Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7466) 17 - 23 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Саратовские страдания

Нижне-Волжская студия кинохроники может остаться без директора

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Ольга ХАРИТОНОВА
Саратов
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


В Саратове прошел Первый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания". Два жюри - профессиональных документальных фильмов под председательством кинорежиссера из Санкт-Петербурга, генерального директора кинофестиваля "Послание к человеку" Михаила Литвякова и любительского и экспериментального кино, которое возглавляла кинокритик Ирина Гращенкова из Москвы, - посмотрели около 50 картин, представленных на конкурс. Нижне-Волжская студия кинохроники, на базе которой состоялся фестиваль, встречала гостей и участников из Армении и Перми, Екатеринбурга и Германии, Салехарда, обеих наших столиц и других городов России и зарубежья.

К рождению замысла фестиваля причастен директор Музея кино Наум Клейман, принимавший участие в том самом мастер-фесте, что обсуждал чуть больше года назад в Москве перспективы фестивального кинодвижения в российской провинции. Он поддержал тогда идею главного редактора Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяны Зориной, предложившей провести в Саратове смотр документальной мелодрамы как одного из наиболее зрительских жанров, способных вернуть публику в залы, где демонстрируется неигровое кино. Несмотря на сохранившуюся и успешно работающую студию, что само по себе большая редкость, на наличие уважаемых и авторитетных в кинодокументалистике мастеров, таких как Дмитрий Алексеевич Луньков, наш город в отличие, скажем, от Екатеринбурга не любит или не приучен смотреть документальное кино. Руководитель отдела творческих программ Уральского отделения СК России Наталья Решетникова не скрывала, что организаторы саратовского фестиваля столкнулись с немалыми трудностями, но при этом ее поразил колоссальный интеллектуальный и человеческий потенциал, на который можно опереться в организации следующего фестиваля. А то, что мелодрама - жанр востребованный, и говорить не приходится".

Одной из задач "Саратовских страданий" было привлечь внимание зрителей к тому, что в местном Доме кино (второе название студии) можно посмотреть не только премьеры или ретроспективы шедевров мирового кино (они проводятся регулярно), но и программы документальных фильмов, которые завоевывают сегодня все более широкую аудиторию. В этой ситуации нужно непременно сказать несколько добрых слов в адрес отборочной комиссии, которая сумела составить сбалансированный конкурсный показ, где известные ленты соседствовали с картинами, впервые представленными на смотр. Именно такой фильм и получил главный приз жюри профессиональных документальных фильмов. "Для меня настоящим открытием фестиваля стал немецкий фильм "Русский автобус", - говорит лауреат Государственной премии Дмитрий Луньков. - Обстоятельность, проникновенность и душевность, с которой он сделан, позволяют говорить о взаимовлиянии кинематографий. Создатели фильма Ирина Рёринг и Аксель Брандт так подробно исследовали русскую природу и русских людей, что, оставаясь немцами и сохраняя немецкий подход, снимали эту картину по-русски". Член жюри "Саратовских страданий" народный артист России Александр Галко считает: "С такой любовью и уважением, с таким состраданием мы давно уже разучились рассказывать сами о себе. А вот немцы смогли. Если говорить о подлинном сочувствии как основной примете нынешнего документального кино, то в этой картине оно проявилось в полной мере".

Еще одним лидером фестиваля стал режиссер из Армении Арман Ерицян, который привез в Саратов два фильма - "Хочу сказать" и "The end". Им было отдано большинство зрительских голосов - по итогам каждого просмотра велось специальное голосование публики. К тому же молодой режиссер получил одну из главных наград смотра - приз, учрежденный мэром города Юрием Аксененко. Павел Печенкин из Перми, генеральный директор киностудии "Новый курс" и фестиваля "Флаэртиана", показал свою известную картину "Два сына Язили Калимовой. Уинская мелодрама", отмеченную специальным призом главного федерального инспектора по Саратовской области Рената Халикова.

Нижне-Волжская студия кинохроники была представлена двумя картинами, снятыми в минувшем году - "Ловушка" и "Жан". Оператор фильма "Жан" и режиссер "Ловушки" Дмитрий Ланчихин удостоен приза жюри "За талантливый авторский взгляд на мир героя". Среди других лауреатов дебютная лента Дианы Селезневой из ВГИКа "Вера, Надежда, Любовь" и замечательный фильм "Поварихи из Пылаево" Владимира Ротенберга. Директор Северного кочующего кинофестиваля Марина Южанинова заметила, что "устроителям удалось объединить усилия многих симпатичных людей и создать новое, свое фестивальное направление". А председатель жюри любительского и экспериментального кино, кандидат искусствоведения Ирина Гращенкова считает, что "Саратовские страдания" - чрезвычайно современное и удачное решение. Сейчас именно документальное кино дает нам ощущение реальной жизни, реальных людей и внимательно к человеку, что называется срединной жизни. Во многом благодаря тому, что фестивалем выбрана документальная мелодрама, эта срединная жизнь с экрана приходит к зрителю. Приглашение на профессиональный фестиваль непрофессионального любительского кино - тоже саратовское открытие. Среди представленных на этот конкурс фильмов есть просто эскизы и пробы пера, а есть картины экстра-класса. В этом отношении соприкосновение профессионального мастерства с истинно любительской искренностью, смелостью, наивностью полезно и для тех, и для других".

