Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7435) 15 - 21 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Русское счастье

Новые российские фильмы. В моде снова ретро

Светлана ХОХРЯКОВА


На XXVI ММКФ, провозгласившем, как известно, абсолютный триумф русского кино, стало ясно, что наши режиссеры совершают массовый набег в недавнее прошлое родной страны.

Кадр из фильма "Папа"

"Свои" Дмитрия Месхиева, поставленные по сценарию Валентина Черныха, обращаются к событиям августа 1941-го, самому началу Великой Отечественной войны. Немцы продвигаются на восток, они где-то тут рядом, в соседних селениях, в любой момент жди - нагрянут туда, где оказались сбежавшие из плена бойцы - Константин Хабенский, Сергей Гармаш и Михаил Евланов. Все, кто вокруг, говорят по-русски, но это мало что объясняет. Понятие "свои" оказывается не таким уж простым и ясным. Еще неизвестно, кто опаснее и кого следует бояться. С немцами хотя бы все ясно, понятно, чего от них ожидать, а вот то, что свой в любой момент тебя может сдать и фактически оказаться чужим, - не поддается расчетам. Те, кто воевал и пережил все ужасы оккупации и плена, рассказывают самые неожиданные вещи. И среди врагов, и среди, казалось бы, родных хватало народа самого разного - подонков и людей честных.

Картина, которую Д.Месхиев снял, на сегодняшний день лучшая в его биографии. Раньше всегда чего-то не хватало, чтобы довести блестяще начатую историю до конца в том же градусе. Происходил где-то сбой, а дальше действие катилось по убывающей. В "Своих" все динамично и грамотно. Поначалу, правда, удивляют своим натурализмом сцены вроде той, где голова хрустит под гусеницей танка. На вампуку не тянет, но ощущение игрушечности вызывает. И еще одно ощущение, от которого не отделаться. Месхиев сработал как профессионал высокого класса, выдал на-гора качественный продукт. Но почему-то кажется, что самого его так мало волновал предложенный и не выстраданный им материал. Словно взял что-то чужое, не свое.

Кадр из фильма "Русское"

Федор Бондарчук должен был делать этот проект, но он запустился с фильмом о другой войне - афганской. Мы ведь привыкли к тому, что раз русский, так делает все с надрывом, с душой, берется за то, что волнует. Месхиев, если угодно, отработал материал по-американски. Взял и сделал. Грамотно, холодно и без истерик. Возможно, это новый этап российского кино. Что Месхиеву, несомненно, удалось, так это работа с актерами. Можно сказать, что состоялся блестящий дебют петербургской актрисы Натальи Сурковой, хотя она уже имела некоторый кинематографический опыт. Но роли такого масштаба у нее не было. Специально набрала 24 килограмма. Одно дело сбросить вес, но чтобы так его увеличить, не боясь за здоровье, - это надо быть отчаянной и страстно желать работы. На экране актрису сразу и не узнаешь: какая-то немолодая, здоровенная баба, смотришь и думаешь: надо же, что сделала с человеком жизнь. Но после фильма мы увидели Н.Суркову, как прежде, молодой и стройной, без видимых следов физического насилия над собой. К разряду выдающихся можно отнести и роль Богдана Ступки - кто бы еще мог так сыграть Старика - самого главного, к кому можно адресовать вопрос: "Так свой ты или чужой?". Столько боли, муки, виртуозного владения профессией в этом актере, что просто удивляешься.

Кадр из фильма "Свои"

Александр Велединский наконец-то дебютировал в полнометражном кино после своей сверхуспешной короткометражки "Ты да я, да мы с тобой", сериала "Закон", работы над сценариями "Бригада" и "Дальнобойщики". Ему - 45, и это более чем зрелая пора для дебютанта. Обратился к харьковской трилогии Эдуарда Лимонова - "Молодой негодяй", "Подросток Савенко", "У нас была великая эпоха" (соответственно дело происходит в Харькове в конце 50-х), а также его поэзии, как и поэзии Велимира Хлебникова - любимого поэта главного героя. "Русское" - это история о совсем еще юном человеке и всем том, что непременно в таких случаях присутствует, - первых радостях, любви, разочаровании, предательстве и первых поэтических строках. И никакого мата. Легендарный Эдичка без нецензурных выражений. Юный герой мечтает прожить жизнь необыкновенную и просит Бога об этом. Эдуард Лимонов ознакомился со сценарием в тюрьме, тогда же получил деньги за него и потратил их на судебный процесс.

