликта население страны составляло примерно 5,5 миллиона, то понятно, что это огромная потеря для нации. Конечно, есть серьезные проблемы, препятствующие возвращению мигрантов на родину, но, возможно, когда-нибудь они будут решены. И если к этому моменту национальная идентичность будет утрачена, мы столкнемся с серьезными проблемами". По мнению большинства представителей московских диаспор, одними песнями-плясками, выставками и "круглыми столами" сохранить национальные культуры в Москве невозможно. Гораздо более значимую роль в этом деле, на их взгляд, играет развитие системы этнокультурного образования, охватывающего самые разные социальные группы и позволяющего сберечь основу основ национального самосознания - язык. Сегодня в Москве действует 72 образовательных учреждения с этнокультурным компонентом (включая русский), где обучаются около 20 тысяч детей. На фоне остальной России это, конечно, очень высокий показатель, но и он далек от идеала. "В столице сегодня проживают 40 тысяч детей-армян школьного возраста. Из них только около тысячи изучают родной язык, - рассказывает заместитель председателя Армянской национально-культурной автономии Михаил Айвазян. - Мы несколько лет пытались добиться открытия второй школы с этнокультурным компонентом - сегодня эту идею пришлось оставить и переориентироваться на организацию воскресных школ, где дети изучают армянский язык, национальную историю и литературу. Однако они, конечно, не могут компенсировать общеобразовательные учреждения. Получить деньги на образование у спонсоров довольно трудно, они гораздо охотнее вкладывают огромные суммы в проведение концертов, фестивалей и других масштабных акций. Но ведь это не главное в развитии национальной культуры. Если дети сегодня потеряют знание языка, им будет трудно вернуться в Армению, а это значит, что этническая "разношерстность" в России будет расти". Развитие этнокультурного образования связано не только с финансовыми трудностями - не хватает учебников, не завершена разработка программ и система оценки знаний. Да и специалистов, готовых работать в этой системе, можно пока перечесть по пальцам. Давайте знакомитьсяКто-то может резонно заметить, что мигрантов, недавно прибывших в столицу, волнует не опасность забвения своего языка, а необходимость вжиться в чужую культуру. Да и коренным москвичам хотелось бы, чтобы приезжие относились к их родному городу не потребительски, а с должным уважением. Как ни крути, а и тут не обойтись без образовательных нововведений, ибо, кроме как в школе, приобщать детей-мигрантов к русской культуре и воспитывать в них патриотизм по отношению к Москве попросту негде. О том, что такое "мигрантская педагогика" и как с ней бороться, знают у нас пока немногие, но в некоторых столичных школах уже проводятся эксперименты, доказывающие ее эффективность. Упор здесь делается на изучение русского языка, правил общественного поведения и основ русской культуры. Учатся не только дети, но и учителя, которым зачастую не хватает знаний об этническом менталитете и национальных традициях маленьких мигрантов. О том, что эти знания не помешали бы и русским школьникам, свидетельствуют результаты исследования, проведенного сотрудниками Института этнологии и антропологии на основе опроса московских подростков. Ученые пришли к выводу, что уровень этнической образованности юных респондентов не выдерживает никакой критики. Зачастую их мнение о грузинах, татарах, азербайджанцах и других этнических группах основано на негативных стереотипах, которые формируются не без участия газет, радио и телевидения. О том, что каждая из этих национальностей представлена не только в криминальном, но и в научном, и художественном мире, подростки даже не подозревают. Как не подозревают и о том, что судьба России неразрывно связана с историей этих "чуждых" народов, питавших русскую культуру на протяжении веков. Думаю, что недалеко ушли и многие взрослые. "Я нередко сталкиваюсь с огромным удивлением москвичей, узнающих от меня, что грузины - христиане, - говорит Роин Конджария. - По их представлению, все кавказцы обязаны исповедовать ислам". Еще древние мудрецы утверждали, что основа зла - незнание и нежелание знать. Нельзя ожидать от общества проявлений толерантности, если в нем не наведены мосты между разными национальными и культурными группами. И до тех пор, пока мы не научимся говорить друг с другом на одном языке, наши дети будут испытывать не гордость от того, что живут в многонациональном городе, а страх и неприязнь. Так что, судя по всему, адаптироваться к жизни в полиэтничном пространстве придется всем москвичам, независимо от национальности. Но именно адаптироваться, а не ассимилироваться, выкрашиваясь в одинаковый серый цвет. И запасаться терпением, поскольку притираться друг к другу придется еще очень долго. Также в рубрике:
|