Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7482) 16 - 22 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураМакаронная фабрикаДесятая "Арх-Москва" ВЫСТАВКААнна МАРТОВИЦКАЯ 12 июня в Центральном доме художника завершила свою работу X Международная выставка архитектуры и дизайна "Арх-Москва". Свой юбилей этот самый престижный архитектурный смотр России отметил отличной экспозицией, представительным международным разделом и приглашением звезд мирового проектирования. Кураторский отрыв"Арх-Москва" всего в третий раз проводится под чутким руководством кураторов. Право на обустройство юбилейной экспозиции досталось Владимиру Кузьмину и Владу Савинкину. Сегодня это один из самых модных дизайнерских дуэтов Москвы - работающие под девизом "Настоящее мужское проектирование", Кузьмин и Савинкин со своими экстравагантными и остроумными работами успели собрать все самые престижные премии. К выставке, традиционно сохранявшей чопорное выражение лица, они отнеслись без должного уважения - и правильно сделали. Из объекта банального выставочного показа архитектура превратилась в неожиданный перформанс и веселый аттракцион, чего нашему зодчеству, еще во многом сохранившему кисловатый советский привкус, давно не хватало. Выставка изобиловала "приколами" и "фишками", которые успешно сокращали дистанцию между высоким искусством архитектуры и рядовым посетителем, искренне желавшим разобраться, что к чему в современном российском проектировании. Взять, к примеру, "Дарц-план Москвы": нужно было представить себя инвестором и умудриться попасть в самый центр. А еще можно было помочь инвесторам "вливаниями". Грустные коммерческие реалии кураторы обыграли так: в аквариуме плавал макет, а с помощью специальной кружки можно было зачерпнуть из ведра и тем самым повысить уровень застройки. Одно ведро означало повышение на 25 метров, что, как скрупулезно высчитали организаторы, равно 170 миллионам квадратных метров и 225 миллиардам условных единиц. Нестандартные приемы экспонирования чертежей и макетов встречались буквально на каждом шагу. Сергей Скуратов демонстрировал работы своей мастерской на громадных прозрачных планшетах, изогнутых в лабиринт, а архитектурная студия "KD" выставила десяток макетов, выполненных в элегантном черном цвете, и всех зашедших на свой стенд угощала яблоками. Не прошло и получаса с открытия выставки, как заразительный хруст стал доноситься буквально из каждого угла. Особенно хорошо он был слышан в гулком тоннеле "Триумфальная марка": в огромной трубе, сделанной из проволоки и мятой бумаги, на автомобильных покрышках нашли место работы студентов из Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска. Сами Савинкин и Кузьмин показали инсталляцию "Лапша" - эдакие макаронины из легкого пластика, подвешенные к потолку. Ими можно было бы накормить целую армию, но на самом деле "Лапша" задумывалась не как блюдо, а как способ демонстрации "возможных путей развития современной архитектуры", а также ее основных качеств и свойств. X-files и гении авангарда
Главная тема выставки была определена кураторами как "Секретные материалы". Они оттолкнулись от английского названия "X-files", которое удачно корреспондируется с порядковым номером нынешней "Арх-Москвы". Участникам было предложено показать свои самые любимые, но так и не реализованные проекты, однако не все согласились на это. Кураторы рассчитывали, что собственно архитектурная экспозиция станет собранием бумажных проектов, но реальность все-таки пересилила фантазии. Тот же Сергей Скуратов, например, показал многофункциональный жилой комплекс на Мосфильмовской улице - полуразвернутые, затейливо остекленные башни, которые уже вовсю строятся. Б.Шабунин продемонстрировал процесс придумывания архитектурного сооружения. Сейчас на Сущевском Валу строится его многофункциональный комплекс, а на "Арх-Москве" посетители смогли увидеть более 50 вариантов этого проекта: форма постепенно трансформируется, в чем-то уступая среде, а в чем-то и переподчиняя ее. Архитектурное бюро "Рождественка" представило грандиозный проект реконструкции аэропорта "Домодедово", а Михаил Хазанов - офисно-жилой комплекс на проспекте Мира (несколько башен-колонн, на которых покоятся горизонтальные части здания) и скорбно-строгую крест-часовню. Петербургская команда "Витрувий и сыновья" предъявила проект художественной консервации и приспособления бывшей дачи Дурново под ночной клуб. Называется эта работа "Горящие башни". Несколько лет назад памятник архитектуры сгорел почти дотла, теперь руины тщательно фиксируются и осторожно дополняются, а на колонны архитекторы предлагают поставить чаши с газовыми горелками, что, видимо, должно символизировать приручение коварного огня. Мастерская "X.Y.Z." в аллегорической форме представила свой чайный павильон. Объект был создан под девизом: "Невозможно подделать старину, но можно попытаться сделать объект пространством игры и жизни", и к выставке архитекторы отнеслись так же: невозможно показать реальный объект, можно лишь эффектно подать его пусть маленький, но самый знаковый элемент. По тому же принципу действовали "Цимайло, Лященко и партнеры": их "Аквариум" - это маленький стеклянный макетик и несколько таких же крошечных аквариумов, в которых плавают меченосцы. А вообще "Аквариум" - это офис по продаже жилья, в который встроена шоу-рум. Столь же иносказательны и в этом смысле верны себе были Евгений Асс и Александр Бродский. Первый