Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7156) 3 - 9 декабря 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Меценаты и театр: до и после кризиса

А счастье было так возможно, так близко

С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ

Ольга ХЛОПИНА
Государственный институт искусствознания


Официальная статистика за 1997 год свидетельствует, что театры получили в общем объеме поступивших средств 2, 98 процента ассигнований от спонсоров и меценатов. На первый взгляд немного. Но мал золотник, да дорог! Без поддержки со стороны частного капитала было бы невозможно: учредить ежегодную премию российских деловых кругов "Кумир", инициатором которой выступил КБ "Юнисбест"; проводить ежегодный фестиваль "Золотая маска" - генеральный спонсор компания "Нескафе Голд"; отпраздновать столетие МХАТа - поддержка компании "Филип Моррис" и многое другое. В рамках маркетингового исследования театрального рынка России Государственный институт искусствознания в 1998 году продолжил начатое в 1995 году изучение практики благотворительности в театральном деле, поставив перед собой задачу - исследовать "внутренние течения" процесса "меценаты - театр". Проведенный анализ позволил выявить следующую картину: 29 процентов от общего объема благотворительных акций приходится на эстраду, на театральную деятельность - 22 процента, музыку - 10, издательскую и литературную деятельность - 13, музеи и выставочную деятельность - по 9 процентов. Как же и в чем проявилась меценатская и спонсорская поддержка театрального искусства?

Отметим, что мы не обнаружили прямой зависимости между размером капитала организации-донора и ее желанием оказать организационную или финансовую помощь театру или театральному проекту. Подчеркнем также, что, с удовольствием рассказывая о своем меценатстве, благотворители предпочитают умалчивать о размерах помощи. Правда, сказанное не относилось к таким крупным банкам, как МЕНАТЕП, Инкомбанк, Национальный Резервный Банк.

Данные исследования показали, что благотворительная поддержка театрального искусства велась в основном по трем направлениям: во-первых, в виде субсидирования театральных проектов такого рода, как проведение фестивалей, учреждение театральных премий; во-вторых, в виде оказания постоянной финансовой помощи конкретному театру. В этом случае банк (фирма, фонд, компания) выступал, как правило, в роли генерального спонсора театра: например, Инкомбанк - Театр Олега Табакова; КБ Альба-Альянс - МХАТ им. Чехова; Средневолжский КБ - Академический театр драмы им. М.Горького; Сургутнефтьгаз - Театр им. Вахтангова; ЗАО "Татрус" - Театр частной антрепризы Антона Чехова; РЦ "Унима" - Московский театр детской книги "Волшебная лампа"; ОАО "Царицыно", АО "Бабаевское", ОНЭКСИМбанк - Театр "Современник"; АО "Русское Золото" - Театр Ленком и т.д.; в- третьих, в виде разовых спонсорских вкладов.

Нередко спонсор оказывал поддержку по всем трем направлениям, да при этом еще и финансировал другие секторы культуры и искусства - Сургутнефтьгаз, Газпром, Аэрофлот, Филип Моррис, МОСТ-банк, Инкомбанк и другие.

Распределение средств доноров по трем направлениям выглядело так: разовые спонсорские вклады - 42, 8 процента; поддержка фестивалей, учреждение премий, стипендий, помощь в организации разного рода театральных проектов - 28,6; постоянная помощь театру в виде спонсорства или генерального спонсорства - 28,6.

Очевидно, что наибольший удельный вес в общем объеме спонсорских акций имеют разовые спонсорские вклады, которые подразделяются на:

- постановку спектакля в государственном театре - 26 процентов,

- театральный проект независимого продюсера - 10,

- стипендии и премии актерам и режиссерам - 8,

- изготовление декораций и костюмов - 8,

- прочее, в том числе обеспечение гастрольных поездок, целевые показы спектакля и т.д. - 48 процентов.

Характерно, что в ответах на вопрос: "Если бы вы решили оказать финансовую помощь тем или иным проектам, то кому бы вы отдали предпочтение?", большинство респондентов - 66 процентов - ответили: "Государственному репертуарному театру в целом"; 34 процента дали ответ: "Конкретному спектаклю государственного театра", и никто (!) не высказал желания поддержать театральный проект независимого продюсера.

Вероятно, такое положение может свидетельствовать либо об определенном консерватизме потенциальных спонсоров, либо о недостаточно широком освещении постановок, осуществленных независимой антрепризой, что делает ее менее привлекательной в глазах возможных благотворителей. Правда, такие "хиты" антрепризы, как "Персидская сирень", "Ван Гог", практически все спектакли Театра частной антрепризы Антона Чехова, спектакли Театра Луны на стадии его становления, активно поддерживались банками и компаниями. А это значит, что как и для всего театрального меценатства, спонсирование частной антрепризы зависит от имени, "звездности" режиссера- постановщика, популярности занятых в спектакле актеров.

