Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7502) 3 - 9 ноября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

За что мы любим Дзеффирелли

В Москву приехала "Аида" из Буссето

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото ИТАР-ТАСС


Сцена из спектакля

Для нашей оперной публики лейбл "Made in Italia" давно сделался своего рода знаком качества, и потому любой проект, учитывающий эту ее особенность, заранее обречен на успех. А уж если на афишах красуется вдобавок имя живого классика театра и кино Франко Дзеффирелли, боготворимого в России, кажется, куда как больше, чем у себя на родине, все настраиваются на нечто экстраординарное. Поэтому на "Аиде", поставленной несколько лет назад Фондом Артуро Тосканини для Театра Джузеппе Верди в его родном Буссето и ныне привезенной в Москву "Постмодерн-театром" и МДМ-банком, часть зала пребывала в перманентной эйфории. В то же самое время присутствовавшие на спектакле профессионалы массового восторга отнюдь не разделяли, а кто-то и вовсе не досидел до конца. Можно, конечно, упрекнуть их в снобизме, апеллируя исключительно к "гласу народному". Так, скорее всего, и поступят устроители этих гастролей, не обращая внимания на отдельные критические голоса вопиющих в пустыне. И тем не менее...

Спектакль Франко Дзеффирелли, выступающего, как всегда, сразу в двух ипостасях - режиссера и сценографа, - чрезвычайно красив. Все эти египетские барельефы и виньетки, статуи богов в обличье животных etc, etc. Однако же сие поистине восхитительное зрелище по большей части так и остается красивой декорацией, статичной как внешне, так и внутренне. Надежды на то, что в отличие от веронской Арены, провоцирующей гигантоманию и превращающей актеров только что не в муравьев, в спектакле, поставленном Дзеффирелли для маленького театра Буссето, актеры окажутся важнее, нежели антураж, не оправдались. Сценические задачи для исполнителей сводятся в основном к нескольким общим моментам первого плана сюжета: Аида любит и страдает, Амнерис любит и ревнует, Радамес... Впрочем, в отношении последнего режиссером как раз допущена вольность, ибо, в отличие от первоисточника, Радамес здесь любит сразу обеих. Ради акцентирования этой идеи режиссеру пришлось даже скупировать небольшой кусок первой сцены Радамеса с Амнерис, дабы в образовавшейся паузе они успели слиться в поцелуе, прерванном появлением Аиды. Правда, заметили эту купюру лишь единицы, знающие наизусть каждый такт вердиевской оперы. Да и соответствующие мизансцены (хорошо заметные на DVD, записанном со спектакля в Буссето, где, кстати, зеркало сцены примерно вдвое меньше, чем в Московской оперетте), также не всегда прочитывались из зала. Потому что режиссера Дзеффирелли с его рассчитанными на крупный план мизансценами то и дело "заглушала" монументальная статика Дзеффирелли-художника.

Возможно, все воспринималось бы по-иному, будь на сцене действительно крупные артистические личности, создающие вокруг себя поле высокого напряжения, в расчете на каковых, собственно говоря, и создавались практически все лучшие оперные работы итальянского мастера. В данном же случае получилось так, что и о настоящих актерских работах говорить трудно (к сожалению, убедительная в этом смысле молодая американская пара, представленная на упомянутом DVD из Буссето, Адина Аарон - Аида и Скотт Пайпер - Радамес, была поставлена лишь на второй спектакль, куда прессу не аккредитовывали), и в вокальном отношении многие из основных исполнителей могли служить главным образом живой иллюстрацией расхожего мнения, что теперь "нет голосов".

Из тех, кто выступал в первом составе, одна лишь Норма Фантини (Аида) может всерьез претендовать на статус звезды. Да и то ее по-настоящему красивый голос поначалу звучал низковато, а верхи были форсированными. Зато финальный дуэт Фантини спела безупречно, доказав, что не зря все-таки ее сегодня приглашают петь во многих ведущих театрах мира.

Никола Росси Джордано, неплохой лирический тенор, с трудом одолевал сугубо драматическую партию Радамеса, недотягивая ноты, а то и просто фальшивя. Но у него, по крайней мере, хотя бы встречались удачные места, чего не скажешь о Тициане Карраро в партии Амнерис, чей плохо поставленный голос никак не хотел лететь в зал.

Что касается маэстро Массимилиано Стефанелли, то это, несомненно, профессиональный и культурный музыкант, не чуждый даже определенной тонкости, но не обладающий настоящей харизмой, дабы вдохнуть жизнь во все происходящее, и недостаточно волевой, чтобы держать в узде оркестр Фонда Тосканини, позволявший себе временами играть вразнобой, фальшивить и даже расходиться с солистами.

...В 2005 году это уже вторая привезенная в Москву "Аида" (не считая марионеточной) после новосибирской. Естественно, в кулуарах то и дело возникали споры в пользу той или другой версии. Многие отдавали предпочтение новосибирской: там, по крайней мере, была жизнь, была энергия - пусть даже энергия заблуждения, - чего столь ощутимо не хватало "Аиде" итальянской. Франко Дзеффирелли в одном из недавних интервью назвал то направление, которое представляет спектакль Чернякова в Новосибирске старомодным и по большому счету, был прав. Старомоден, впрочем, и сам Дзеффирелли, нисколько этого не стесняясь и не "кося" под авангард. Наверное, еще и за это, а не только за былые заслуги его у нас так любят.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ДАТА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;