Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЖизнь на вулканеБог удачи обитает на Камчатке КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯЕлена ГЛЕБОВА Камчатка - страна вулканов, чьи макушки проткнули небо. Величественных гигантов - Корякский, Авачинсий и Козельский, которые время от времени курятся и даже, по выражению камчатцев, иногда "плюются" пеплом, местные жители с любовью называют "домашними": эта троица видна из каждого окна. Камчатка всегда обладала необъяснимым притяжением. В былые советские времена каждый путешественник мечтал попасть в Долину гейзеров или совершить восхождение на вулкан. За вдохновением сюда отправлялись художники и литераторы, а уж для этнографов здесь было настоящее раздолье. Но сегодня на Камчатке жизнь больше похожа на выживание, когда проблемы жилищно-коммунального хозяйства становятся чуть ли не главными. Столица области - Петропавловск-Камчатский, или просто Питер, как всегда называли этот город. Есть какая-то обреченность в стандартных пятиэтажных коробках с давно осыпавшейся краской и трещинами на стенах (прямое напоминание о частых землетрясениях), в дороге, петлей охватившей город, в огромном количестве ворон, которые усеивают деревья, словно гигантские плоды. Зимой здесь все завалено снегом, тротуары скрываются под двухметровым "одеялом", а народ послушно бредет прямо по проезжей части мимо несущихся джипов - самого популярного средства передвижения на Камчатке. Весна приносит неукротимые "пурги" (местные жители ударение делают на первый слог), и тогда даже на джипе трудно передвигаться. Лето превращает строгий графичный рисунок сопок в сочные акварели, а осень, добавляя своих красок, создает фантастические холсты. Когда смотришь на синеву Авачинского залива и вулканы, которые, быть может, шепчутся с богами, понимаешь, ЗА ЧТО камчатцы любят свою землю. Как в любом областном центре, здесь есть "очаги", которые собирают талантливых людей. Камчатка знаменита хоровой камерной капеллой, объехавшей в свое время полмира. Больше сорока лет существует областное музыкальное училище, где помимо "классических" отделений есть "Национальная хореография". Именно здесь уже много лет решается "кадровый вопрос" известного не только в России, но и за рубежом корякского ансамбля "Мэнго". Каждый год в Петропавловске-Камчатском проходит международный фестиваль искусств "Камчатская музыкальная весна", а иногда музыкантам или вокалистам удается поучаствовать в престижных конкурсах в Санкт-Петербурге, Владивостоке, других городах. Художники, как и положено, объединены в местное отделение Союза художников России. Однако три года назад известный на Камчатке живописец Феликс Тебиев, или Феич, создал альтернативный союз художников, дав возможность молодым мастерам или тем, кто не пробился в официальные круги, представлять свое творчество и работать так, как того просит душа. Сюда, на краешек земли, не слишком часто приезжают гастролеры. И дело даже не в больших расстояниях (ну что там каких-нибудь 10 часов на самолете!), а в капризной природе. Возьмет она и закрутит пургу на несколько суток. Прошлой зимой, когда в Хабаровске с нетерпением ждали Татьяну Васильеву, Александра Феклистова и Валерия Гаркалина cо спектаклем "Ботинки на толстой подошве", их гастроли сорвались именно по вине погоды. Артисты сначала совершили вояж на полуостров, застряли там по "метеоусловиям" и, махнув на остальной маршрут рукой, прямиком отправились в Москву. Театр на краю землиДаже когда на Камчатке все завалено снегом, серпантином кружится пурга или сыплется надоедливый дождь, Театральная площадь областного центра часам к шести вечера заполняется людьми и машинами. И сразу понятно: сегодня в театре спектакль. Жители Петропавловска-Камчатского, на чью долю в последние годы выпадает столько, что, казалось бы, им не до искусства, трепетно относятся к театру. Аншлаги на спектаклях, и не обязательно премьерных, - дело обычное. Когда я прилетела на Камчатку и наводила справки у местных театралов (а мнение зрителей, как правило, содержит информацию самую ценную), первое, что мне с гордостью говорили, - на этой сцене несколько лет работал известный актер театра и кино Владимир Стеклов. Действительно, он работал здесь около пяти лет и, отмечают знатоки, был великолепен в "Идиоте". На его мощном актерском даре держался репертуар камчатского театра, и когда Стеклов уехал, "полетели" многие спектакли, в том числе "Идиот". Помнит Камчатка Валерия Прохорова, который работает в Московском театре ОКОЛО дома Станиславского, и многих других. Режиссеры здесь менялись часто, особенно в восьмидесятые годы, и каждый вносил свои правила игры. Случались и курьезы. К примеру, один очередной режиссер привез камчатский театр на гастроли в Москву, где, вспылив на репетиции, сбежал. Говорят, что