Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7424) 22 - 28 апреля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияТруднодоступные люди"Рабочий и колхозница" пока остаются для реставраторов загадкой МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДААнна МАРТОВИЦКАЯ Вернутся ли на свое законное место легендарные "Рабочий и колхозница"? Этот вопрос занимает москвичей вторую неделю: по городу циркулируют упорные слухи о том, что на реставрацию демонтированного прошлым летом памятника не хватает ни средств, ни специалистов. Официальные власти столицы эту информацию опровергают, но вынуждены признать: реконструкция творения Веры Мухиной оказалась настолько сложной, что продлится гораздо дольше первоначально намеченного срока. Напомним, что знаменитая скульптура, признанная "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935 - 1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Когда изваяние установили во французской столице, пресса единогласно назвала его "первым достойным конкурентом Эйфелевой башни". Пожалуй, это был звездный час "Рабочего и колхозницы", хотя и на Родине их со временем признали выдающейся достопримечательностью Москвы. После окончания выставки статуя была разобрана (как зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в ряде мест фигуры просто разрезали автогеном), перевезена в российскую столицу и вновь восстановлена из более толстых листов стали и смонтирована на гораздо более низком постаменте. Теперь уже всеми экспертами признано, что это исказило восприятие скульптуры, рассчитанной на довольно приличную высоту "вознесения": Мухина намеренно укрупняла отдельные детали и несколько утрировала движение. В 1975 году Моссовет принял решение о подготовке для памятника нового, более высокого постамента. Проектирование было поручено Борису Иофану, создавшему в 1937 году павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, но в начале 1976 года архитектор скончался. Следующий конкурс на проектирование постамента и подыскание нового места для "Рабочего и колхозницы" были проведены в 1987 году. Наиболее приемлемым признали не застроенное тогда пространство около Центрального дома художника. Однако авторитетная экспертная комиссия высказалась против переноса статуи: если ее обшивка из листовой нержавеющей стали сохранилась в удовлетворительном состоянии, то внутренний металлический каркас нуждался в почти полной замене из-за коррозии. Творение Мухиной решили оставить в покое, тем более что грянула перестройка и символы советской эпохи в одночасье перестали быть актуальными. В начале 1990-х "Рабочего и колхозницу" даже пыталась купить одна американская фирма, но столичные и федеральные власти - надо признать, не без размышлений - высказались против этой затеи. Было решено, что рано или поздно в самой России найдутся средства на реставрацию статуи. В том, что реставрация ей нужна, каждый посетитель ВВЦ мог убедиться лично: заплатки на монументе были видны за километр. А специалисты так и вовсе трубили тревогу: внутренний, несущий каркас памятника проржавел, ударная вязкость довоенного металла равнялась нулю. Дело в том, что во времена создания скульптуры не было технологий, связанных с работой из листовых нержавеющих материалов. Для создания памятника была использована сталь, которая обычно применялась в самолетостроении. К тому же скульптура была собрана таким образом, что нормальный уход за ней "изнутри" был невозможен. У памятника было много недоступных мест: руки и ноги героев, косынка колхозницы. Фактически реставраторы могли добраться только в торсовые части и в головы скульптуры. Особенно сильно пострадала от отсутствия гигиены и ремонта женская половина монумента: шарф в руках девушки опустился почти до пояса, юбка от птичьего помета вся покрылась коррозийными язвами, а правая нога неестественно искривилась. Демонтаж знаменитой скульптуры - отдельная эпопея, о которой сегодня красноречивее всего расскажут фотографии. Огромные стальные руки, занявшие все пространство перед монументом, или головы, которые на высоте казались вполне человеческими, а на земле выглядят устрашающе... Характерно, что работы по демонтажу не были вовремя профинансированы и велись в опасном режиме. Фактически скульптуру разобрали без специальных строительных лесов, с помощью вышки, которую предоставило МЧС, и крана. Вряд ли этот подвиг кто-нибудь решится повторить, поэтому сейчас перед архитекторами стоит главная задача - спроектировать такие металлические несущие конструкции, чтобы к каждому элементу памятника был обеспечен безопасный для жизни будущих реставраторов доступ. Не меньшую головную боль вызывает вопрос о реставрации той самой стали, которая отличает памятник Мухиной от произведений ее современников. У российских архитекторов нет опыта работы с довоенной листовой сталью. Только сейчас создается специальная комиссия по этому вопросу, куда должны войти специалисты из Министерства промышленности и энергетики, Института стали и сплавов, НИИ металлоконструкций. Парадоксально, но все это делается как бы на добровольных началах: средства, предусмотренные постановлением Правительства Москвы на восстановление монумента, не выделяются, так как нет проекта реставрации, а проект толком не готовится, так как, во-первых, нет на это денег, а во-вторых, не завершена экспертиза состояния металла скульптуры. ...Известно, что после реставрации обновленный монумент таки воздвигнут на высоту 34 метра - на специальный павильон-постамент, в котором расположатся многофункциональный торговый комплекс и автостоянка. Еще прошлым летом в качестве срока возвращения скульптуры к ВВЦ назывался 2005 год. Теперь власти проявляют осторожность и говорят то о 2006-м, то о 2008-м. Реставраторы смотрят на дело еще более реалистично, по их мнению, в разобранном виде "Рабочий и колхозница" могут находиться до семи лет. И то при условии, что финансирование реставрации все-таки будет открыто. Также в рубрике:
|