Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7507) 8 - 14 ноября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияМифы о "потерянном рае""Молодые театры России" в Омске ФЕСТИВАЛИНиколай ЖЕГИН
Сегодня молодые театры, лавиной хлынувшие лет пятнадцать назад на освоение целины постсоветской России, перестали быть новостью. Они еще не успели обрасти традициями, но уже и не сенсация нынче. Хотя - что скрывать? - именно сенсаций (то есть оригинальности, смелости и новизны) мы все еще ожидаем от молодых. Естественно. От кого же еще ожидать? (Старые театры, впрочем, порой удивляют тоже.) И случается - новые театры не обманывают ожиданий. Вот, например, неизвестный у нас маленький театрик из Алма-Аты "АРТиШОК", возникший четыре года назад как "Независимый" (то есть существующий лишь на то, что заработает сам). Спектакль назывался "Back in the U.S.S.R": что означало "Назад в СССР", и нетрудно было догадаться, о чем пойдет речь. Весь этот веселый театральный глум - такой знакомый и естественный лет пятнадцать назад, когда мы "как бы резвяся и играя" убегали от нашего прошлого, сегодня вроде бы устарел. Ан нет! Оказывается, нам все еще смешно! Во всяком случае, на спектакле "АРТиШОКа" смех не умолкал, что свидетельствовало как о душевном здоровье сибирского населения, так и о великолепном исполнительском мастерстве Елены Набоковой, Вероники Насальской, Елены Тайматовой из Казахстана и Патрисии Гермес из Германии, не жалевших комедийных, а то и фарсовых красок. Но можно о нашем потерянном рае рассказывать и совсем в ином ключе ("в сухой остаток" при этом выпадет примерно то же). Северный театр из Тары (Омская область) вынес на сцену "обнаженную" и жестокую повесть Виктора Астафьева о послевоенной судьбе солдат-победителей. В "Пролетном гусе" театр, может быть, еще не нашел сценический эквивалент астафьевской прозе, но на спектакле уж точно было совсем не до смеха... Если не сенсацией фестиваля, то уж "хорошей новостью" точно стало открытие нового имени - ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха. Имя, правда, хорошо известно на Западе, однако у нас Сергей Федотов - пока единственный, кто поставил его пьесу "Красавица из Линэна" (Пермский театр "У Моста"). Героиня пьесы - Морин Фолан у Марины Шиловой и впрямь женщина хоть куда, но не получается у нее ни с семьей, ни с мужем, ни с партнером, на худой конец. Само собой, ей кажется, что во всем виновата мать, которая и в самом деле во все лезет и не собирается умирать. И мстит ей родимая дочь жестоко, "за все" и по полной программе. Пьеса жесткая, однако с классическим движением сюжета и "психологическими портретами", а это сегодня - "днем с огнем"... То, что на фестивале мы так и не увидели современной пьесы, - зеркальное отражение общего положения дел. (То есть "новая пьеса" на фестивале присутствовала, и не одна, но лишь в качестве материала работ режиссеров-студентов в "творческой лаборатории".) Вот и Пятый театр, хозяин фестиваля, - вроде бы подтверждал, что всякая новость - лишь хорошо забытое старое: "Женщина моря" Ибсена и в самом деле давно и хорошо забыта. Старомодны ее неторопливые ритмы (режиссер Саулюс Варнас, правда, и не очень спешил, нагружая сцену фирменной литовской метафорикой), но к финалу возникло ощущение почти исчезнувшей с нашей сцены глубины объема проблемы. Нерасторжимости личной свободы и личной ответственности. Мысль на все времена, и Мария Долганева в роли Эллиды ее хорошо усвоила. Окунуться изредка в купель европейской мысли для молодого театра необходимо, а иначе можно ведь совсем одичать, слушая изо дня в день одно лишь "Ты в порядке?" Впрочем, содержателен может быть и коллаж, если талантлив и не лишен мысли, хотя не берусь в точности определить жанр, в котором работал Игорь Ларин из театра "Монплезир". В моноспектакле "Разбился я с театром" то голос Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой слышится, то будто Константина Сергеевича Станиславского... Узнаваемость голосов чрезвычайно важна - голоса сложно-ассоциативно связаны со сценами "Леса", "На дне", "Чайки". Но попробуй угадай-ка с первого раза голоса основателей (театр основан в 1898 году) некогда легендарного МХАТа? А в целом фестиваль поражал изобилием имен и названий: "Приют Комедианта" из Петербурга, Театр "САРД" из Москвы, Театр "Ариа" из Парижа, Русский театр имени А.С.Грибоедова из Тбилиси, Театр юмора и сатиры из Якутска, Театр Тихоокеанского флота из Владивостока. 20 спектаклей было показано за неделю фестиваля, а я еще не успел сказать про звезд - Константина Райкина с "Контрабасом" П.Зюскинда и Александра Филиппенко с программой "У автора в плену". Весь этот Вавилон верно отражал в целом характер явления "молодые театры" - их и в самом деле много. И в общем, это очень хорошо. Если не навешивать им ярлыки провозвестников новых театральных идей и направлений. Чего не было, того не было. Их роль, их историческое предназначение были совсем в другом: они прорвали государственную "театральную сеть" с ее жесткой бюрократической регламентацией и показали, что и у театров свобода есть. То, что они не стали молодежным движением, театральным изданием каких-нибудь "идущих вместе", - слава богу! Инстинктивно, стихийно чувствовали, должно быть, что театр и древнее и куда шире политики. Также в рубрике:
|