Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7468) 3 - 16 марта 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОтчитались"Мужской день" на отечественном телевидении НАБЛЮДЕНИЕМаксим ГУРЕЕВ
История празднуемого 23 февраля Дня Советской Армии, сегодня более известного как День защитника Отечества, "темна и загадочна", по словам Николая Васильевича Гоголя. Так, по одной версии, в этот день в 1918 году в окрестностях славного города Пскова было сформировано первое регулярное войсковое подразделение (победоносное, само собой), выступившее на защиту молодой Советской республики под красным флагом. Однако, по другой версии, именно в этот день то самое первое регулярное соединение большевиков было полностью разгромлено, чем миф о боеспособности новой власти был абсолютно развеян. Понятно, что пускаться сейчас в исторические изыскания по данному поводу совершенно бессмысленно, ибо и так понятно, что сегодня 23 февраля в первую очередь есть повод в очередной раз продекларировать рожденную в муках новую (хорошо забытую старую) национальную идею - "патриотизм, верность делу отцов, незыблемость имперских идеалов". То есть, на том стояли и стоять будем. Понятно, что первоочередная задача в данном направлении была возложена на ТВ, которое, скрестив полузабытую советскую киноклассику и агитационные опыты современных кинематографистов и телевизионщиков, выдало на-гора достаточно эклектичный, но вполне пафосный аудиовизуальный продукт. По старой доброй традиции эфирное празднование концептуально было поделено на две составляющие. Первая - юбилейные концерты с пением бравурных патриотических песен от Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Ларисы Долиной, любимой Президентом РФ группы "Любэ", а также сводных армейских хоров в сопровождении танцевальных коллективов. Вторая - вниманию телезрителей были представлены, как уже было сказано выше, художественные кинофильмы о советских и российских военнослужащих, выполняющих свой долг - "защищать Отечество". Тут достаточно перечислить названия картин - "Небесный тихоход" (1945), "Смелые люди" (1950), "Судьба" (1977), "Ответный ход" (1981), "Черные береты" (1994), "Горячая точка" (1998), "В августе 44-го" (2000), "Марш-бросок" (2004) и т.д. Но если старые советские фильмы были хотя бы органичны в своей идеологической выверенности, точны в распознавании адресата и искренни в своей духоподъемной патетике, то работы последнего кинодесятилетия произвели странное впечатление. Ни "Ответный ход", ни "Черные береты", ни "Горячая точка", ни, наконец, "Марш-бросок" так и не дали ответа на основной для подобного рода аудиовизуального продукта вопрос: "с кем воюют и от кого защищают суровые мужчины в камуфляже и автоматами Калашникова наперевес?". Подобная смысловая и идеологическая невнятица впервые обнаружила себя в так называемом "перестроечном кино", окончательно запутавшемся в знаменитом "афганском капкане", когда стало совершенно непонятно, что такое "интернациональный долг", с кем сражается Советская Армия, чью землю защищает и почему ее потери столь ужасающе велики. Потом по известным причинам тему удалось с горем пополам закрыть, но недосказанность-то осталась... А дальше - больше. Чеченская война, официально поименованная труднопроизносимым словосочетанием "контртеррористическая операция", стала закономерным проявлением той застарелой хронической болезни, от которой так и не вылечили посткоммунистическую Россию в начале 90-х. И как следствие, вновь те же самые "проклятые вопросы": "с кем воюем, от кого защищаем, когда победим и возможно ли тут вообще победить?". Ждать от отечественных кинематографистов и телевизионщиков, еще совсем недавно певших доблесть советского оружия, серьезной аналитики и попытки разобраться в том драматическом разломе, который потряс одну из самых многочисленных армий мира, не приходится. Тут самое главное - побольше "супить брови", играть желваками и "говорить как резать". Именно так, что называется, "по первому ходу", и решили действовать в "мужской день" на отечественном телевидении, в том смысле, что настоящий мужчина должен в первую очередь уметь хорошо стрелять да беспрекословно выполнять поставленные командованием боевые задачи. О таких же мелочах, как воспитание детей, создание духовных и материальных ценностей, речь, разумеется, не велась. Пустое это дело, немужское, ненужное, когда перед страной стоят значительно более величественные задачи и цели (впрочем, это мы уже проходили). Особых же успехов в этой сомнительной военно-патриотической показухе добились создатели фильма "Марш-бросок", посвященного чеченской войне. Как и следовало ожидать, длящееся уже не первый год кровавое противостояние федеральных войск и чеченских бандформирований, гордо именующих себя "повстанцами", было представлено на редкость плоско, топорно и бездарно, будто не было ни Буденновска, ни "Норд-Оста", ни Беслана. А были только "правильные" донесения бравых генералов, собирательный образ которых в фильме создал А.Балуев, произнесший буквально следующую тираду: "Раньше была великая армия великой страны, а теперь мы живем в дерьме". Прямо скажем, не слишком жизнеутверждающее заявление для Дня защитника Отечества, да еще и прозвучавшее на "Первом канале". Понятно, что при такой оценке собственного местожительства и собственной профессии (профессии военного) трудно надеяться на сколько-нибудь вменяемое осмысление того, зачем люди в военной форме вообще взяли в руки оружие. Исходя из вышесказанного, взяли они его (оружие) в руки от безысходности, нищеты и озлобленности, что для любой армии мира является, по сути, диагнозом ее полной небоеспособности и неуправляемости. Мол, кого захотим, того и будем "мочить" - чеченов или каких-нибудь "черных", прибалтов или "заклятых друзей" американцев - особой разницы нет. Главное, чтобы было кого, а смысл и результат не так важны, потому что в любом случае можно, вытянувшись по стойке "смирно", отрапортовать: "служу Отечеству" - только вот какому и чем? Но ответить на эти вопросы практически невозможно, так же, как невозможно скрестить двухглавого орла и Гимн Советского Союза, Красное знамя и Андреевский флаг. Меж тем все эти абсолютно немыслимые для страны, претендующей именоваться великой и демократической, парадоксы мало занимают наших ТВ-агитаторов и пропагандистов. Потому что главным тут является своевременный отчет перед заказчиком о проделанной работе. А она, спора нет, проделана, достаточно грамотно расфасована и подана к праздничному столу. Тому самому столу, за которым сидят люди, знающие о предмете много больше и глубже, чем новые мифотворцы с федеральных ТВ-каналов, люди, для которых это больная, кровоточащая тема, и перед которыми, откровенно говоря, просто стыдно. Также в рубрике:
|