Сегодня на Нижне-Волжской студии кинохроники авторы и организаторы первых "Саратовских страданий" уже готовятся ко вторым. Но, как водится, с этим народным жанром, он, покидая пределы, принадлежащие искусству, смело вторгается в жизнь.

... и в жизни

Наши университетские литературоведы уже не один год дарят городу веселый праздник на основании того счастливого обстоятельства, что подорожная Ивана Александровича Хлестакова была прописана в Саратов. В гоголевской комедии есть другое замечательное наблюдение: про забор, который чуть где поставишь, вокруг тут же навалят всякого сору. Вот оно нашу культурную жизнь отражает не хуже зеркала в эпиграфе к "Ревизору". Дело в том, что много лет по целому ряду как объективных, так и субъективных причин Нижне-Волжская студия кинохроники жила очень и очень тихо. Не станем упрекать в том ее прежнего директора - вполне возможно, что этот опытный и по-своему мудрый человек избрал единственную в перестроечные времена правильную тактику выживания - не привлекать внимания. Его упрекали в бездействии, против него боролись. Однако кинохроника продолжала работать: оставшиеся там люди трудились за очень маленькие деньги, регулярно делая журналы и кино и не очень регулярно - заказные фильмы. Что бы там ни было, в отличие от многих своих коллег Владимир Начинько студию сохранил. По стране таких героев - раз-два и обчелся. Когда государство обратило внимание на документальное кино, произошла вполне оправданная, разумная и естественная перемена: Владимир Александрович возглавил выделившиеся в отдельное подразделение богатые в смысле количества и качества материалов фонды студии, а на место директора был объявлен открытый конкурс, который выиграл Андрей Наймушин. Андрей Олегович больше двадцати лет возглавлял известный в городе киноклуб "Волшебный фонарь", который постепенно, помимо просветительской деятельности, занялся прокатом отечественного и западного кино, а затем и собственным кино и видеопроизводством. Лучшую кандидатуру на этот пост в Саратове найти было трудно. Недаром секретарь местного отделения Союза кинематографистов России режиссер-документалист Марина Иванова так горячо его поддержала и ходатайствовала за Наймушина в самых высоких инстанциях - конкурс был серьезным, а ее мнение имело вес. Что произошло потом, не смог предвидеть никто. Как только Андрей Олегович был назначен директором Нижне-Волжской студии кинохроники (это случилось полтора года назад), Марина Алексеевна стала бороться против него с тем же темпераментом и страстностью талантливого человека, с каким еще вчера боролась за. Правда, старожилы хорошо помнят, сколько сил она потратила на снятие двух предыдущих директоров, и высказывают предположение, что у нее такое хобби, но это, как говорится, к делу не пришьешь. А Иванова шила Наймушину именно дело. Сначала одна за другой на студию потянулись комиссии, проверки, представители контролирующих организаций, "обэпы и убопы". Марина Алексеевна принародно заявляла, что Андрей Олегович - вор. Но поскольку подобные обвинения у нас все еще принято доказывать, все необходимые документы были переданы в суд. Каким загадочным способом ей удалось-таки добиться возбуждения уголовного дела, рассказывать не станем. Тем более что дело закрыто за отсутствием состава преступления. Однако возбуждено-то оно все-таки было. С этой вестью Иванова тут же помчалась в Москву. Сколько у Александра Алексеевича Голутвы своих забот в ФАККе, мы и сами можем догадаться, а тут еще "директор-уголовник" на подведомственной провинциальной студии. Эта информация, к тому времени, правда, устаревшая, видимо, и вынудила ответственного человека произнести на печально знаменитом своими бесконечными скандалами съезде СК, что он уволит директора Нижне-Волжской студии кинохроники (так, во всяком случае, утверждала в местной печати вернувшаяся со съезда Иванова).

А Наймушин, человек совершенно нескандальный и воспринимающий тот сор, что сносят к его забору, с поразительным хладнокровием, занимается делом: на студии снимают фильмы, проводят фестивали, показывают новые игровые и документальные картины, обучают новое поколение молодых кинематографистов. В этом же так легко убедиться тем, кто сомневается, - достаточно приехать и посмотреть. Дом кино за последнее время превращается в Саратове в одно из тех мест, куда хочется прийти, потому что там все время происходит что-то интересное. Вот только что советника по культуре Посольства Японии в Москве здесь гостеприимно встречали и открылся Фестиваль японского кино. В одной из новых документальных картин "Дорога к Сталинграду" примет участие Олег Павлович Табаков. Госкино утвердило несколько заявок на этот год - только успевай работать. Неужели город, область, страна не заинтересованы в том, чтобы в Саратове существовала нормальная, крепкая, рабочая студия? Неужели Голутва действительно уволит Наймушина?

Также в рубрике:

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

ФЕСТИВАЛИ

СОТРУДНИЧЕСТВО

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;