Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7371) 27 марта - 2 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяЗа стеклом. Из жизни витринДизайнеры работают не в каждом магазине Анна СЕЛИВАНОВА Весной день увеличивается и располагает к прогулкам по городским улицам. И как бы мы ни были безразличны к ним, а они равнодушны к нам, диалог неизбежен. Город обладает очарованием и властью, его эстетика одновременно брутальна и мистична. Она наполнена знаковыми объектами, действующими на обывателя как на подсознательном, так и на физиологическом уровне, радуя, удивляя, раздражая, заставляя подражать и противостоять. У визуального контекста города множество формирующих факторов. Но, пожалуй, самые капризные и непостоянные из них - всевозможные вывески и витрины, цепляющие взгляды прохожих. Застекольная жизнь, творимая оформителями магазинов, салонов, увеселительных заведений вторгается в хаотичный уличный мир, одновременно обозначая границу между ним и иным, более упорядоченным и спокойным пространством. Витрина - это всегда предложение сменить одно на другое, переместиться с улицы внутрь. В советское время язык витрин отличался прямолинейностью и отсутствием каких бы то ни было изысков. Вывеске "Рыба" соответствовали нарисованные на стекле условные синие волны и беспородные обитатели морских глубин или аккуратные консервные горки, "Парикмахерская" неизменно украшалась изображением громадных портняжных ножниц и расчески, витрины многочисленных "Диет" заполнялись грубоватыми муляжами полезных продуктов и так далее в том же ключе. Функция рекламы в отсутствие конкуренции и присутствии дефицита была сведена к нулю, а эстетика не выбивалась из общего убогого контекста, никого особенно не радуя, но и не раздражая. Но сменился политический строй, а вслед за ним трансформировался и язык витрин. Теперь там, за стеклом, существует не просто другой мир, но несравнимо лучший и уникальный. Вглядитесь в строй стильно одетых манекенов - ваше место среди них, вы этого достойны! А вот розовые карапузы с радостными лицами - разве ваш ребенок не заслужил счастья обладать дорогой игрушкой? И почему бы вам, в конце концов, не угостить его гамбургером, заглянув в аквариум Макдоналдса, где довольные жующие посетители с успехом выполняют функцию промоутеров. В витрине турагентства сушатся на прищепках фотографии с видами тех мест, где вы мечтаете побывать, но обратите внимание на шикарный диван, утопающий в море камней и ракушек в витрине расположившегося рядом мебельного салона, - стоит ли вставать с него ради путешествий? Сегодня в Москве есть витрины, прямо призывающие уподобляться предлагаемому образцу или только играющие в неопределенные ассоциации. Есть богатые застекольные экспозиции, где эксклюзивные товары демонстрируются с использованием новейших технологий и экономичных плоских баннеров. И среди дизайнерских высказываний в стиле хай-тек или "нового русского классицизма" нет-нет да и встретится мутное стекло, за которым громоздится нелепая корзина с искусственными цветами, навевая ностальгические воспоминания о советской эстетике времен застоя. Пройдя по центральным столичным улицам, начинаешь понимать: в "дивном, новом мире" развитого капитализма мы все еще остаемся маргиналами. Наверное, поэтому шедевры витринного искусства в Москве можно пересчитать по пальцам. Все прочие слегка страдают перегруженностью, безвкусием, чрезмерной агрессивностью или серостью. Не являются редкостью витрины просто уродливые и неряшливые. А хочется, чтобы было наоборот, причем не только рядовым гражданам, но и московским властям, еще в 1999 году утвердившим специальные "Требования по художественно-световому оформлению витрин предприятий потребительского рынка и услуг". В соответствии с этим документом все городские витрины должны быть чисты и красивы. Их надлежит вовремя украшать к праздникам, оформлять в соответствии с временем года и надлежащим образом освещать. Кроме того, каждому взглянувшему на витрину должно быть ясно, что, собственно, данный магазин может предложить покупателям. Ежегодно в Москве проводятся конкурсы, выявляющие передовиков витринного производства. Не в смысле качества, а в смысле эстетики, конечно. Но, по словам самих участников соревнования, выбирать в Москве особенно не из чего. Витринная эстетика столицы пока только формируется, и позиция "дизайнер" есть далеко не в каждом штатном расписании. Как знать, быть может, через несколько лет московские улицы будут усыпаны жемчужинами оформительского искусства, возле которых, как возле музейных витрин, будут останавливаться восхищенные горожане. Также в рубрике:
|