Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7466) 17 - 23 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияСаратовские страданияНижне-Волжская студия кинохроники может остаться без директора КАДРОВАЯ ПОЛИТИКАОльга ХАРИТОНОВА В Саратове прошел Первый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания". Два жюри - профессиональных документальных фильмов под председательством кинорежиссера из Санкт-Петербурга, генерального директора кинофестиваля "Послание к человеку" Михаила Литвякова и любительского и экспериментального кино, которое возглавляла кинокритик Ирина Гращенкова из Москвы, - посмотрели около 50 картин, представленных на конкурс. Нижне-Волжская студия кинохроники, на базе которой состоялся фестиваль, встречала гостей и участников из Армении и Перми, Екатеринбурга и Германии, Салехарда, обеих наших столиц и других городов России и зарубежья. К рождению замысла фестиваля причастен директор Музея кино Наум Клейман, принимавший участие в том самом мастер-фесте, что обсуждал чуть больше года назад в Москве перспективы фестивального кинодвижения в российской провинции. Он поддержал тогда идею главного редактора Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяны Зориной, предложившей провести в Саратове смотр документальной мелодрамы как одного из наиболее зрительских жанров, способных вернуть публику в залы, где демонстрируется неигровое кино. Несмотря на сохранившуюся и успешно работающую студию, что само по себе большая редкость, на наличие уважаемых и авторитетных в кинодокументалистике мастеров, таких как Дмитрий Алексеевич Луньков, наш город в отличие, скажем, от Екатеринбурга не любит или не приучен смотреть документальное кино. Руководитель отдела творческих программ Уральского отделения СК России Наталья Решетникова не скрывала, что организаторы саратовского фестиваля столкнулись с немалыми трудностями, но при этом ее поразил колоссальный интеллектуальный и человеческий потенциал, на который можно опереться в организации следующего фестиваля. А то, что мелодрама - жанр востребованный, и говорить не приходится". Одной из задач "Саратовских страданий" было привлечь внимание зрителей к тому, что в местном Доме кино (второе название студии) можно посмотреть не только премьеры или ретроспективы шедевров мирового кино (они проводятся регулярно), но и программы документальных фильмов, которые завоевывают сегодня все более широкую аудиторию. В этой ситуации нужно непременно сказать несколько добрых слов в адрес отборочной комиссии, которая сумела составить сбалансированный конкурсный показ, где известные ленты соседствовали с картинами, впервые представленными на смотр. Именно такой фильм и получил главный приз жюри профессиональных документальных фильмов. "Для меня настоящим открытием фестиваля стал немецкий фильм "Русский автобус", - говорит лауреат Государственной премии Дмитрий Луньков. - Обстоятельность, проникновенность и душевность, с которой он сделан, позволяют говорить о взаимовлиянии кинематографий. Создатели фильма Ирина Рёринг и Аксель Брандт так подробно исследовали русскую природу и русских людей, что, оставаясь немцами и сохраняя немецкий подход, снимали эту картину по-русски". Член жюри "Саратовских страданий" народный артист России Александр Галко считает: "С такой любовью и уважением, с таким состраданием мы давно уже разучились рассказывать сами о себе. А вот немцы смогли. Если говорить о подлинном сочувствии как основной примете нынешнего документального кино, то в этой картине оно проявилось в полной мере". Еще одним лидером фестиваля стал режиссер из Армении Арман Ерицян, который привез в Саратов два фильма - "Хочу сказать" и "The end". Им было отдано большинство зрительских голосов - по итогам каждого просмотра велось специальное голосование публики. К тому же молодой режиссер получил одну из главных наград смотра - приз, учрежденный мэром города Юрием Аксененко. Павел Печенкин из Перми, генеральный директор киностудии "Новый курс" и фестиваля "Флаэртиана", показал свою известную картину "Два сына Язили Калимовой. Уинская мелодрама", отмеченную специальным призом главного федерального инспектора по Саратовской области Рената Халикова. Нижне-Волжская студия кинохроники была представлена двумя картинами, снятыми в минувшем году - "Ловушка" и "Жан". Оператор фильма "Жан" и режиссер "Ловушки" Дмитрий Ланчихин удостоен приза жюри "За талантливый авторский взгляд на мир героя". Среди других лауреатов дебютная лента Дианы Селезневой из ВГИКа "Вера, Надежда, Любовь" и замечательный фильм "Поварихи из Пылаево" Владимира Ротенберга. Директор Северного кочующего кинофестиваля Марина Южанинова заметила, что "устроителям удалось объединить усилия многих симпатичных людей и создать новое, свое фестивальное направление". А председатель жюри любительского и экспериментального кино, кандидат искусствоведения Ирина Гращенкова считает, что "Саратовские страдания" - чрезвычайно современное и удачное решение. Сейчас именно документальное кино дает нам ощущение реальной жизни, реальных людей и внимательно к человеку, что называется срединной жизни. Во многом благодаря тому, что фестивалем выбрана документальная мелодрама, эта срединная жизнь с экрана приходит к зрителю. Приглашение на