Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7467) 24 февраля - 2 марта 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Мужчина без усов - все равно что женщина с усами

"Художник, спускающийся по лестнице". МХТ им. А.П.Чехова

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

"Мона Лиза с усами" - знаменитое произведение французского дадаиста М.Дюшана. Фраза, вынесенная в заголовок, - шутка русского писателя, еще не знавшего о модернистском литературно-художественном течении дадаизм, возникшем в Европе во время Первой мировой войны. Впрочем, в России того времени своих модернистов хватало, но в отечественном эстетическом бунте, в отличие от бунта политического, всегда есть что-то "небессмысленное" и "небеспощадное". Западная Европа, так исторически сложилось, обычно сообщала своим гражданам больше свободы мыслей и действий.

Ныне здравствующий английский драматург Том Стоппард любим россиянами. Вероятно, не в последнюю очередь оттого, что сочиняемые им истории столь же нежны, сколь и философичны, погружают нас в глубокие культурные недра и вместе с тем предлагают вполне жизненные сюжеты. Читаешь пьесу Стоппарда, и кажется: все так просто, житейски понятно, гуманистично, выдержано в добрых классических традициях. Сразу хочется отправить такую пьесу в русский психологический театр, с удовольствием "носить" в ней "свои пиджаки", "пить чай" и прочее. Недолгий опыт освоения Стоппарда российской сценой показывает, однако, что мы ошибаемся. Что пока на сцене царствуют предметы быта и распивается чай, из пьесы улетучиваются и тонкая интеллектуальная игра, и постмодернистский угол зрения. Все это мы сполна получили в спектакле Елены Невежиной, поставленном на Малой сцене МХТ. Еще одна ошибка, хотя, нет слов, сделанная из самых лучших побуждений.

Постмодернизм Стоппарда - отнюдь не в детском пририсовывании усов к лицу Джоконды. Он - в склонности мудро и нежно суммировать нажитое человечеством, в стремлении прошить непрерывной нитью памяти непрерывную ткань жизни, связать настоящее с прошлым, как бы они ни отличались на первый взгляд друг от друга. "Художник, спускающийся по лестнице" - пьеса и об искусстве, и о любви, и о масштабах дарования, и о цели творчества, и о смысле простых человеческих чувств. Трех старых авангардистов связывает сложная история любви к одной слепой девушке, трагически ушедшей из жизни. В этой истории есть и таинственная интрига, и ощущение вины, и неуходящая память. Мы застаем художников и молодыми, безоглядно дерзкими, и старыми, впадающими в детство. Понятие "авангард" здесь размыкает рамки художественного и проникает в тип жизни - без обратной связи не только с публикой, так сказать, "потребляющей" искусство, но и с живым существом, требующим реальной любви и защиты. Да и каков сюжет: незрячая женщина среди художников, творцов визуальных впечатлений!

И вот мхатовские артисты, привыкшие искать внятные психологические ходы, старательно прокладывают их в хитрой, полной лабиринтов пьесе. Старшие - С.Любшин - Битчем, Е.Киндинов - Доннер и Б.Плотников - Мартелло, - каждый по-своему, играют старость, чудачество и одиночество, с придирками, радикулитом, упрямством и пр. Любшин при этом явно пускает в ход меткие наблюдения за старыми русскими художниками-нонконформистами, Киндинов играет сочную мелодраму, а Плотников - странного человека (его герой, пожалуй, ближе всех к стоппардовскому). Они же в молодости, соответственно - М.Матвеев, Д.Добышев и С.Медведев, изображают безответственную энергию и прыть, счастливую пору, когда море по колено. И только красавица Софи - Е.Соломатина не меняет возраста, ибо уходит из жизни совсем молодой.

Странное дело - все актеры в этом спектакле хороши и все - мимо текста пьесы. И мимо декорации Анастасии Глебовой, которая, как и текст, живет в спектакле своей собственной жизнью. Каково жилище старых авангардистов? Ну конечно, здесь должно быть полным-полно примет модерна, супрематизма, сюрреализма - всего того, что народилось в бунтарском творчестве XX века. В этой втиснутой в рамки маленькой сцены лавке авангардных древностей актеры со вкусом играют бытовую правду жизни. И невольно вспоминается замечательно поставленный той же Е.Невежиной в Сатириконе "Контрабас", где пустое пространство сцены и один человек с одним музыкальным инструментом создают одновременно и притчу, и глубоко человеческую историю.

То ли режиссер решила поставить "мхатовский" спектакль, то ли она попалась на обманчивую простоту стоппардовской пьесы, но в ее постановке решительно все мешает слушать роскошный текст.

Однажды Мартелло вылепил женскую голову из сахара и обосновал свою концепцию: мол, если многим людям нечего есть, то для них надо сделать искусство съедобным. Право, эта идея старого хулигана мало рифмуется с задачами Художественного общедоступного театра. По крайней мере, более сложную, интеллектуальную игру и более высокую степень условности, чем те, что предложены Е.Невежиной на материале Тома Стоппарда, нынешний зритель МХТ наверняка мог бы оценить.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;