Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7395) 18 - 24 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеШирок ассортимент. Я бы сузил"Братья Карамазовы". Театр им.Вл.Маяковского ПРЕМЬЕРАНаталия КАМИНСКАЯ
Этот спектакль Сергей Арцибашев готовил целый год - почти с момента вступления в должность художественного руководителя театра. "Женитьба" Гоголя в его же постановке на этой же сцене - в данном случае не в счет. Несмотря на новую редакцию, прежний одноименный спектакль Театра на Покровке в ней присутствовал, включая актеров Маяковки И.Костолевского и М.Филиппова. В случае же с "Карамазовыми" сам масштаб избранного текста не оставляет сомнений в том, что перед нами некая художественная заявка и даже программное высказывание. Не глядя, легко вспомнить, какие эпические махины вроде "Жизни Клима Самгина" поднимались на этой сцене при Андрее Гончарове, и усмотреть в новой постановке сознательную дань традиции. А глядя на духовой оркестр, играющий у входа в театр бодрые марши Вайтейфеля, и на лошадку, запряженную в кабриолет, как не вспомнить любовь нынешнего худрука к музыке, хороводам, песням и пляскам. Духоподъемные звуки марша в преддверии жуткой истории Карамазовых - парадокс, не приходящий на ум разве что не читавшим Достоевского счастливцам. Цыганский же хор, без которого, справедливости ради, не обходились ни Карамазовы, ни Рогожины, ни какие другие определенного душевного склада достоевские персонажи, - уже не парадокс, а вопрос режиссерского вкуса. Сама Екатерина Жемчужная царит посередине сцены Театра им.Вл.Маяковского. А еще фолк-артель "Слобода". Ублажают они явно не только Грушеньку, но и почтенную публику. Ту самую, которой надо помимо удовольствия получить еще порцию философии: про "слезинку ребенка", про "Великого инквизитора" и прочее. Хороший компот получается. Прямо по Дмитрию Карамазову: "Широк человек, я бы сузил".Подзаголовок пьесы, написанной Владимиром Малягиным, - "симфония страстей". Это правильно. Страсти сегодня звучат, а философия глохнет - слишком близка, удручающе актуальна. "Отчего мы такие злые? Оттого что нет в нас добра". Это все равно что "Отчего не хватает денег? Оттого что их мало". Так же своевременно и бесспорно. И все-таки трудно простить автору пьесы тот факт, что едва ли не самое глубинное и сердцевинное в романе, то есть разговор Ивана с Алешей (где и про "слезинку", и про Инквизитора), выбалтывается чуть ли не на двадцатой минуте сценического действия. Про что же прикажете играть дальше? Про страсти. И лезет, помимо воли, из всех щелей "мыльная опера", жуткая семейная история с детективной подоплекой. Хотел ли Арцибашев страстного криминального чтива на сцене? Нет, конечно. Но он его все-таки получил. Если бы Достоевского было так же захватывающе интересно читать, как смотреть! Не первый и не второй случай на нашей памяти, когда невыносимо густая и бурлящая субстанция его текста, растасканная на сценические реплики, разжижается, и наружу вылезает сюжетный остов, знакомый, как это ни смешно, по мексиканским сериалам: дрянные отцы, брошенные дети, борьба соперниц за мужчину, преступления, наказания... Зато какая возможность лепить характеры! В арцибашевском спектакле есть совершенно блестящие актерские сцены и краски. Такова С.Немоляева - Хохлакова, у нее острая и очень смешная зарисовка. Таков А.Лазарев - Федор Карамазов - до того монстр, что не страшно, а даже весело. Такова сцена обвинения и защиты Дмитрия в суде, где прокурора играет И.Кашинцев, а адвоката - Р.Джабраилов. Первый буквально сражает высочайшим накалом гражданского негодования, второй - комической, на грани гротеска, казуистикой, и оба вместе срывают громкий хохот и аплодисменты зала. Скажете, всего этого у Достоевского нет? Неправда - сколько угодно! Но чего только у Достоевского вообще нет? Вот сцена Грушеньки - Д.Поверенновой с Катериной Ивановной - О.Судзиловской. Чистая мелодрама. Катерина хороша - нервная, красивая, чуть-чуть благородная, чуть-чуть фальшивая в своем благородстве, словом - такая, как надо. Но с Грушенькой - беда. Поиск актрисы на роль "инфернальной" женщины, видимо, - одна из самых трудных режиссерских задач, и пример с Настасьей Филипповной в недавнем телефильме "Идиот" - не исключение. Актриса на подобные роли сама должна быть необычна, "с харизмой". В случае с Театром Маяковского фантазируется молодая Гундарева. На нет, конечно, и суда нет, однако и очередная вариация на тему "из простых, но с характером" - тоже не выход из положения. Впрочем, пора - о главном. О братьях Карамазовых. И И.Костолевский, играющий Ивана, и М.Филиппов - Дмитрий признавались накануне премьеры, что ощущают-таки свою возрастную разницу с героями. Однако у М.Филиппова эту разницу перестаешь ощущать очень скоро. В огромном "многоэтажном здании" арцибашевского спектакля Дмитрий, без сомнения, самый главный и сильный его обитатель. Самый искренний, самый трогательный и самый убедительный. Не ряженые хоры и пляски, не дым и алые всполохи, не музыка А.Шнитке, понадерганная отовсюду и звучащая таким же неприличным общим местом, как звучали бы в данном случае хоть "Полонез" Огиньского, хоть "Лунная соната" Бетховена, а именно он, Дмитрий Карамазов, придает спектаклю масштабность. Не инквизиторы в средневековых плащах, заполонившие сцену в эпизоде признания Ивана суду, а именно этот Дмитрий каждым своим нерассчитанным и неразумным душевным движением опровергает умные Ивановы построения. За М.Филипповым следует по части прямого попадания в образ дебютант С.Щедрин, играющий Алешу Карамазова. Играет спокойно и точно, без бутафорской "святости", столь часто изображаемой в этой роли, но с подкупающей свежестью чувств. Хороша, к слову, его сцена с Лизой Хохлаковой (еще одна дебютантка А.Семенова, темпераментная и живая) - в ней бездна молодости и даже какая-то перспектива на счастье. Вот только к чему сыграна, когда в инсценировке у нее нет ни предыстории, ни финала? Тут не обидеть бы и без того обиженного своим происхождением Смердякова, который у С.Удовика получился занятным: эдакий тихий, невзрачный брюзга, не чуждый философии. А Иван у И.Костолевского - барин, сибаритствующая особа. Роль, думаю, замышлялась на контрасте: в холеном теле смятенный дух. Работа артиста на преодоление собственного имиджа заслуживает уважения. Но имидж одерживает победу. В образованность и умственные изыски этого Ивана веришь с ходу, но в растерзанное сомнениями нутро - с трудом. Итак, многоэтажное арцибашевское здание (к слову, и задник выстроен на сцене художником Александром Орловым в несколько этажей) собрано из разных, плохо поддающихся сцеплению частей. Рутина соседствует с попыткой обновления, концертные номера с поступательным ведением темы, купеческая гульба с совестливым аскетизмом, штампы с находками, "мыльная опера" со вспышками подлинного смысла. Одним словом, широк ассортимент. "Я бы сузил". Также в рубрике:
|