Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрМужчина без усов - все равно что женщина с усами"Художник, спускающийся по лестнице". МХТ им. А.П.Чехова Наталия КАМИНСКАЯ
"Мона Лиза с усами" - знаменитое произведение французского дадаиста М.Дюшана. Фраза, вынесенная в заголовок, - шутка русского писателя, еще не знавшего о модернистском литературно-художественном течении дадаизм, возникшем в Европе во время Первой мировой войны. Впрочем, в России того времени своих модернистов хватало, но в отечественном эстетическом бунте, в отличие от бунта политического, всегда есть что-то "небессмысленное" и "небеспощадное". Западная Европа, так исторически сложилось, обычно сообщала своим гражданам больше свободы мыслей и действий. Ныне здравствующий английский драматург Том Стоппард любим россиянами. Вероятно, не в последнюю очередь оттого, что сочиняемые им истории столь же нежны, сколь и философичны, погружают нас в глубокие культурные недра и вместе с тем предлагают вполне жизненные сюжеты. Читаешь пьесу Стоппарда, и кажется: все так просто, житейски понятно, гуманистично, выдержано в добрых классических традициях. Сразу хочется отправить такую пьесу в русский психологический театр, с удовольствием "носить" в ней "свои пиджаки", "пить чай" и прочее. Недолгий опыт освоения Стоппарда российской сценой показывает, однако, что мы ошибаемся. Что пока на сцене царствуют предметы быта и распивается чай, из пьесы улетучиваются и тонкая интеллектуальная игра, и постмодернистский угол зрения. Все это мы сполна получили в спектакле Елены Невежиной, поставленном на Малой сцене МХТ. Еще одна ошибка, хотя, нет слов, сделанная из самых лучших побуждений. Постмодернизм Стоппарда - отнюдь не в детском пририсовывании усов к лицу Джоконды. Он - в склонности мудро и нежно суммировать нажитое человечеством, в стремлении прошить непрерывной нитью памяти непрерывную ткань жизни, связать настоящее с прошлым, как бы они ни отличались на первый взгляд друг от друга. "Художник, спускающийся по лестнице" - пьеса и об искусстве, и о любви, и о масштабах дарования, и о цели творчества, и о смысле простых человеческих чувств. Трех старых авангардистов связывает сложная история любви к одной слепой девушке, трагически ушедшей из жизни. В этой истории есть и таинственная интрига, и ощущение вины, и неуходящая память. Мы застаем художников и молодыми, безоглядно дерзкими, и старыми, впадающими в детство. Понятие "авангард" здесь размыкает рамки художественного и проникает в тип жизни - без обратной связи не только с публикой, так сказать, "потребляющей" искусство, но и с живым существом, требующим реальной любви и защиты. Да и каков сюжет: незрячая женщина среди художников, творцов визуальных впечатлений! И вот мхатовские артисты, привыкшие искать внятные психологические ходы, старательно прокладывают их в хитрой, полной лабиринтов пьесе. Старшие - С.Любшин - Битчем, Е.Киндинов - Доннер и Б.Плотников - Мартелло, - каждый по-своему, играют старость, чудачество и одиночество, с придирками, радикулитом, упрямством и пр. Любшин при этом явно пускает в ход меткие наблюдения за старыми русскими художниками-нонконформистами, Киндинов играет сочную мелодраму, а Плотников - странного человека (его герой, пожалуй, ближе всех к стоппардовскому). Они же в молодости, соответственно - М.Матвеев, Д.Добышев и С.Медведев, изображают безответственную энергию и прыть, счастливую пору, когда море по колено. И только красавица Софи - Е.Соломатина не меняет возраста, ибо уходит из жизни совсем молодой. Странное дело - все актеры в этом спектакле хороши и все - мимо текста пьесы. И мимо декорации Анастасии Глебовой, которая, как и текст, живет в спектакле своей собственной жизнью. Каково жилище старых авангардистов? Ну конечно, здесь должно быть полным-полно примет модерна, супрематизма, сюрреализма - всего того, что народилось в бунтарском творчестве XX века. В этой втиснутой в рамки маленькой сцены лавке авангардных древностей актеры со вкусом играют бытовую правду жизни. И невольно вспоминается замечательно поставленный той же Е.Невежиной в Сатириконе "Контрабас", где пустое пространство сцены и один человек с одним музыкальным инструментом создают одновременно и притчу, и глубоко человеческую историю. То ли режиссер решила поставить "мхатовский" спектакль, то ли она попалась на обманчивую простоту стоппардовской пьесы, но в ее постановке решительно все мешает слушать роскошный текст. Однажды Мартелло вылепил женскую голову из сахара и обосновал свою концепцию: мол, если многим людям нечего есть, то для них надо сделать искусство съедобным. Право, эта идея старого хулигана мало рифмуется с задачами Художественного общедоступного театра. По крайней мере, более сложную, интеллектуальную игру и более высокую степень условности, чем те, что предложены Е.Невежиной на материале Тома Стоппарда, нынешний зритель МХТ наверняка мог бы оценить. Также в рубрике:
|