профессиональный фестиваль непрофессионального любительского кино - тоже саратовское открытие. Среди представленных на этот конкурс фильмов есть просто эскизы и пробы пера, а есть картины экстра-класса. В этом отношении соприкосновение профессионального мастерства с истинно любительской искренностью, смелостью, наивностью полезно и для тех, и для других". Сегодня на Нижне-Волжской студии кинохроники авторы и организаторы первых "Саратовских страданий" уже готовятся ко вторым. Но, как водится, с этим народным жанром, он, покидая пределы, принадлежащие искусству, смело вторгается в жизнь. ... и в жизниНаши университетские литературоведы уже не один год дарят городу веселый праздник на основании того счастливого обстоятельства, что подорожная Ивана Александровича Хлестакова была прописана в Саратов. В гоголевской комедии есть другое замечательное наблюдение: про забор, который чуть где поставишь, вокруг тут же навалят всякого сору. Вот оно нашу культурную жизнь отражает не хуже зеркала в эпиграфе к "Ревизору". Дело в том, что много лет по целому ряду как объективных, так и субъективных причин Нижне-Волжская студия кинохроники жила очень и очень тихо. Не станем упрекать в том ее прежнего директора - вполне возможно, что этот опытный и по-своему мудрый человек избрал единственную в перестроечные времена правильную тактику выживания - не привлекать внимания. Его упрекали в бездействии, против него боролись. Однако кинохроника продолжала работать: оставшиеся там люди трудились за очень маленькие деньги, регулярно делая журналы и кино и не очень регулярно - заказные фильмы. Что бы там ни было, в отличие от многих своих коллег Владимир Начинько студию сохранил. По стране таких героев - раз-два и обчелся. Когда государство обратило внимание на документальное кино, произошла вполне оправданная, разумная и естественная перемена: Владимир Александрович возглавил выделившиеся в отдельное подразделение богатые в смысле количества и качества материалов фонды студии, а на место директора был объявлен открытый конкурс, который выиграл Андрей Наймушин. Андрей Олегович больше двадцати лет возглавлял известный в городе киноклуб "Волшебный фонарь", который постепенно, помимо просветительской деятельности, занялся прокатом отечественного и западного кино, а затем и собственным кино и видеопроизводством. Лучшую кандидатуру на этот пост в Саратове найти было трудно. Недаром секретарь местного отделения Союза кинематографистов России режиссер-документалист Марина Иванова так горячо его поддержала и ходатайствовала за Наймушина в самых высоких инстанциях - конкурс был серьезным, а ее мнение имело вес. Что произошло потом, не смог предвидеть никто. Как только Андрей Олегович был назначен директором Нижне-Волжской студии кинохроники (это случилось полтора года назад), Марина Алексеевна стала бороться против него с тем же темпераментом и страстностью талантливого человека, с каким еще вчера боролась за. Правда, старожилы хорошо помнят, сколько сил она потратила на снятие двух предыдущих директоров, и высказывают предположение, что у нее такое хобби, но это, как говорится, к делу не пришьешь. А Иванова шила Наймушину именно дело. Сначала одна за другой на студию потянулись комиссии, проверки, представители контролирующих организаций, "обэпы и убопы". Марина Алексеевна принародно заявляла, что Андрей Олегович - вор. Но поскольку подобные обвинения у нас все еще принято доказывать, все необходимые документы были переданы в суд. Каким загадочным способом ей удалось-таки добиться возбуждения уголовного дела, рассказывать не станем. Тем более что дело закрыто за отсутствием состава преступления. Однако возбуждено-то оно все-таки было. С этой вестью Иванова тут же помчалась в Москву. Сколько у Александра Алексеевича Голутвы своих забот в ФАККе, мы и сами можем догадаться, а тут еще "директор-уголовник" на подведомственной провинциальной студии. Эта информация, к тому времени, правда, устаревшая, видимо, и вынудила ответственного человека произнести на печально знаменитом своими бесконечными скандалами съезде СК, что он уволит директора Нижне-Волжской студии кинохроники (так, во всяком случае, утверждала в местной печати вернувшаяся со съезда Иванова). А Наймушин, человек совершенно нескандальный и воспринимающий тот сор, что сносят к его забору, с поразительным хладнокровием, занимается делом: на студии снимают фильмы, проводят фестивали, показывают новые игровые и документальные картины, обучают новое поколение молодых кинематографистов. В этом же так легко убедиться тем, кто сомневается, - достаточно приехать и посмотреть. Дом кино за последнее время превращается в Саратове в одно из тех мест, куда хочется прийти, потому что там все время происходит что-то интересное. Вот только что советника по культуре Посольства Японии в Москве здесь гостеприимно встречали и открылся Фестиваль японского кино. В одной из новых документальных картин "Дорога к Сталинграду" примет участие Олег Павлович Табаков. Госкино утвердило несколько заявок на этот год - только успевай работать. Неужели город, область, страна не заинтересованы в том, чтобы в Саратове существовала нормальная, крепкая, рабочая студия? Неужели Голутва действительно уволит Наймушина? Также в рубрике:
|