Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7395) 18 - 24 сентября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Широк ассортимент. Я бы сузил

"Братья Карамазовы". Театр им.Вл.Маяковского

ПРЕМЬЕРА

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


М.Филиппов - Дмитрий и С.Немоляева - Хохлакова в сцене из спектакля

Этот спектакль

Сергей Арцибашев готовил целый год - почти с момента вступления в должность художественного руководителя театра. "Женитьба" Гоголя в его же постановке на этой же сцене - в данном случае не в счет. Несмотря на новую редакцию, прежний одноименный спектакль Театра на Покровке в ней присутствовал, включая актеров Маяковки И.Костолевского и М.Филиппова. В случае же с "Карамазовыми" сам масштаб избранного текста не оставляет сомнений в том, что перед нами некая художественная заявка и даже программное высказывание. Не глядя, легко вспомнить, какие эпические махины вроде "Жизни Клима Самгина" поднимались на этой сцене при Андрее Гончарове, и усмотреть в новой постановке сознательную дань традиции. А глядя на духовой оркестр, играющий у входа в театр бодрые марши Вайтейфеля, и на лошадку, запряженную в кабриолет, как не вспомнить любовь нынешнего худрука к музыке, хороводам, песням и пляскам. Духоподъемные звуки марша в преддверии жуткой истории Карамазовых - парадокс, не приходящий на ум разве что не читавшим Достоевского счастливцам. Цыганский же хор, без которого, справедливости ради, не обходились ни Карамазовы, ни Рогожины, ни какие другие определенного душевного склада достоевские персонажи, - уже не парадокс, а вопрос режиссерского вкуса. Сама Екатерина Жемчужная царит посередине сцены Театра им.Вл.Маяковского. А еще фолк-артель "Слобода". Ублажают они явно не только Грушеньку, но и почтенную публику. Ту самую, которой надо помимо удовольствия получить еще порцию философии: про "слезинку ребенка", про "Великого инквизитора" и прочее. Хороший компот получается. Прямо по Дмитрию Карамазову: "Широк человек, я бы сузил".

Подзаголовок пьесы, написанной Владимиром Малягиным, - "симфония страстей". Это правильно. Страсти сегодня звучат, а философия глохнет - слишком близка, удручающе актуальна. "Отчего мы такие злые? Оттого что нет в нас добра". Это все равно что "Отчего не хватает денег? Оттого что их мало". Так же своевременно и бесспорно. И все-таки трудно простить автору пьесы тот факт, что едва ли не самое глубинное и сердцевинное в романе, то есть разговор Ивана с Алешей (где и про "слезинку", и про Инквизитора), выбалтывается чуть ли не на двадцатой минуте сценического действия. Про что же прикажете играть дальше? Про страсти. И лезет, помимо воли, из всех щелей "мыльная опера", жуткая семейная история с детективной подоплекой. Хотел ли Арцибашев страстного криминального чтива на сцене? Нет, конечно. Но он его все-таки получил.

Если бы Достоевского было так же захватывающе интересно читать, как смотреть! Не первый и не второй случай на нашей памяти, когда невыносимо густая и бурлящая субстанция его текста, растасканная на сценические реплики, разжижается, и наружу вылезает сюжетный остов, знакомый, как это ни смешно, по мексиканским сериалам: дрянные отцы, брошенные дети, борьба соперниц за мужчину, преступления, наказания... Зато какая возможность лепить характеры! В арцибашевском спектакле есть совершенно блестящие актерские сцены и краски. Такова С.Немоляева - Хохлакова, у нее острая и очень смешная зарисовка. Таков А.Лазарев - Федор Карамазов - до того монстр, что не страшно, а даже весело. Такова сцена обвинения и защиты Дмитрия в суде, где прокурора играет И.Кашинцев, а адвоката - Р.Джабраилов. Первый буквально сражает высочайшим накалом гражданского негодования, второй - комической, на грани гротеска, казуистикой, и оба вместе срывают громкий хохот и аплодисменты зала. Скажете, всего этого у Достоевского нет? Неправда - сколько угодно! Но чего только у Достоевского вообще нет? Вот сцена Грушеньки - Д.Поверенновой с Катериной Ивановной - О.Судзиловской. Чистая мелодрама. Катерина хороша - нервная, красивая, чуть-чуть благородная, чуть-чуть фальшивая в своем благородстве, словом - такая, как надо. Но с Грушенькой - беда. Поиск актрисы на роль "инфернальной" женщины, видимо, - одна из самых трудных режиссерских задач, и пример с Настасьей Филипповной в недавнем телефильме "Идиот" - не исключение. Актриса на подобные роли сама должна быть необычна, "с харизмой". В случае с Театром Маяковского фантазируется молодая Гундарева. На нет, конечно, и суда нет, однако и очередная вариация на тему "из простых, но с характером" - тоже не выход из положения.

Впрочем, пора - о главном. О братьях Карамазовых. И И.Костолевский, играющий Ивана, и М.Филиппов - Дмитрий признавались накануне премьеры, что ощущают-таки свою возрастную разницу с героями. Однако у М.Филиппова эту разницу перестаешь ощущать очень скоро. В огромном "многоэтажном здании" арцибашевского спектакля Дмитрий, без сомнения, самый главный и сильный его обитатель. Самый искренний, самый трогательный и самый убедительный. Не ряженые хоры и пляски, не дым и алые всполохи, не музыка А.Шнитке, понадерганная отовсюду и звучащая таким же неприличным общим местом, как звучали бы в данном случае хоть "Полонез" Огиньского, хоть "Лунная соната" Бетховена, а именно он, Дмитрий Карамазов, придает спектаклю масштабность. Не инквизиторы в средневековых плащах, заполонившие сцену в эпизоде признания Ивана суду, а именно этот Дмитрий каждым своим нерассчитанным и неразумным душевным движением опровергает умные Ивановы построения.

За М.Филипповым следует по части прямого попадания в образ дебютант С.Щедрин, играющий Алешу Карамазова. Играет спокойно и точно, без бутафорской "святости", столь часто изображаемой в этой роли, но с подкупающей свежестью чувств. Хороша, к слову, его сцена с Лизой Хохлаковой (еще одна дебютантка А.Семенова, темпераментная и живая) - в ней бездна молодости и даже какая-то перспектива на счастье. Вот только к чему сыграна, когда в инсценировке у нее нет ни предыстории, ни финала?

Тут не обидеть бы и без того обиженного своим происхождением Смердякова, который у С.Удовика получился занятным: эдакий тихий, невзрачный брюзга, не чуждый философии.

А Иван у И.Костолевского - барин, сибаритствующая особа. Роль, думаю, замышлялась на контрасте: в холеном теле смятенный дух. Работа артиста на преодоление собственного имиджа заслуживает уважения. Но имидж одерживает победу. В образованность и умственные изыски этого Ивана веришь с ходу, но в растерзанное сомнениями нутро - с трудом.

Итак, многоэтажное арцибашевское здание (к слову, и задник выстроен на сцене художником Александром Орловым в несколько этажей) собрано из разных, плохо поддающихся сцеплению частей. Рутина соседствует с попыткой обновления, концертные номера с поступательным ведением темы, купеческая гульба с совестливым аскетизмом, штампы с находками, "мыльная опера" со вспышками подлинного смысла. Одним словом, широк ассортимент. "Я бы сузил".

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;