Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7371) 27 марта - 2 апреля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

За стеклом. Из жизни витрин

Дизайнеры работают не в каждом магазине

Анна СЕЛИВАНОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Весной день увеличивается и располагает к прогулкам по городским улицам. И как бы мы ни были безразличны к ним, а они равнодушны к нам, диалог неизбежен.

Город обладает очарованием и властью, его эстетика одновременно брутальна и мистична. Она наполнена знаковыми объектами, действующими на обывателя как на подсознательном, так и на физиологическом уровне, радуя, удивляя, раздражая, заставляя подражать и противостоять. У визуального контекста города множество формирующих факторов. Но, пожалуй, самые капризные и непостоянные из них - всевозможные вывески и витрины, цепляющие взгляды прохожих. Застекольная жизнь, творимая оформителями магазинов, салонов, увеселительных заведений вторгается в хаотичный уличный мир, одновременно обозначая границу между ним и иным, более упорядоченным и спокойным пространством. Витрина - это всегда предложение сменить одно на другое, переместиться с улицы внутрь.

В советское время язык витрин отличался прямолинейностью и отсутствием каких бы то ни было изысков. Вывеске "Рыба" соответствовали нарисованные на стекле условные синие волны и беспородные обитатели морских глубин или аккуратные консервные горки, "Парикмахерская" неизменно украшалась изображением громадных портняжных ножниц и расчески, витрины многочисленных "Диет" заполнялись грубоватыми муляжами полезных продуктов и так далее в том же ключе. Функция рекламы в отсутствие конкуренции и присутствии дефицита была сведена к нулю, а эстетика не выбивалась из общего убогого контекста, никого особенно не радуя, но и не раздражая.

Но сменился политический строй, а вслед за ним трансформировался и язык витрин. Теперь там, за стеклом, существует не просто другой мир, но несравнимо лучший и уникальный. Вглядитесь в строй стильно одетых манекенов - ваше место среди них, вы этого достойны! А вот розовые карапузы с радостными лицами - разве ваш ребенок не заслужил счастья обладать дорогой игрушкой? И почему бы вам, в конце концов, не угостить его гамбургером, заглянув в аквариум Макдоналдса, где довольные жующие посетители с успехом выполняют функцию промоутеров. В витрине турагентства сушатся на прищепках фотографии с видами тех мест, где вы мечтаете побывать, но обратите внимание на шикарный диван, утопающий в море камней и ракушек в витрине расположившегося рядом мебельного салона, - стоит ли вставать с него ради путешествий?

Сегодня в Москве есть витрины, прямо призывающие уподобляться предлагаемому образцу или только играющие в неопределенные ассоциации. Есть богатые застекольные экспозиции, где эксклюзивные товары демонстрируются с использованием новейших технологий и экономичных плоских баннеров. И среди дизайнерских высказываний в стиле хай-тек или "нового русского классицизма" нет-нет да и встретится мутное стекло, за которым громоздится нелепая корзина с искусственными цветами, навевая ностальгические воспоминания о советской эстетике времен застоя. Пройдя по центральным столичным улицам, начинаешь понимать: в "дивном, новом мире" развитого капитализма мы все еще остаемся маргиналами. Наверное, поэтому шедевры витринного искусства в Москве можно пересчитать по пальцам. Все прочие слегка страдают перегруженностью, безвкусием, чрезмерной агрессивностью или серостью. Не являются редкостью витрины просто уродливые и неряшливые. А хочется, чтобы было наоборот, причем не только рядовым гражданам, но и московским властям, еще в 1999 году утвердившим специальные "Требования по художественно-световому оформлению витрин предприятий потребительского рынка и услуг". В соответствии с этим документом все городские витрины должны быть чисты и красивы. Их надлежит вовремя украшать к праздникам, оформлять в соответствии с временем года и надлежащим образом освещать. Кроме того, каждому взглянувшему на витрину должно быть ясно, что, собственно, данный магазин может предложить покупателям. Ежегодно в Москве проводятся конкурсы, выявляющие передовиков витринного производства. Не в смысле качества, а в смысле эстетики, конечно. Но, по словам самих участников соревнования, выбирать в Москве особенно не из чего. Витринная эстетика столицы пока только формируется, и позиция "дизайнер" есть далеко не в каждом штатном расписании. Как знать, быть может, через несколько лет московские улицы будут усыпаны жемчужинами оформительского искусства, возле которых, как возле музейных витрин, будут останавливаться восхищенные горожане.

Также в рубрике:

ОДНА НЕДЕЛЯ

ДЕНЬ ТЕАТРА

СКАНДАЛ

  • С арией на выход
    В Петрозаводске актеры Музыкального театра объявили голодовку

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОДРОБНОСТИ

ВЫСТАВКА

АКЦИЯ

КАНИКУЛЫ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

КОНКУРСЫ

ПРОИСШЕСТВИЕ

"ТЭФИ"

ЛИДЕР ПРОДАЖ

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Теперь! Необычное световое оформление витрин выгодно.