Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7527) 4 - 17 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПо меньшей мере...Третье возвращение "Советской империи" на "Россию" ПРЕМЬЕРАИван СВИБЛОВ Есть место чуду в нашей телевизионной жизни - проект канала "Россия" "Советская империя" вновь вернулся в эфир. Это произошло уже в третий раз - стартовал "имперский цикл" с шумом и пиаром аж в марте 2004-го фильмом Елизаветы Листовой "Гостиница "Москва" (а заявлен был еще раньше). Затем, через несколько выпусков, "Империя" пошла на дно. И как водится на телевидении, о ней позабыли - скажу честно, не без сожаления, - проект был интересен и оригинален. Но в конце того же года "Империя", как будто и не было восьми месяцев разлуки, появилась на "России" вновь. Соведущий цикла Алексей Кондулуков за это время куда-то испарился, а главный идеолог проекта г-жа Листова невозмутимо продолжала расхаживать в своей фирменной одежде телеведущей - рабочем комбинезоне - среди хрущоб и сочинских правительственных дач, подле Останкинской башни и Братской ГЭС и рассказывать об их драматичной, а порой и трагикомичной судьбе. Нет, с точки зрения технологий все понятно - несколько месяцев снимали фильм, делали компьютерную анимацию, а ее немало в этих фильмах, проводили проект через телевизионные инстанции... Но методологически - как проект, выходящий с пугающей иррегулярностью и практически не меняющий ни концепцию, ни стилистику, без проблем вновь встает в сетку - меня это решительно удивляет. Либо это отменное расположение господ теленачальников на "России" к автору определенной документалки, либо жестокий дефицит качественного циклового кино на канале, что не есть хорошо. Но вернемся к последнему (по времени) явлению "Советской империи". На этот раз темой фильма стали сталинские высотки - удивительный архитектурный памятник эпохи "Большого стиля". И не только памятник, но лакомые кусочки элитного жилья - невзирая на активное строительство всяческих "Алых парусов" и "Золотых ключей", апартаменты высоток традиционно входят в двадцатку самых желаемых домов для топ-людей страны. Странно, что тема сталинской архитектуры была взята уже позже телевизионного рассказа о Черемушках и прочих радостях хрущевского пятиэтажного панельного строительства. Ведь нет, наверное, более явственного символа советского имперского духа, чем эти громадины, резко и навсегда переменившие всю географию и архетип столицы и ставшие новыми холмами Москвы. "Высотки" телевизионные сделаны со свойственной циклу обстоятельностью и аккуратностью, без явных просчетов и глупостей. Многие благоглупости вроде той, что высотки должны были образовать абрис гигантской пятиконечной звезды на плане города, опущены. Есть интерпретации, с которыми можно было бы поспорить, - как, например не слишком оправданное утверждение о подоплеке строительства, как элементе архитектурной холодной войны двух сверхдержав. То есть о попытке советских небожителей выстроить свою высотную Москву в пику американским империалистам из Нью-Йорка. И видимо, из-за увлечения этой гипотезой не слишком убедительно вытянута линия "историко-бюрократическая". Дело в том, что высотки концептуально являются "детьми" Домов Советов на Грановского и Серафимовича - рост советской элиты был в послевоенные годы столь значителен, а жилищный кризис столь явственен (например, заместитель министра ключевого ведомства, переброшенный с семьей из провинции, мог рассчитывать в лучшем случае на пару комнат в коммуналке в Доме на набережной), что игнорировать все это было уже нельзя. И вместе с высотками строились и чуть менее элитные дома - на улице Горького, будущем Кутузовском и Ленинском проспектах. Но как популярное кино, передающее уникальный дух той эпохи, "Высотки" смотрятся вполне бодро. Стилистически неплохо сбалансированы синхроны и хроника, среди которой есть и совершенно уникальная. По-прежнему г-жа Листова продолжает эксплуатировать найденный ею в первых фильмах прием - делать подводки в виртуальной студии, находясь в одной "высотной" категории, то со зданием на Ленинских горах, то с МИДом. Все главные реперные точки автором успешно осваиваются и смело проходятся. Резкое неприятие же вызывает появление в кадре персон, еще пару лет назад немыслимых в телепроектах. Так, одним из основных рассказчиков стал сын Жданова, который, конечно, за отца не отвечает, но представляет этого малоприятного деятеля этаким радетелем за народ и Отечество. Видимо, это ветры пиар-перемен, приносящие в телевизионное пространство неких новых персонажей. Пересекая недавно Большой Устьинский мост и любуясь с него знаменитой высоткой на Котельнической набережной, я обратил внимание на странные рекламные плакаты, развешанные по всей его нешуточной длине, - "Ума не надо?" Тогда мне это показалось бессмысленным. Теперь же, после просмотра "Высоток" на "России", многое стало ясно... Что же касается ветров и прочих движений воздушной среды, то хотелось бы, чтобы дули иные бризы и пассаты, придававшие более активный импульс творческой работе Елизаветы Листовой, потому как смотреть цикловой продукт раз в полгода как-то странно. По меньшей мере... Также в рубрике:
|