Отметим еще две особенности, связанные со спонсорской поддержкой театрального искусства. Первая - "текучесть" мецената - спонсора - благотворителя. Уже упомянутый Театр Луны после появления на свет пользовался мощной поддержкой со стороны частного капитала. Такие банки, как МЕНАТЕП и ОНИКСбанк, перечисляли театру чуть ли не половину необходимых средств. Сегодня театр существует на средства правительства Москвы и весьма доволен этим обстоятельством. Практически так же сложились дела у Театра "Школа современной пьесы": если еще в 1997 году генеральный спонсор театра компания "Союзконтракт" активно поддерживала театр, то в 1998 году практически устранилась от помощи. О подобном "непостоянстве" спонсоров может говорить и "Современник".

Второй момент более щекотлив и, насколько нам известно, никогда не затрагивался в исследованиях проблем культурного меценатства. Мы имеем достоверную информацию, что в ряде случаев спонсорская поддержка является не чем иным, как замаскированным кредитованием, правда, беспроцентным. Можно, разумеется, понять и кредитора, и получателя кредита, однако в этом случае само понятие меценатства, благотворительности становится неприемлемым. В настоящий момент уже известно, что на неопределенный срок заморожена престижная театральная премия "Кумир", по имеющимся у нас сведениям, уходит с российского рынка фирма "Самсунг" - генеральный спонсор Большого театра; прекращает финансирование Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" фирма "Нескафе Голд"; откладывает до лучших времен присуждение премии за лучшую современную пьесу Мост-банк и т.д. Конечно, не хочется думать, что это начало обвала, но надеяться, что благотворители усилят свою помощь театрам, означает выдавать желаемое за действительное.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Мы попросили представителей крупных банков и компаний, работающих на российском рынке, ответить на вопрос: "Каким образом повлиял финансовый кризис в России на осуществление их благотворительных проектов?"

    

Компания "Филип Моррис"

Благотворительная деятельность - одна из важнейших составляющих политики "Филип Моррис", замечательная традиция, которую компания поддерживает и развивает в течение вот уже 40 лет, осуществляя широкую поддержку искусства и культуры и выступая ведущим спонсором программ в этой области более чем в 180 странах мира. Только за последние два года в России "Филип Моррис" оказала финансовую поддержку многим культурным программам, среди которых Международный фотофестиваль "История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов", Международный музыкальный фестиваль "Д.Д.Шостакович и мировая музыкальная культура", Второй международный месяц фотографии "Фотобиеналле"-98, джазовый тур лучших музыкантов Нью-Йорка по городам России. Компания выступила генеральным спонсором Московского театра оперетты, конкурса "Провинциальная муза" в Волгограде, конкурса "Дебют" для молодых солистов оперы и балета в Новосибирске и др. В условиях экономического кризиса искусство и культура как никогда нуждаются в спонсорской поддержке. Понимая это, компания "Филип Моррис" и впредь намерена способствовать осуществлению проектов в области культуры и искусства России.

    

Банк МЕНАТЕП

До 17 августа, как известно, банк МЕНАТЕП входил в десятку крупнейших организаций-благотворителей России. Ежегодно на благотворительные цели мы выделяли более двух миллионов долларов США. К сожалению, по известным причинам банк МЕНАТЕП был вынужден свернуть все благотворительные программы. Сегодня речь идет не о меценатской помощи, а о выживании самого банка.

    

Компания "Шеврон"

Компания "Шеврон" работает в России с 1991 года. Несмотря на трудности, возникшие в стране в результате финансового кризиса, наша компания намерена продолжать свою работу в России. Компания ведет благотворительную деятельность во всех странах, где она работает. Как и в бюджете любой крупной американской корпорации, в бюджете "Шеврона" расходы на благотворительность выделены отдельной статьей. Несмотря на мировой нефтяной кризис и вызванные этим кризисом убытки, компания осуществляла и продолжает осуществлять благотворительную деятельность в России в том размере, в каком это было запланировано. В 1998 году финансирование благотворительных проектов "Шеврона" не прекращалось. По сравнению с 1997 годом размеры благотворительной помощи увеличились на 7 процентов.

    

Компания "ЛУКойл"

Уходящий год оказался щедрым на неприятные сюрпризы - экономический кризис не пощадил никого. Не избежала общей участи и крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл". Но, несмотря на сложности в экономике, руководство компании приняло решение не прекращать благотворительной и спонсорской деятельности, которая ведется уже на протяжении шести лет, носит плановый характер и имеет определенные традиции. В 1998 году компания "ЛУКойл" выполнила все свои обязательства в сфере благотворительности и спонсорства. Уже пролонгированы на 1999 год все долгосрочные договоры о культурном сотрудничестве с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им.П.И.Чайковского, Академическим хореографическим ансамблем "Березка", Академическим Пермским театром оперы и балета, генеральным спонсором которых "ЛУКойл" является уже продолжительное время, а также заключен договор о сотрудничестве с Государственным академическим русским народным ансамблем "Россия". В настоящее время разрабатывается целевая программа благотворительной деятельности в г.Калининграде (Балтия).

Также в рубрике:

С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

  • Чтобы помнили
    Каждую минуту на Земле жертвами СПИДа становятся 5 человек

В ТЮРЬМАХ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;