А.Велединский снимал фильм о русском характере, и не Лимонов как таковой занимал его ум, а его литературный герой, хоть и сугубо автобиографического свойства. А в русском человеке, по словам режиссера, соседствуют добро и зло, питая друг друга, душа поэта и характер хулигана вполне уживаются. Художник, по определению Велединского, всегда хулиган, нарушитель основ. Некоторые актеры отказались участвовать в проекте только из-за того, что связан он с именем Лимонова.

В одном из интервью Лимонов говорил, что его трагедия в том, что он ненавидит женщин - огромных, размалеванных до ушей монстров в ботах и шапках, он любит девочек. В одну из таких девочек и влюблен его юный герой, роль которого исполнил отличный молодой актер Андрей Чадов, прежде остававшийся в тени своего брата Алексея ("Война", "Игры мотыльков"). Приличный, кстати, герой, при этом отвечающий определению "молодой хулиган". Его родителей, то есть родителей Лимонова, сыграли Евдокия Германова и Михаил Ефремов. А сам Велединский, не имея возможности повидаться с прообразом своего героя, специально ездил в Харьков для знакомства с его отцом и матерью. Потом привозил в тюрьму от них гостинцы сыну. Многие из реальных героев, друзей юного Савенко, кончили плохо. Кто повесился, кто трагически погиб, кто отмотал срок в тюрьме - выражаясь лимоновским языком, стекли в канализацию жизни. А девушки, что некогда будоражили воображение, если не истлели, то стали пыхтящими жабами. Не заметит их око писателя - ну и нет их. Одна из будущих "жаб" пока еще хороша и молода, ради нее подросток Савенко способен на все. Чтобы исполнить заветное желание барышни и вывести ее в ресторан, готов пройтись по чужим карманам, много других бед натворить и даже вскрыть себе вены. Из-за чего и оказывается в знаменитой харьковской Собурке, в "тихой палате" психушки с разным и самобытным народом. Собственно, с этого момента и начинается самая энергичная часть фильма. Первой его половине явно не хватает драйва, действие развивается мучительно медленно. То и дело поглядываешь на часы, и ощущение реального времени не совпадает с хронометражом картины. Зато время действия показано удивительно точно, хотя лично у меня памяти о нем в силу возраста нет. Но есть ведь представление об эпохе, полученное из фильмов и книг.

Родители фактически сдали сына в психушку, из которой он выбрался не благодаря бунту всех бандитов округи, а разумному профессору в облике Валерия Баринова. Тот поставил очень человеческий диагноз: авантюризм - не болезнь, очевидно, мир не уделял поэту достаточного внимания и любви.

"Папа" Владимира Машкова поставлен по пьесе Александра Галича "Матросская тишина", знакомой ему еще со студенческих лет, в которой он не раз выходил на сцену Табакерки в той же самой роли старого еврея Шварца, что и теперь. Если А.Велединский рассказал нам о русском счастье, то здесь мы имеем нечто вроде счастья еврейского. Хотя все это из разряда шуток, потому что в конечном счете вовсе неважно, молдавское это или греческое счастье. Машков не только сыграл главную роль и поставил фильм, но стал сопродюсером картины. Посвятил ее нашим папам. "Позвоните родителям после моей картины", - говорил он всем, кто посмотрел его фильм. И позвонят, и поплачут, что, собственно, массово и происходит. Нажали на самые слабые струны. Начинаются события в 1929-м году, а заканчиваются в 44-м. Сложная эпоха, показанная во всем колористическом блеске тех лет: сталинский ампир, радужная жизнь улиц - слегка пряничная, вылизанная. Провинциальная ее часть, когда только-только вызревал талант будущего скрипача-гения, до покорения столиц, представляется каким-то кукольным домиком, заведомой декорацией, в которой обитает почти карикатурный, чрезмерный в своих чувствах и гриме персонаж Владимира Машкова. Он просто расстроил своим исполнением, ведь умный же, талантливый артист. Не было рядом строгого глаза. Сам играл, сам снимал. Судьбу молодого героя (Егор Бероев), ставшего-таки скрипачом, рушит война. И только среди ее ада, лежа в железнодорожном вагоне с ранением, Давид понимает, как обидел своего несчастного отца. Он лежит, словно князь Андрей на Аустерлицком поле, видит, правда, не величие небес, но словно воскресшего отца, ведет с ним диалог. И этот эпизод добивает зрителя окончательно и бесповоротно, заливает его лицо слезами. Слезливость и губит эту картину. Хотя Машкова не уличишь в манипуляциях. Он работает истово, сентиментально, и эти порывы души сбивают его с верного пути. Ему-то как раз не хватает холодного профессионализма Месхиева, рассудка, наконец. Ведь на этот раз он снимал не "Сироту казанскую", не новогоднюю полусказочную историю со счастливым концом.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;