Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 2 (7113) 22 - 28 января 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

...Все помня, даже старые стихи

Беседу вела Елена ГРАНДОВА


25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 60 лет. Сегодня о Владимире Семеновиче вспоминает актер и режиссер Иван ДЫХОВИЧНЫЙ, в определенный период своей жизни бывший большим другом В.Высоцкого.

    

-У Высоцкого есть стихотворение: "И друга закадычного Ивана Дыховичного". Не многим из друзей посвящаются поэтические строки. Но слишком многие сегодня причисляют себя к друзьям Владимира Семеновича, делясь "воспоминаниями", которых не было и быть не могло... Какова история ваших взаимоотношений?

- Откровенно говоря, меня совершенно не волнует количество мнимых "друзей" Володи. Известно, что "школьная парта длиной в километр"... А когда знаменитый человек умирает, его "одноклассников" становится в десять раз больше. Что поделаешь, судьба такая! Другое дело, что налипают к его имени совсем не те люди, с которыми при жизни Володе было интересно. И вот они-то и начинают кликушествовать вокруг его памяти, что даже в памятниках выразилось. Надувающаяся пошлятина, которая всегда была омерзительна Володе, вносит в это кликушество свою немалую лепту.

Если говорить об истории моих с Володей отношений. то это моя личная с ним история. Я никогда не пишу никаких воспоминаний, не участвую в вечерах его памяти. Есть строка в стихотворении. Пусть она и остается. Могу лишь сказать, что расстались мы с Володей за три года до его смерти, наверное, тоже не случайно, как и встретились. Много лет были близкими друзьями, но что-то стало происходить, чего ни он, ни я видеть не хотели. Я ушел из Театра на Таганке, где мы вместе работали, после чего всего один раз был там, о чем жалею: я не любитель наблюдать, как из человека уходит что-то. Впрочем, для меня он не изменился, могу совершенно определенно сказать. что для меня было в нем главным, за что я очень Володю любил. Прежде всего, это абсолютная детскость, наивность, прямота и простота чувств. Внешне он был пижонист, и в этом тоже было столько детской наивности! Скажем, он обожал зажигалочки, цепочки, значочки, машинки детские. Автомобили, в которых он ничего не понимал, тоже ведь были этими маленькими детскими машинками. И вместе с тем это был человек, наделенный невероятным Божьим даром, абсолютной интуицией и потрясающей энергией, которой он с ходу заряжал других. Его отличала истинная любовь к своему пространству и времени, несмотря на большое количество отчаяния и даже злости, которые есть во многих его вещах.

    

- Вы сказали "к своему пространству и времени". Можно слышать суждения, что сегодня Высоцкий уже не "звучит", что он человек вот именно своего времени, что его невозможно представить себе сегодня с гитарой, к тому же шестидесятилетним...

- Утверждение, что Высоцкий - человек на свое время, считаю полной ошибкой. Явление, если оно ненастоящее, умирает через 5-6 лет. С Высоцким этого не произошло, потому что он, хоть я и не люблю этого слова, - народный, лучше сказать, - исконный человек. Ведь он ценен не песенками про пьяных и вытрезвители, как бы его ни опошляли этими песенками. Удивительно, но он, абсолютно свободный человек, мог писать и написал свои лучшие стихи и песни в условиях страшной несвободы. В них было гораздо больше, нежели проклятия в адрес бюрократов и очередей, что отличало в те годы творчество многих, которых сегодня уже нельзя слушать. Володю не просто слушают сегодня, но слушают сокровенно, потому что его лучшие музыкально- поэтические новеллы - о каких-то очень сокровенных, важных движениях человеческой души. О какой-то такой неразгаданной глубине, которую разгадывать еще очень долго, и не разгадать. Я удивляюсь, почему о нем сегодня нет ни одного фильма, книги. Что имеем, не только не храним, но и плакать не желаем. Я, например, обязательно сделаю, как сейчас говорят, клип на мою любимую Володину песню "Баллада о брошенном корабле". По-моему, она выражает главное его качество - трагизм. Истинный российский трагизм. Есть и еще одна вещь, о которой хочется сказать. Не сопоставляя масштабы дарования и, так сказать, удельный вес в отечественной культуре, утверждаю: и Пушкина, и Лермонтова вечными сделали не массы, а немногие. Не надо иллюзий! Этот небольшой процент немногих, способных понять и оценить глубину явления в искусстве, во все времена - величина постоянная. Истинных ценителей Высоцкого сегодня столько же, сколько было двадцать лет назад. Ушел ажиотаж, прошла мода, растворились в новых кумирах те, кто охотно растворяется в новых "звездах". Остались ценители таланта Высоцкого, а то, что это был человек огромного таланта, - бесспорно. Поэтому ни сегодня, ни завтра Володе забвение не грозит.

    

- Не могли бы вы вспомнить что-то такое из вашей с Высоцким дружбы, что особенно врезалось в память, помогло открыть в нем что-то для себя новое?

- Как-то мы сидели в Матвеевском, где Володя снимал квартиру. Вдруг он говорит: ой, Вань, смотри-ка, попугайчики! И дальше, почти сразу, мы стали петь эту песню. К авторству я не имею никакого отношения, но в каком-то смысле помогал. А вот эпизод, который запомнился навсегда и многое в Володе для меня открыл. В России человек проверяется в драке. Одни сразу убегают, другие извиняются, третьи зовут милицию, четвертые обещают "еще встретиться". А настоящий мужик дерется. Дело было на хоккее. Началась драка, и абсолютно трезвый Высоцкий, не раздумывая, сразу в нее бросился. Он был отчаянный и страстный. С той же страстью он входил в любой зал, зная, что его победит. Он был гладиатором и ребенком одновременно.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ТЕМА ДНЯ

К 100-ЛЕТИЮ МХАТа

ГАСТРОЛИ

ПОСЛЕ СУДА

КРУТО!

ОФИЦИОЗ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;