Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7400) 23 - 29 октября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Свой среди чужих, чужой среди своих

После длительного перерыва Андрей Гаврилов дважды выступил в столице

МУЗЫКА

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Евгения БУРМИСТРОВА


А.Гаврилов

Конечно, Андрей Гаврилов не пианист. Ведь он художник. Нет, не в метафорическом - широком, а в самом настоящем профессионально-прикладном, ремесленном значении этого слова. Просто вместо мольберта - память, вместо холста - ваше воображение, вместо кисточки, пучка щетинок, - руки, вместо палитры - клавиатура, вместо красок - звуки. Полотна, которые рождаются в его мастерской, предельно необычны - они интригуют, возбуждают, притягивают взгляд, а порой пугают и даже отталкивают. Ведь сюжеты его картин - либо миражи, либо катаклизмы.

Андрей Гаврилов дал два очень разных концерта. В Большом зале консерватории он наряду с одиннадцатью молодыми музыкантами, в числе которых и уже известные Карен Корниенко, Вазген Вартанян, Константин Лапшин и другие, посвятил свое искусство 100-летию со дня рождения Владимира Горовица, что кажется невероятным, ибо Гаврилов открыто признается в неуважении к творчеству "юбиляра". И такое соседство Гаврилова с молодежью, дружно "отлабавшей" так называемую виртуозную музыку (Горовицу - техничное!), казалось чуть ли не издевкой и над датой, и над парадом юношеской сборной. А затем состоялся "сольник" Андрея в Доме музыки, где, кроме тех же 9 пьес Шопена, звучавших и в БЗК, исполнялось еще 10 пьес Прокофьева (из "Ромео и Джульетты") и несколько "бисов". Концерты оказались разными, во-первых, потому что игралось все с разным настроением. Во-вторых, в консерватории экстраверт Гаврилов не отказал себе в удовольствии пообщаться с аудиторией и сообщить ей, жадно внимавшей, массу занятного.

Сначала он пояснил, что сидеть за роялем на банкетке необходимо как можно выше - ведь так сидели Нейгауз, Рихтер, Гилельс... После прокомментировал, что преисполненный трагизма до-диез минорный ноктюрн (opus posth.) Шопена появился в набросках, когда трепетному автору, переживавшему первую любовь, было всего 12 лет, потом композитор возвращался к нему на Майорке в разгар эйфории с Жорж Санд и, наконец, окончательно усовершенствовал лишь незадолго до смерти. Ноктюрн фа-диез мажор - не что иное как "испанский сон". ("Для меня это тоже странно, но это так", - поделился Андрей.) Ноктюрн фа мажор - олицетворение "Шопена очень счастливого". А ноктюрн си мажор о том, как "Шопен хотел разорвать надоевшую ему интимную связь".

Шопена Гаврилов не играет - он играется с Шопеном. Его взаимоотношения с произведениями и авторами сродни межличностным. Например, известный этюд до-диез минор (ор. 10 № 4) многим пианистам видится страшным чудовищем, которое надо по-рыцарски одолеть. В руках Гаврилова все наоборот - этюд вызывает жалость, ибо в БЗК Андрей чуть не растерзал его, а в ММДМ еще поиздевался над чудищем-узником морально.

Художник Гаврилов мастерски владеет перспективой (приближение - удаление) и знает цену колористическому контрасту, правда, увы, пользуется лишь несколькими излюбленными тонами. Известно, что "пианиссимо - бог и Гаврилов - пророк его". Ноктюрн до минор - этакий венгерский марш - преподносится очень по-листовски, но - ! - динамизированная, как говорят, реприза выворачивается наизнанку и играется так тихо, как только возможно. Очень трудно. Но нужно ли? Подобное любил Рахманинов - добраться до кульминации и убрать звук так, чтобы в груди дыханье сперло. Когда дыхание спирает в течение целой репризы, нетрудно и задохнуться.

Воплощая в звуковых полотнах прокофьевские образы, Гаврилов остается тем же иллюзионистом-фантомасом. Герои "Ромео и Джульетты" с его легкой руки либо приобретают утрированный, гипертрофированный в свойствах и характере облик, либо вообще становятся духами. Джульетта - не просто девочка, а девочка-эльф, Меркуцио - не просто озорник, на выдумки гораздый, а вихрь "без тормозов". По улицам сказочного города (который с Вероной никак не ассоциируется) не ходят - по ним либо порхают, либо обрушиваются лавой, сметая все на своем пути. Похоже, Гаврилова реальность, или действительность, интересует лишь в ее заграничных (за гранью) проявлениях, или аномалиях.

"Вселяя душу в материальные предметы или сообщая форму душевным порывам" (выражение А.Дюма-сына), он выстроил собственный мир, в котором, может быть, не всякому уютно, но обитатели этого сказочного пространства разжигают любопытство слушателя. Другое дело, что из любой сказки в конце концов хочется вернуться к обычной человеческой жизни. "Начинающего художника понимает лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше", - говорил Пикассо. Кто-то скажет, что находить удовольствие в противоестественном называется извращением. Но у художников представление о естестве и естественности вовсе не обязано соответствовать все той же действительности, тем более что естественное не есть банальное. А уж в творческом акте - тем более.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КИНО

ВЫСТАВКА

ТЕАТР

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;