Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7448) 14 - 20 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияИрония как условие игрыНеожиданного "Дон Кихота" поставил в Самаре Никита Долгушин БАЛЕТЕлена ФЕДОРЕНКО
Удивительно сложилась сценическая жизнь балета "Дон Кихот". Первые хореографические версии отдельных глав романа Сервантеса относятся еще к началу XVIII века. Гениальный Мариус Петипа поставил "Дон Кихота" сто тридцать пять лет назад. Его спектакль был красив, обстоятелен и серьезен. Три десятилетия спустя балет получил новое рождение в хореографии Александра Горского. Под стать праздничной атмосфере танцев были декорации Александра Головина и Константина Коровина. А далее изменяли балет все, кто бы к нему ни прикасался, - хореографы, постановщики, исполнители. Совершенствовались виртуозные танцы, каждый по-своему прочитывал нестареющий шедевр, и всяк по-своему его понимал. Так что применительно к "Дон Кихоту" рассуждать о модном сегодня аутентизме не приходится. Еще старожил "Дон Кихот", пожалуй, - рекордсмен по количеству отрицательных отзывов. Действительно, наивный сюжет далек от первоисточника, а сам балет - танцевальная "разноголосица" со стремительной сменой разнохарактерных сцен: жанровых и пантомимных, чистой классики и характерного танца. Но более всего клеймили музыку: за примитивизм, "узкослужебное предназначение", отсутствие подлинно испанских мелодий. Опус бедняги Минкуса пренебрежительно окрестили дансантным, а самого композитора определили в разряд "третьесортных ремесленников". И тем не менее "Дон Кихот" - один из самых репертуарных балетов не только в России. Он победоносно шествует по всем сценам мира. Вдохновляют бесхитростный сюжет, бенефисные танцы солистов и кордебалета, да и служебная музыка оказалась запоминающейся, образной и такой удобной для танцев. Сегодня к этому самому "московскому" балету классики (не только по месту рождения, но по броской театральности, открытому темпераменту, авантюрному духу) прикоснулся Самарский театр оперы и балета. И воскресил балет петербуржец Никита Долгушин - мастер точной формы, обладатель тонкого вкуса, знаток балетной старины. С 1997 года он, главный балетмейстер Самарского театра, сделал немало, пополнил афишу в расчете на возможности труппы, с которой оказался знаком не понаслышке. Именно поэтому поначалу показалось, что Долгушин отвел себе роль камикадзе, поддавшись неизменному желанию каждого балетного театра иметь "Дон Кихота" в своем репертуаре. Безумие - осуществлять этот балет в малочисленном коллективе, где и в лучшие-то годы наблюдался дефицит характерных танцовщиков, где нет звездной пары классических солистов, да и размеры сцены не позволяют вместить задуманное число участников. Есть в театре и еще одна проблема: старшее поколение покинуло (или покидает, переходя на игровой репертуар) подмостки, среднее (так сложилось) оказалось не сформированным - в труппе танцует по преимуществу молодежь, едва перешагнувшая порог двадцатилетия. Требовался особый ключ к решению непростой задачи, и он был найден. Долгушин умышленно и полностью отошел от реставрации и создал полноценный спектакль. Иной. Не по хореографии (она в своих образцовых сценах претерпела изменения незначительные; хотя и нет знакомых Сегидильи и Фанданго), а по отношению к самой трактовке танцевального повествования. Балет, давно превратившийся в трюковой аттракцион, где номера программы распадаются на жанровую историю (здесь резвятся многие персонажи, среди которых - сам Рыцарь Печального Образа, его нелепый слуга, заносчивый трактирщик, незадачливый жених) и классические дивертисменты (они превратили балет в гала-концерт), поставлен Долгушиным как спектакль иронический. Веселые розыгрыши, сочная жанровость, нехитрая импровизационность пронизывают все действие (а не только его фабульные повороты), которое развивается раскованно и празднично. Нет строгого, классического кордебалета? Тогда в картине "Сон Дон Кихота" герою привидятся не только дриады, но и шаловливые амуры-дети в забавных чепчиках и кружевных панталонах во главе с резвым Амуром (способная молодая балерина Эльза Мусина), а кордебалет в Гран па разнообразит веселая толпа горожан. Из исторических редакций перекочуют поварята - они, как и амуры - воспитанники местной хореографической школы. Главное - сцена никогда не будет пустовать, а участники массовых танцев не станут антуражем для протагонистов. Артисты кордебалета, не превращаясь в толпу, получают от хореографа возможность проявлять индивидуальность. Долгушин умышленно будоражит линейные построения, нарушает симметрию групп, прорабатывает бурлящий поток игровых мизансцен. Традиционно комикующие герои подвижны, как ртуть. Наблюдать за "ироничной" пластикой Лоренцо (будь то известный самарский солист Михаил Козловский или молодой Александр Петров; они же создают колоритный образ видавшего виды Цыгана), Гамаша (Сергей Болдин, Владимир Тимофеев) - настоящее театральное удовольствие. Их герои не банальны и далеки от пародийности, они "собирают" образы на протяжении всего балета, а не только в "своих" сценах. Создатели разыграли весь сюжет и превратили его каскадность и пластическую дивертисментность во внятный и стройный приключенческий рассказ, разворачивающийся на практически пустой сцене. Здесь нет и в помине привычной балетной Испании с харчевнями, навесами, тавернами. Зато - простор неба, солнечная яркость и то, что должно символизировать праздник: ленты, гирлянды, бочонки... (Художник - Наталья Хохлова.) На фоне солнечной Барселоны пестрят костюмы с трудом сочетающихся цветов, оттенки которых, казалось бы, не соответствуют придирчивому балетному вкусу. (В роли художника выступил сам Долгушин.) Но это только по первому впечатлению, в костюмах-то и кроется разгадка замысла - праздничный аккорд бесхитростного маскарада и плутовская ирония над балетом, ко многим сценам которого творцы относились столь серьезно. Ирония как условие игры "заявлена" уже в прологе: долговязому Дон Кихоту (Сергей Воробьев) - бедному идальго, чей ум не справился с образами фолиантов рыцарских времен, привиделась Повелительница грез Дульцинея и свела его с ума. В нем - ничего героического, столь же странен и милый Санчо, роль которого исполнена Юрием Проскуряковым в деликатной манере, без чрезмерного гротеска вставных интермедий. Все достоинства старомосковской редакции спектакля, а также и то из спектаклей последующих десятилетий, что оказалось технически доступно труппе, сохранено в достойном виде. Здесь несомненна помощь Надежды Малыгиной - верного сподвижника Долгушина, его ученицы, а ныне ассистента. Способный хореограф (в репертуаре - ее интересные балеты), она поддерживает уровень труппы в те периоды, когда руководитель творит в Петербурге. Достойно выглядела ведущая пара. Они получили от хореографа царский подарок - виртуозные партии, адресованные звездам. В танце Дианы Гимадеевой и ведущего солиста труппы Алексея Турдиева нет робости. Они танцуют, не поддавая испанского темперамента, лукаво, легко и даже беззаботно. Опьянен лихостью танца второй Базиль - молодой Алексей Зайцев. Неунывающие подружки Китри женственны и изящны (Светлана Елизарова и Мария Тарноградская). Наделена премьерским обликом талантливая Наталия Петрова (Мерседес) - наиболее "классичная" солистка труппы. Анастасия Тетченко "прочитывает" эту роль темпераментно и страстно. Чувствуют стиль и соответствуют ему их партнеры - Александр Кузнецов и Дмитрий Голубев (Эспада). Под управлением Георгия Клементьева оркестр играл Минкуса как музыку уважаемую. Четко, чисто и размеренно, не отходя от ритмов, даже не меняя их под танец солистов. Полнозвучна, со всплеском страстей и большей танцевальностью трактовка второго дирижера - Виктора Свитова. Для меня опыт самарского "Дон Кихота" стал подтверждением верности наметившегося явления, когда труппу (в пору острого дефицита хореографических индивидуальностей) берет на себя столичный мастер, совмещая свою основную работу с руководством небольшим театром. И второе - свободная игра воображения, темперамент, артистизм в таких труппах способны заменить блеск танцевального совершенства. Самарский сезон открылся яркой премьерой, воодушевленно принятой зрителями. Правда, попали и артисты, и публика в театр с трудом, преодолевая заграждения и кордоны. На просторной театральной площади (в этот же день и час!) широко гуляла фирма игровых автоматов "Лас Вегас". А после спектакля зрители в темноте спотыкались о пустые бутылки и обрывки транспарантов. Грустно. Также в рубрике:
|