показал домики для рыбаков, второй - дом престарелых футболистов. Их нарисованные от руки цветными карандашами проекты многие критики советовали отправить в "детский раздел" (был и такой, только на другом этаже), а кто-то усмотрел в подобном "впадании в детство" крайне отрадную для отечественной архитектуры тенденцию. Мастерская ТАФ показала свеженький дипломный проект "Конгресс формирования будущего". Это такая специальная институция для решения проблем развития нашего малоорганизованного мира, причем авторов явно вдохновляли архитектурные гении начала XX века. Но "Конгресс" плакатно подчеркнул неуместность подобных решений в современной архитектурно-строительной практике. Гораздо актуальнее сегодня консервация конструктивистского наследия, что продемонстрировала арт-группа "Камень" и ее руководитель архитектор Вадим Греков, спроектировавший музей Константина Мельникова. Это очень элегантная архитектура и одновременно реальный способ решить острые проблемы дома Мельникова - знаменитых "цилиндров" в Кривоарбатском переулке. На торцевой стене соседнего здания Греков предлагает разместить прозрачный объем, более всего похожий на трапецию. Он будет функционировать как галерея и смотровая площадка - изнутри - и как огромное зеркало, в котором отразится творение Мельникова, - снаружи. Ну а самый смешной проект раздела "Секретные материалы" - это, пожалуй, памятник Александру Пушкину под названием "Возвращение в Арзрум". Арзрум - турецкий город, в котором поэт никогда не был. Архитекторы изобразили Пушкина на белом коне, в зловещем черном плаще и с копьем наперевес. В этом виде он, конечно, гораздо больше похож на Дон Кихота, но архитекторы только рады: чем больше художественных аллюзий, тем лучше. Вышел "Каменный цветок"
Главное новшество этого года - единое пространство архитектурной зоны. 25 бюро смогли представить свои проекты в главном и самом большом зале ЦДХ. Раньше его всегда занимали коммерческие экспозиции - дорогие и холеные, но к архитектуре имевшие крайне опосредованное отношение, - теперь же экспозиционные площади стали доступны всем, кто смог их выкупить. Именно там развернулось царство уже упомянутых черных макетов, именно там красовалась выразительная "Лапша". Там же Тимур Башкаев представил результаты реконструкции Ярославского вокзала, а студия "Арх4" - проект элитного малоэтажного жилья на Пречистенской набережной: вытянутый стеклянный объем, у которого кое-где прямо в стенах растут зеленые деревья. Бюро "Стилистика", известное своими подчеркнуто вычурными работами, показало два объекта - "Флораблоб" и жилой комплекс "Каменный цветок". В последнем основной объем составляют "бутоны", а связывают их "флороморфные части", иными словами, стебли и листья. Как в этом можно жить - уму непостижимо, но рукой потрогать "бутоны" норовил каждый. Несколько слов о выставке итогов конкурса "Золотое сечение". "Золотое сечение" - сугубо профессиональное соревнование, в котором побеждают не самые богатые и не самые раскрученные, но действительно лучшие. Возможно, лучших у нас каждый год количество примерно одинаковое, но вот, скажем так, разнообразие талантов прогрессирует. Свидетельство тому - и мегапроект "Ледовый дворец" (А.Боков, Д.Буш и другие), и сверхтехничный мостовой переход через Москва-реку, и загородный дом бюро "Панаком", и остроумная летняя душевая кабина В.Орлова. Архитектура овладевает всеми сферами быта, чего еще десять лет назад нам и не снилось. Вспомнить о том, что стояло на наших участках десять лет назад, помогает проект Алексея Козыря, Ильи Бабака и Аллы Урбан. Названный "Голубятня", он показывает несколько типичных советских самостроев: ржавый металл соседствует с косо приколоченными рейками, фанерные ящики легко уживаются с чугунными решетками. От этих фотографий, ей-богу, у любого защемит сердце: как неуютно мы жили и как искренне умели не замечать этого неуюта... Зарубежный десантПо-настоящему сильной выглядела западная часть экспозиции "Арх-Москвы", хотя и далеко не такой озорной. На несколько июньских дней в российскую столицу полностью перевезли экспозицию французского павильона прошлогодней Венецианской биеннале. Это выставка "Устойчивые метаморфозы", главной темой которой стал город и его экологически рациональное развитие. Тему Венецианской биеннале продолжала и экспозиция Евгения Асса, представляющая российский павильон. Как известно, Россия вывезла в Венецию сто студентов из разных городов нашей страны, и проект десанта молодых признан настолько успешным, что будет повторен и в следующем году. Кроме того, в ЦДХ были представлены выставка студии Захи Хадид в Университете прикладных искусств в Вене, Венская выставка "VEECH.Media.Architecture", которая проходит в совершенно темном помещении, экспозиции Гари Чанга и Ларса Спойбрука. Заметным событием стала и выставка "MVRDV" - самой модной и одновременно самой молодой голландской архитектурной группы. Мастер-класс ее руководителя Якоба ван Риза собрал полный зал, а для ток-шоу Захи Хадид и выступления Даниэля Либескинда одного зала не хватило: желающие толпились в коридоре и жадно ловили каждое слово звезд. Кстати, это первый прецедент для России - выступления архитекторов рекламировались по радио и в Интернете, проводились с размахом шоу-бизнеса. На Западе архитектура и вышеуказанный бизнес давно уже тесно сотрудничают, а для нас этот альянс был в диковинку. Но, кажется, нам понравилось... Также в рубрике:
|