он так и не появился: ни денег не взял, ни трудовой книжки. В других театрах, к слову, он тоже надолго не задерживался из-за непростого характера. Сегодня Камчатский театр драмы и комедии возглавляет Валентин Зверовщиков. С Камчаткой его связывает почти четверть века. Окончил ГИТИС, колесил по стране, ставил спектакли в разных театрах, а потом судьба занесла на далекий полуостров. Дважды покидал театр и Камчатку, но всегда возвращался. "Лучше этого места пока ничего нет", - сказал он. Валентин Зверовщиков, выполняя обязанности руководителя, еще и главный режиссер. Он не поддерживает практику многих провинциальных театров, когда на одну-две постановки приглашается режиссер из другого города. Приглашенный на один спектакль режиссер, по словам нынешнего руководителя театра, не всегда "делает погоду". Зверовщиков за год в роли худрука и главрежа поставил пять спектаклей. Он хочет сделать театр сам - от начала до конца. И готов быть ответственным за него. Валентин Зверовщиков уверен, что все должен определять один человек: систему ценностей, художественный, эстетический и этический язык. Одна из последних работ Зверовщикова - спектакль по пьесе Е.Гришковца "Как я съел собаку" на Малой сцене. В моноспектакле "Исповедь молодого человека" главная тема - свобода выбора. Актер Алексей Выстропец, работая над образом, вместе с режиссером ездил к воинам-подводникам изучать реальную жизнь. К Международному дню театра камчатский театр предложил комедию по повести Ф. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". В репертуаре - А.Чехов, В.Шекспир, Н.Птушкина, В.Гуркин, Н.Эрдман. Именно на Камчатке, впервые на Дальнем Востоке, поставили детскую оперу "Кошкин дом" своего же композитора Людмилы Ярошевской. Здесь же, в театре, есть школа-студия и маленький театрик "Голос" под руководством балетмейстера Марины Терентьевой. Последняя премьера - спектакль "Кухня". А в перспективе - детский балет по мотивам "Волшебника Изумрудного города". В труппе Камчатского театра драмы и комедии практически все артисты владеют сценической пластикой, великолепно танцуют и поют. Утверждают, что это заслуга хормейстера Елены Выстровец, о которой говорят, что у нее даже лишенный слуха человек начинает петь. Долгое время камчатский театр был невыездным. Финансовые проблемы мешали поездкам даже по Дальневосточному региону, что уж говорить о других городах. Но в нынешнем году, в июле, спустя девять лет изоляции (не считая редких поездок на фестивали с одним спектаклем, которые, кстати, брали Гран-при), гастроли пройдут в Иркутске. Камчатцы везут десять спектаклей и труппу из 50 человек. Если все сложится удачно, дальнейший гастрольный маршрут пройдет через Владивосток и Хабаровск. АлхалалалайПолуостров издавна населяли коряки, эвены, алеуты, ительмены, камчадалы. Сегодня здесь живет примерно 13 600 представителей этих этносов. Возможно, удаленность от центра и огромные территории, куда цивилизация проникала с трудом, и помогли сохраниться традиционному жизненному укладу аборигенов Камчатки, их культуре. Достаточно назвать уже упомянутый корякский ансамбль "Мэнго" с блистательным танцевальным и вокальным составом. Или ансамбль "Нулгур", который родился в селе Эссо Быстринского района. Уже пять лет при поддержке местных властей проходит областной фестиваль творчества малочисленных коренных народов и этнических групп Камчатки "Золотые родники". Каждый год посвящают людям, которые возрождали культуру своих народов. В прошлом году "Золотые родники" почтили память камчатского балетмейстера Сергея Кевевтегина, лауреата многих фестивалей и конкурсов. Он создал в Палане детский ансамбль "Каюю" ("Олененок"), а когда в музыкальном училище открыли отделение национальной хореографии, стал его лидером. Кевевтегина называли уникальным мастером корякской сцены. Его любимым сценическим образом был Ворон Кутх - прародитель земли Камчатки. К слову, Ворон Кутх и веселый бог удачи Пеликен - излюбленные образы камчатских резчиков по дереву. Всякий, кто приезжает в страну вулканов, увозит с собой на память изящный сувенир. Народ побогаче может приобрести настоящую кухлянку с меховым орнаментом, вышитым бисером. Сувенирный бизнес для сегодняшних аборигенов Камчатки во многом помогает им выжить. А что касается "Золотых родников", в августе нынешнего года они станут посвящением ительменскому писателю Георгию Поротову. Фестиваль откроется в районном центре Мильково, на родине писателя, а затем он будет проходить в течение года по всей Камчатской области и в Корякском автономном округе. Здесь же, в Милькове, народ соберется на яркий и шумный Алхалалалай. Как и в древние времена, этот праздник с полыхающими кострами и непременными шаманскими танцами станет благодарением природе и земле Камчатки. Также в рубрике:
|