Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7448) 14 - 20 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДемографический прорывДетская тема в Театре имени Пушкина Ирина АЛПАТОВА
На истоке сезона Театр имени Пушкина, возглавляемый Романом Козаком, выпустил два спектакля. Один, "Дети священника" М.Матишича, - о детях в философско-демографическом смысле, другой - "Кот в сапогах" по мотивам сказки Ш.Перро - собственно, детям и предназначен. "Дети священника" рождены в филиале театра с режиссерско-акушерской помощью Александра Огарева, уже ставившего здесь "Парящую лампочку" В.Аллена. Филиал, как известно, провозглашен Козаком экспериментальной площадкой, поэтому здесь всегда делают ставку на некую новизну. Впрочем, в последнее время не забывают и о зрительском интересе. В данном случае "на новенького" подали неизвестного хорватского драматурга Мате Матишича, сочинившего прелюбопытнейшую историю. В определенный жанр уложить ее невозможно - тут вам и комедия положений, и триллер, и экзистенциальная драма, приправленная религиозно-философскими мотивами.
Весь цивилизованный мир, помешанный на "безопасном сексе", изрядно удивится деяниям священника Дона Фабиана, в роли которого спустя 10 лет на драматическую сцену вернулся Николай Чиндяйкин, некогда известный провинциальный артист, прошедший сквозь увлечение системой Анатолия Васильева и в результате сделавшийся звездой сериалов. Так вот священник этот, расположившись перед изваянием пригорюнившегося Христа и нацепив на глаз лупу, аккуратненько прокалывает презервативы. Но не кощунственной забавы ради, а в целях решения "главной проблемы современной Хорватии" - повышения деторождаемости. Вскоре выяснится, что тем самым он искупает давний грех - согласие на аборт возлюбленной Марты (Вера Воронкова), после чего несчастная женщина стала бесплодной. Хотя это всего лишь завязка сюжета, который начинает раскручиваться с бешеной музыкально-балканской быстротой (в спектакле использованы фрагменты музыкальных композиций самого Матишича, более известного в Хорватии в качестве джазмена, и нашего Владимира Мартынова). Огарев будет также метаться в поисках жанра, но так и не придет к общему знаменателю, остановившись в основном на том, чтобы зрителю не было скучно, чаще смешно, но подспудно в модно причесанные головы людей из публики должны проникать и мотивы серьезные. Темпераментные игровые эпизоды наслаиваются друг на друга, складываясь в забавную пирамиду. Тут и подкинутые дети, и ложная беременность, рождения и смерти, оживающие покойники. Все, что угодно. Толпа соседей аккомпанирует действу в качестве "хора", широко разевая рты в такт хоровым аккордам. Марта - Воронкова скачет на метле и ходит колесом, поддерживая ложный живот, который то пропадает, то возникает вновь, изрядно шокируя соседа Луку (Константин Похмелов). Из картонной коробки, или коляски, доносится оглушительный детский плач, в попытке заглушить который новоявленный "отец" Петар (в уморительно-подвижном исполнении Дениса Ясика) выделывает такие ужимки и прыжки, что зал покатывается со смеху. Ну и так далее, все лучше увидеть самим, нежели прочитать подробное описание. А вот Дону Фабиану - Чиндяйкину придется уяснить, что не только рождение ребенка - Божий промысел, но и нерождение тоже. И вряд ли в это таинство стоит вмешиваться с иголкой наперевес, иначе кажущееся добро легко может обернуться своей противоположностью. А он ведь помнит, с какой щемящей болью говорила об этом Марта - Воронкова. И не зря в конце концов деяния священника приведут его в дом скорби, заставят желать смерти и возможности "общения" со своими нерожденными детьми. "Кот в сапогах", идущий на основной сцене, обязательно порадует детей реальных, которые вместе с родителями в день премьеры просто штурмовали театральный вход. Тому есть основания. Спектакли для юных зрителей во "взрослых" театрах довольно редки, поэтому любая новая постановка встречается на ура. К тому же нынешний "Кот" весьма нетрадиционен. В его основу, конечно, положены мотивы сказки Шарля Перро, но текст, а главное, подтексты существенно модернизированы. Новую сказку в стихах сочинил Евгений Фридман, а довели до состояния действа музыкального композитор Сергей Чекрыжов и балетмейстер Марина Суворова. Возглавил же постановочную работу актер-режиссер Евгений Писарев, уже имеющий опыт в производстве подобного рода спектаклей ("Остров сокровищ" на той же сцене). Можно сказать, что усилия авторской группы заметно разделились. Текст Фридмана явно служит тому, чтобы и взрослые не скучали, ловя весьма современные пассажи из жизни котов и людей. Так, домишко мельника отнюдь не отошел по наследству старшим братьям (коих тут и вовсе нет), но экспроприирован у младшего Жан-Пьера людоедом-миллионером Арженсаком. Шодрон V из императора превратился в ресторатора. Кот же проявляет свою общественную сущность, собирая из дворовых оборванцев "бригаду", помогающую вершить дела. В финале же именно Кота решают посадить на вакантный трон, от чего он, впрочем, милостиво отказывается. Изобретательно-экономным театр оказался в части декорационного оформления. Несколько лет назад здесь шел спектакль "Разбойники", быстро исчезнувший из репертуара. Но весьма качественная декорация не была утилизирована, а трансформирована художницей Еленой Качелаевой, по-новому раскрашена. В результате все эти лесенки, помосты, пещеры, дверцы и т.п. оказались как нельзя лучше востребованы для похождений котов-разбойников. Само же музыкальное действо красочно, заразительно и темпераментно. Молодые актеры, не морщась по поводу эстетически невзыскательной, но непосредственной детской аудитории, играют, поют и пляшут от души. Правда, в претенциозных диалогических фрагментах малыши порой начинают вертеться и хрустеть чипсами, не в силах уловить мораль сей басни, но лишь только начнется очередной музыкальный фрагмент, дети тут же включаются в игру. Кот - Александр Матросов ходит на передних лапах и вертит "колесо". Растерянно-романтичный Жан-Пьер - Владимир Жеребцов поет не хуже придворного трубадура. Грассирующий Шодрон - Александр Арсентьев столь органичен, будто и впрямь вышел из сказки. Озорная принцесса Этенсель - Ксения Васильева от души дурачится и жеманничает. Тут вам серенады, и рэп, и хоровые вариации. К тому же динамично и коротко, соскучиться можно просто не успеть. Так что кого волнует детская тема во всех ее проявлениях, идите в Пушкинский театр, не пожалеете. Также в рубрике:
|