Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7518) 22 февраля - 1 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаОт Оффенбаха до ШостаковичаЗавершились московские гастроли Ростовского музыкального театра Дмитрий МОРОЗОВ
Столичные гастроли Ростовского музыкального театра за пределами Большого, на Новой сцене которого они проходили, почти никак не рекламировались. В результате многие о них просто не знали, а часть зрителей полагала, что покупает билеты на спектакли Большого театра, в репертуар которого и вправду входят два из четырех представленных в гастрольной афише ростовчан названий. Впрочем, репутации Большого это едва ли повредило, потому как если сравнивать спектакли двух театров, то сравнение вовсе не всегда окажется в пользу хозяев. Не сказать, чтобы звезды очень уж благоприятствовали этим гастролям. Включив в афишу два спектакля, ранее уже показывавшиеся в Москве (на "Золотой Маске"), - "Мадам Баттерфляй" и "Леди Макбет Мценского уезда", - театр рассчитывал прежде всего на свою приму Ирину Крикунову, для которой заглавные роли в них являются коронными. Но за неделю до гастролей случилась беда: Крикунова, принимавшая участие в премьере "Леди Макбет" в Риге, упала на сцене и растянула связки на ноге. Ее участие в московских гастролях стало невозможным, а менять программу было уже поздно. В "Баттерфляй" пришлось прибегнуть к помощи Ирины Аркадьевой из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, за несколько репетиций сумевшей более-менее освоить внешний рисунок роли, но не наполнить его изнутри, да, сверх того, оказавшейся в нелучшей вокальной форме. Спасать "Леди Макбет" призвали свою бывшую солистку Татьяну Луцко, ныне работающую в "Санктъ-Петербургъ-Опере". У этой способной певицы отдельные сцены получились даже вполне неплохо, но масштаба страстей героини, соответствующего тому, что звучит в музыке Шостаковича, ощутимо недоставало.
Гастроли, шедшие в отсутствие примы, начались к тому же и без главного дирижера Александра Анисимова, сумевшего приехать из западного далека лишь к третьему спектаклю. Вставший в день открытия за пульт "Мадам Баттерфляй" Алексей Шакуро проявил себя способным музыкантом и уверенным профессионалом, что для второго дирижера нестоличного театра большая редкость. Однако харизмы и музыкантского масштаба Анисимова, драматического напряжения, динамических контрастов и богатства оркестровых красок, каких добивается он в "Баттерфляй", в этот вечер весьма не хватало. Зато чуть позднее под рукой маэстро в полной мере прозвучали искрометность "Севильского цирюльника", трагические бездны, тончайшие, нервные сплетения и ядовитый гротеск "Леди Макбет". Так получилось, что во всех четырех спектаклях художники заметно опережали режиссеров. В "Мадам Баттерфляй" основную нагрузку взяла на себя безумно красивая сценография Вячеслава Окунева вкупе с его же костюмами. Изящная же и во многом эстетская вязь режиссуры Юрия Александрова, в отсутствие героини, на которую ставился спектакль, проступала главным образом в деталях и нюансах. Что касается сильного экспрессионистского хода в духе "Войцека" в финале - мальчик, безучастно крутящий педали велосипеда, пока мать его умирает, - то мы уже видели его в предыдущей александровской "Баттерфляй" на сцене Мариинского театра. (Буквально накануне этих гастролей Юрий Александров, на сей раз у себя в театре, осуществил еще одну сценическую версию пуччиниевской оперы, о которой можно прочитать ниже на этой же странице.) Оффенбаховского "Орфея в аду" не ставили на русской сцене, кажется, лет сорок (после спектакля Г.Ансимова в Московской оперетте). В Ростове во многом новую пьесу для него написали Н. и Г.Оганесовы. Положим, без тех или иных переделок драматургической основы в большинстве оперетт Оффенбаха сегодня вряд ли обойтись: слишком уж привязана их изначальная злободневность ко времени создания, а большая часть аллюзий ныне просто не работает. Дело, однако, в том, что пьеса Оганесовых удручающе неталантлива и неостроумна. С юмором, впрочем, напряженные отношения и у довольно способного молодого режиссера Константина Балакина, вообще не слишком расположенного к жанру оперетты как таковому. Двух этих обстоятельств вместе за глаза бы хватило, чтобы спектакль провалился, да после первого акта именно так и казалось. Но с началом второго акта инициативу перехватил сценограф Эрнст Гейдебрехт. Именно он вместе с Натальей Земалиндиновой (костюмы) и Сергеем Мартыновым (свет), а также хореограф Елена Иванова сумели превратить унылый поначалу спектакль в яркое зрелище. В "Севильском" первая скрипка в сценическом решении также принадлежит сценографу Зиновию Марголину. Режиссер Сусанна Цирюк почти не обнаруживала своего присутствия в первом акте, отчасти взяв реванш во втором, хотя возможностей, которые давала ей сценография, в полной мере все же не использовала. Тем не менее во втором акте сцена, пребывавшая до того чуть ли не в летаргии, вдруг ожила, появились остроумные находки и гэги (иногда, впрочем, на грани фола). В "Леди Макбет" работал тот же постановочный тандем, и соотношение между режиссером и сценографом вновь было в пользу последнего. Режиссура в этом спектакле зачастую носит сугубо служебный, "разводной" характер. Не сказать, что режиссерская фантазия совсем уж безмолвствует, но каким-то придумкам недостает логичности, другие слишком навязчивы (например, многократные появления на сцене Катерины-девочки). В целом можно сказать, что хрупким режиссерским плечам оказалось не совсем под силу поднять такую тяжелую ношу, как опера Шостаковича, но они ее, по крайней мере, и не уронили. А за впечатляющее образное решение самого финала - баржа, увозящая каторжников в никуда, - режиссеру многое можно простить. Для тех, кто не был знаком с театром из Ростова-на-Дону, сюрпризом оказалось отсутствие в его спектаклях какого бы то ни было налета провинциальности - ну разве только в уровне отдельных солистов - и конкурентоспособность в отношении столичных собратьев. В чем-то ростовчане смогли даже преподать урок москвичам. В кулуарах многие сравнивали оркестр Ростовского театра с оркестром Большого - и часто не в пользу последнего. И уже хотя бы только ради того, чтобы увидеть в стенах Большого (пусть даже и на Новой сцене) за дирижерским пультом маэстро такого уровня, как Александр Анисимов, надо было приехать на гастроли Ростовскому театру. В то время как в столице сетуют на нехватку первоклассных оперных дирижеров, руководство Ростовского музыкального наглядно демонстрирует, как можно решать такие проблемы. Впрочем, когда во главе театра стоит столь креативный человек, как Вячеслав Кущёв, способный даже административную рутину превратить в творчество, многое оказывается возможным. Иметь главным дирижером мастера с европейской репутацией. Приглашать на постановки известных и весьма востребованных режиссеров и сценографов. Наконец, во времена, когда институт гастролей находится в глубокой коме по причинам финансового порядка, привезти в столицу сразу четыре спектакля. Также в рубрике:
|