Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7156) 3 - 9 декабря 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМеценаты и театр: до и после кризисаА счастье было так возможно, так близко С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮОльга ХЛОПИНА Официальная статистика за 1997 год свидетельствует, что театры получили в общем объеме поступивших средств 2, 98 процента ассигнований от спонсоров и меценатов. На первый взгляд немного. Но мал золотник, да дорог! Без поддержки со стороны частного капитала было бы невозможно: учредить ежегодную премию российских деловых кругов "Кумир", инициатором которой выступил КБ "Юнисбест"; проводить ежегодный фестиваль "Золотая маска" - генеральный спонсор компания "Нескафе Голд"; отпраздновать столетие МХАТа - поддержка компании "Филип Моррис" и многое другое. В рамках маркетингового исследования театрального рынка России Государственный институт искусствознания в 1998 году продолжил начатое в 1995 году изучение практики благотворительности в театральном деле, поставив перед собой задачу - исследовать "внутренние течения" процесса "меценаты - театр". Проведенный анализ позволил выявить следующую картину: 29 процентов от общего объема благотворительных акций приходится на эстраду, на театральную деятельность - 22 процента, музыку - 10, издательскую и литературную деятельность - 13, музеи и выставочную деятельность - по 9 процентов. Как же и в чем проявилась меценатская и спонсорская поддержка театрального искусства? Отметим, что мы не обнаружили прямой зависимости между размером капитала организации-донора и ее желанием оказать организационную или финансовую помощь театру или театральному проекту. Подчеркнем также, что, с удовольствием рассказывая о своем меценатстве, благотворители предпочитают умалчивать о размерах помощи. Правда, сказанное не относилось к таким крупным банкам, как МЕНАТЕП, Инкомбанк, Национальный Резервный Банк. Данные исследования показали, что благотворительная поддержка театрального искусства велась в основном по трем направлениям: во-первых, в виде субсидирования театральных проектов такого рода, как проведение фестивалей, учреждение театральных премий; во-вторых, в виде оказания постоянной финансовой помощи конкретному театру. В этом случае банк (фирма, фонд, компания) выступал, как правило, в роли генерального спонсора театра: например, Инкомбанк - Театр Олега Табакова; КБ Альба-Альянс - МХАТ им. Чехова; Средневолжский КБ - Академический театр драмы им. М.Горького; Сургутнефтьгаз - Театр им. Вахтангова; ЗАО "Татрус" - Театр частной антрепризы Антона Чехова; РЦ "Унима" - Московский театр детской книги "Волшебная лампа"; ОАО "Царицыно", АО "Бабаевское", ОНЭКСИМбанк - Театр "Современник"; АО "Русское Золото" - Театр Ленком и т.д.; в- третьих, в виде разовых спонсорских вкладов. Нередко спонсор оказывал поддержку по всем трем направлениям, да при этом еще и финансировал другие секторы культуры и искусства - Сургутнефтьгаз, Газпром, Аэрофлот, Филип Моррис, МОСТ-банк, Инкомбанк и другие. Распределение средств доноров по трем направлениям выглядело так: разовые спонсорские вклады - 42, 8 процента; поддержка фестивалей, учреждение премий, стипендий, помощь в организации разного рода театральных проектов - 28,6; постоянная помощь театру в виде спонсорства или генерального спонсорства - 28,6. Очевидно, что наибольший удельный вес в общем объеме спонсорских акций имеют разовые спонсорские вклады, которые подразделяются на: - постановку спектакля в государственном театре - 26 процентов, - театральный проект независимого продюсера - 10, - стипендии и премии актерам и режиссерам - 8, - изготовление декораций и костюмов - 8, - прочее, в том числе обеспечение гастрольных поездок, целевые показы спектакля и т.д. - 48 процентов. Характерно, что в ответах на вопрос: "Если бы вы решили оказать финансовую помощь тем или иным проектам, то кому бы вы отдали предпочтение?", большинство респондентов - 66 процентов - ответили: "Государственному репертуарному театру в целом"; 34 процента дали ответ: "Конкретному спектаклю государственного театра", и никто (!) не высказал желания поддержать театральный проект независимого продюсера. Вероятно, такое положение может свидетельствовать либо об определенном консерватизме потенциальных спонсоров, либо о недостаточно широком освещении постановок, осуществленных независимой антрепризой, что делает ее менее привлекательной в глазах возможных благотворителей. Правда, такие "хиты" антрепризы, как "Персидская сирень", "Ван Гог", практически все спектакли Театра частной антрепризы Антона Чехова, спектакли Театра Луны на стадии его становления, активно поддерживались банками и компаниями. А это значит, что как и для всего театрального меценатства, спонсирование частной антрепризы зависит от имени, "звездности" режиссера- постановщика, популярности занятых в спектакле актеров. Отметим еще две особенности, связанные со спонсорской поддержкой театрального искусства. Первая - "текучесть" мецената - спонсора - благотворителя. Уже упомянутый Театр Луны после появления на свет пользовался мощной поддержкой со стороны частного капитала. Такие банки, как МЕНАТЕП и ОНИКСбанк, перечисляли