Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7448) 14 - 20 октября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Демографический прорыв

Детская тема в Театре имени Пушкина

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Матросов - в сцене из спектакля "Кот в сапогах"

На истоке сезона Театр имени Пушкина, возглавляемый Романом Козаком, выпустил два спектакля. Один, "Дети священника" М.Матишича, - о детях в философско-демографическом смысле, другой - "Кот в сапогах" по мотивам сказки Ш.Перро - собственно, детям и предназначен.

"Дети священника" рождены в филиале театра с режиссерско-акушерской помощью Александра Огарева, уже ставившего здесь "Парящую лампочку" В.Аллена. Филиал, как известно, провозглашен Козаком экспериментальной площадкой, поэтому здесь всегда делают ставку на некую новизну. Впрочем, в последнее время не забывают и о зрительском интересе. В данном случае "на новенького" подали неизвестного хорватского драматурга Мате Матишича, сочинившего прелюбопытнейшую историю. В определенный жанр уложить ее невозможно - тут вам и комедия положений, и триллер, и экзистенциальная драма, приправленная религиозно-философскими мотивами.

Сцена из спектакля "Дети священника"

Весь цивилизованный мир, помешанный на "безопасном сексе", изрядно удивится деяниям священника Дона Фабиана, в роли которого спустя 10 лет на драматическую сцену вернулся Николай Чиндяйкин, некогда известный провинциальный артист, прошедший сквозь увлечение системой Анатолия Васильева и в результате сделавшийся звездой сериалов. Так вот священник этот, расположившись перед изваянием пригорюнившегося Христа и нацепив на глаз лупу, аккуратненько прокалывает презервативы. Но не кощунственной забавы ради, а в целях решения "главной проблемы современной Хорватии" - повышения деторождаемости. Вскоре выяснится, что тем самым он искупает давний грех - согласие на аборт возлюбленной Марты (Вера Воронкова), после чего несчастная женщина стала бесплодной.

Хотя это всего лишь завязка сюжета, который начинает раскручиваться с бешеной музыкально-балканской быстротой (в спектакле использованы фрагменты музыкальных композиций самого Матишича, более известного в Хорватии в качестве джазмена, и нашего Владимира Мартынова). Огарев будет также метаться в поисках жанра, но так и не придет к общему знаменателю, остановившись в основном на том, чтобы зрителю не было скучно, чаще смешно, но подспудно в модно причесанные головы людей из публики должны проникать и мотивы серьезные.

Темпераментные игровые эпизоды наслаиваются друг на друга, складываясь в забавную пирамиду. Тут и подкинутые дети, и ложная беременность, рождения и смерти, оживающие покойники. Все, что угодно. Толпа соседей аккомпанирует действу в качестве "хора", широко разевая рты в такт хоровым аккордам. Марта - Воронкова скачет на метле и ходит колесом, поддерживая ложный живот, который то пропадает, то возникает вновь, изрядно шокируя соседа Луку (Константин Похмелов). Из картонной коробки, или коляски, доносится оглушительный детский плач, в попытке заглушить который новоявленный "отец" Петар (в уморительно-подвижном исполнении Дениса Ясика) выделывает такие ужимки и прыжки, что зал покатывается со смеху. Ну и так далее, все лучше увидеть самим, нежели прочитать подробное описание.

А вот Дону Фабиану - Чиндяйкину придется уяснить, что не только рождение ребенка - Божий промысел, но и нерождение тоже. И вряд ли в это таинство стоит вмешиваться с иголкой наперевес, иначе кажущееся добро легко может обернуться своей противоположностью. А он ведь помнит, с какой щемящей болью говорила об этом Марта - Воронкова. И не зря в конце концов деяния священника приведут его в дом скорби, заставят желать смерти и возможности "общения" со своими нерожденными детьми.

"Кот в сапогах", идущий на основной сцене, обязательно порадует детей реальных, которые вместе с родителями в день премьеры просто штурмовали театральный вход. Тому есть основания. Спектакли для юных зрителей во "взрослых" театрах довольно редки, поэтому любая новая постановка встречается на ура. К тому же нынешний "Кот" весьма нетрадиционен. В его основу, конечно, положены мотивы сказки Шарля Перро, но текст, а главное, подтексты существенно модернизированы. Новую сказку в стихах сочинил Евгений Фридман, а довели до состояния действа музыкального композитор Сергей Чекрыжов и балетмейстер Марина Суворова. Возглавил же постановочную работу актер-режиссер Евгений Писарев, уже имеющий опыт в производстве подобного рода спектаклей ("Остров сокровищ" на той же сцене).

Можно сказать, что усилия авторской группы заметно разделились. Текст Фридмана явно служит тому, чтобы и взрослые не скучали, ловя весьма современные пассажи из жизни котов и людей. Так, домишко мельника отнюдь не отошел по наследству старшим братьям (коих тут и вовсе нет), но экспроприирован у младшего Жан-Пьера людоедом-миллионером Арженсаком. Шодрон V из императора превратился в ресторатора. Кот же проявляет свою общественную сущность, собирая из дворовых оборванцев "бригаду", помогающую вершить дела. В финале же именно Кота решают посадить на вакантный трон, от чего он, впрочем, милостиво отказывается.

Изобретательно-экономным театр оказался в части декорационного оформления. Несколько лет назад здесь шел спектакль "Разбойники", быстро исчезнувший из репертуара. Но весьма качественная декорация не была утилизирована, а трансформирована художницей Еленой Качелаевой, по-новому раскрашена. В результате все эти лесенки, помосты, пещеры, дверцы и т.п. оказались как нельзя лучше востребованы для похождений котов-разбойников.

Само же музыкальное действо красочно, заразительно и темпераментно. Молодые актеры, не морщась по поводу эстетически невзыскательной, но непосредственной детской аудитории, играют, поют и пляшут от души. Правда, в претенциозных диалогических фрагментах малыши порой начинают вертеться и хрустеть чипсами, не в силах уловить мораль сей басни, но лишь только начнется очередной музыкальный фрагмент, дети тут же включаются в игру. Кот - Александр Матросов ходит на передних лапах и вертит "колесо". Растерянно-романтичный Жан-Пьер - Владимир Жеребцов поет не хуже придворного трубадура. Грассирующий Шодрон - Александр Арсентьев столь органичен, будто и впрямь вышел из сказки. Озорная принцесса Этенсель - Ксения Васильева от души дурачится и жеманничает. Тут вам серенады, и рэп, и хоровые вариации. К тому же динамично и коротко, соскучиться можно просто не успеть.

Так что кого волнует детская тема во всех ее проявлениях, идите в Пушкинский театр, не пожалеете.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ТЕНДЕНЦИЯ МЕСЯЦА

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;