Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7426) 13 - 19 мая 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЛюди, птицы, бомжи..."Снегурочка" в Мариинском театре МУЗЫКАЕлена ТРЕТЬЯКОВА
"Снегурочка" в Мариинском театре поставлена Александром Галибиным и Георгием Цыпиным по последней моде - на сцене суперзанавес с изображением очередного обшарпанного петербургского дома. Из прорези нарисованных ворот выходит бомж с мусорным бачком на колесах. Бомж - он же Леший. Вокруг клубятся люди-птицы в черных одеяниях и белых масках-клювах. Черные вороны, призраки Петербурга, с газетами в руках... Юбилей родного города не дает покоя постановщикам, творящим очередной петербургский культурный миф. За апрель это уже четвертый спектакль, эксплуатирующий тему города, в котором происходят события вполне невероятные. Причем не важно какого города. Мрачный ли это город "Аиды" Д.Чернякова в Новосибирском театре оперы и балета, двор ли колодец "Носа" Гоголя - Шостаковича в Мариинском, дом-суперзанавес в "Огненном ангеле" в Большом театре и опять дом в "Снегурочке". Тема мертвого города - города-тюрьмы, города-разрушителя, города - хранителя призраков и страшных видений актуализирована на самом разном исходном материале. И вряд ли такие несхожие по типу мышления, по мироощущению режиссеры, как Д.Черняков, Ю.Александров, Ф.Замбелло и А.Галибин, вступили в намеренный сговор запустить идею в тираж. Они явно транслировали то, что носится в воздухе. Впрочем, это может стать темой отдельной статьи, ибо идея развивается в каждом случае по-разному. Применительно же к "Снегурочке" дом становится границей между реальностью и фантазией или сказкой, или притчей о том, почему город мертв, почему он погибает. От отсутствия солнца и любви. Серый круглый диск-подиум, на котором проходят события Пролога и первых двух актов, в финале превращается в светящийся бронзовый солнечный лик, и цветовая гамма спектакля модулирует от холодных, голубовато-зеленых тонов к желтым и красным. Мир за стеной разваливающегося дома оказывается меняющимся, пестрым и совершенно непредсказуемым по стилевому, ассоциативному образному наполнению. То кажется, что вы попали на спектакль Московского театра оперетты, а Весна и Дед Мороз - это Ганна Главари в блестках и легкомысленный граф Данила в смокинге и с тросточкой в руках. То предстает перед вами подиум, на котором птицы-модницы проводят дефиле от кутюр. То чудится какой-нибудь кремлевский концерт - может, Иосифа Кобзона, а может, Надежды Бабкиной (по признакам псевдорусской безвкусицы). Все это "наложено" на лубочные картинки, спроецированные на задник с видом причудливых дев-русалок, котов, собак, петухов и прочей живности. Иногда вас заносит в мир фэнтези, где ходят люди с домами на головах или с огромными прозрачными яйцами вместо голов. Наверное, все это наполнено глубоким смыслом, особенно для знатоков фольклора, русских обрядов и ритуалов (для постановки пластики был специально приглашен знаток всего вышеперечисленного Александр Илиев). И если вооружиться соответствующей литературой и проконсультироваться у специалистов, каждый зритель чем-нибудь да обогатится. А так он - обыкновенный зритель - поставлен в ситуацию того самого Лешего, который бомж, в голове коего густая каша из обрывков всего, что дает современная массовая культура - от русалок на стенках до эстрадной попсы с "Балаган-limited" во главе. Нельзя исключить также шальную мысль, что вся эта провокация и есть концепция. Что, мол, копаясь в мусорном бачке в грязной подворотне, грезит Леший о цветных сказках про справедливость мира, про то, что "солнце взойдет". Неслучайно ведь серые стены дома становятся иногда прозрачными, будто все эти в карнавальных нарядах люди реально обитают в трущобах и ждут, что жизнь изменится. И неслучайно Снегурочка, пришедшая по лунной дороге из глубины сцены, по лунной же дороге, но уже развернутой прямо в зал, через оркестровую яму и уйдет, мелькнув белым платьем в темноте зрительного зала. Не растает, а будто растворится в нашем сознании, или останется в сознании как мечта... И неслучайно это одна из самых сильных сцен спектакля, обращенная напрямую к каждому из нас. Оркестр Валерия Гергиева играет партитуру Римского-Корсакова вполне замечательно, но так, будто сцена для него не существует и никак он с ней не соотносится. Играет вдохновенно, на широком дыхании, тактично подавая певцов (особенно на втором спектакле). И поют свои партии исполнители и играют так, будто находятся внутри вполне традиционного спектакля и главное для них - сказка, а не ситуация двоемирия, которая последовательно выстраивается на подмостках. Попадая на авансцену, за черту, где стоит этот самый дом, остаются они внутри своих драм, никак не реагируя на то, что мир вокруг изменился. Будто для удалого доброго молодца Мизгиря в русском кафтане быть на современной Лиговке - дело естественное и обыкновенное, и для костюмированного Леля, и для малявинского вида Купавы тоже, а уж для Снегурочки в белом концертом платье - тем более. Героиней двух премьерных вечеров можно смело назвать Ольгу Трифонову - Снегурочку. Она единственная, кто создает действительно образ - великолепным пением, органикой поведения, какой-то естественной прочувствованностью всего, что с ней происходит. Хорошо звучал Евгений Акимов - Берендей - звонко, полетно, с ясной, отчетливой дикцией. Более трафаретным показался Владимир Мороз - Мизгирь, не хватало драматической наполненности и пения, и поведения. Ольга Савова дважды пропела партию Весны - в первый раз более удачно. В целом голос выровнялся и очевиден рост певицы, которая достойно исполняет сложнейшие партии репертуара Мариинского театра. Из двух исполнительниц партии Леля удачнее показалась первая - Екатерина Семенчук, нежели Наталья Евстафьева. То же можно сказать и о Купаве Екатерины Соловьевой по сравнению с Еленой Ласовской. "Снегурочка" уже звучала в концертном исполнении силами академистов, и не раз. Выход на сцену уже не в партии, а в роли качества собственно пения не снизил. Но ведь спектакль - это именно роли, и над ними еще предстоит работать, в том числе и режиссерски... Также в рубрике:
|