театру чуть ли не половину необходимых средств. Сегодня театр существует на средства правительства Москвы и весьма доволен этим обстоятельством. Практически так же сложились дела у Театра "Школа современной пьесы": если еще в 1997 году генеральный спонсор театра компания "Союзконтракт" активно поддерживала театр, то в 1998 году практически устранилась от помощи. О подобном "непостоянстве" спонсоров может говорить и "Современник". Второй момент более щекотлив и, насколько нам известно, никогда не затрагивался в исследованиях проблем культурного меценатства. Мы имеем достоверную информацию, что в ряде случаев спонсорская поддержка является не чем иным, как замаскированным кредитованием, правда, беспроцентным. Можно, разумеется, понять и кредитора, и получателя кредита, однако в этом случае само понятие меценатства, благотворительности становится неприемлемым. В настоящий момент уже известно, что на неопределенный срок заморожена престижная театральная премия "Кумир", по имеющимся у нас сведениям, уходит с российского рынка фирма "Самсунг" - генеральный спонсор Большого театра; прекращает финансирование Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" фирма "Нескафе Голд"; откладывает до лучших времен присуждение премии за лучшую современную пьесу Мост-банк и т.д. Конечно, не хочется думать, что это начало обвала, но надеяться, что благотворители усилят свою помощь театрам, означает выдавать желаемое за действительное. ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯМы попросили представителей крупных банков и компаний, работающих на российском рынке, ответить на вопрос: "Каким образом повлиял финансовый кризис в России на осуществление их благотворительных проектов?"
Компания "Филип Моррис" Благотворительная деятельность - одна из важнейших составляющих политики "Филип Моррис", замечательная традиция, которую компания поддерживает и развивает в течение вот уже 40 лет, осуществляя широкую поддержку искусства и культуры и выступая ведущим спонсором программ в этой области более чем в 180 странах мира. Только за последние два года в России "Филип Моррис" оказала финансовую поддержку многим культурным программам, среди которых Международный фотофестиваль "История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов", Международный музыкальный фестиваль "Д.Д.Шостакович и мировая музыкальная культура", Второй международный месяц фотографии "Фотобиеналле"-98, джазовый тур лучших музыкантов Нью-Йорка по городам России. Компания выступила генеральным спонсором Московского театра оперетты, конкурса "Провинциальная муза" в Волгограде, конкурса "Дебют" для молодых солистов оперы и балета в Новосибирске и др. В условиях экономического кризиса искусство и культура как никогда нуждаются в спонсорской поддержке. Понимая это, компания "Филип Моррис" и впредь намерена способствовать осуществлению проектов в области культуры и искусства России.
Банк МЕНАТЕП До 17 августа, как известно, банк МЕНАТЕП входил в десятку крупнейших организаций-благотворителей России. Ежегодно на благотворительные цели мы выделяли более двух миллионов долларов США. К сожалению, по известным причинам банк МЕНАТЕП был вынужден свернуть все благотворительные программы. Сегодня речь идет не о меценатской помощи, а о выживании самого банка.
Компания "Шеврон" Компания "Шеврон" работает в России с 1991 года. Несмотря на трудности, возникшие в стране в результате финансового кризиса, наша компания намерена продолжать свою работу в России. Компания ведет благотворительную деятельность во всех странах, где она работает. Как и в бюджете любой крупной американской корпорации, в бюджете "Шеврона" расходы на благотворительность выделены отдельной статьей. Несмотря на мировой нефтяной кризис и вызванные этим кризисом убытки, компания осуществляла и продолжает осуществлять благотворительную деятельность в России в том размере, в каком это было запланировано. В 1998 году финансирование благотворительных проектов "Шеврона" не прекращалось. По сравнению с 1997 годом размеры благотворительной помощи увеличились на 7 процентов.
Компания "ЛУКойл" Уходящий год оказался щедрым на неприятные сюрпризы - экономический кризис не пощадил никого. Не избежала общей участи и крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл". Но, несмотря на сложности в экономике, руководство компании приняло решение не прекращать благотворительной и спонсорской деятельности, которая ведется уже на протяжении шести лет, носит плановый характер и имеет определенные традиции. В 1998 году компания "ЛУКойл" выполнила все свои обязательства в сфере благотворительности и спонсорства. Уже пролонгированы на 1999 год все долгосрочные договоры о культурном сотрудничестве с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им.П.И.Чайковского, Академическим хореографическим ансамблем "Березка", Академическим Пермским театром оперы и балета, генеральным спонсором которых "ЛУКойл" является уже продолжительное время, а также заключен договор о сотрудничестве с Государственным академическим русским народным ансамблем "Россия". В настоящее время разрабатывается целевая программа благотворительной деятельности в г.Калининграде (Балтия). Также в рубрике:
|