Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаУчитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться...К 100-летию со дня рождения Сергея Герасимова Оксана ГАВРЮШЕНКО
За несколько дней до смерти он сказал жене: "Неужели все зря?" Выдающийся советский кинорежиссер Сергей Герасимов, уходя из жизни, не чувствовал себя ни победителем, ни классиком, ни одним из основоположников отечественного кинообразования. Коробки с фильмокопиями его последнего фильма "Лев Толстой" (1984) оставались нераспечатанными. Он мечтал экранизировать "Власть тьмы" - "Я хочу бросить им это в лицо". Но не успел... Зато успел другое. Так уж получается, что выдающихся художников гораздо больше, чем выдающихся педагогов, - кроме особого дара, здесь требуются и невероятная душевная и творческая щедрость, и способность к самоотречению. Всем этим Сергей Аполлинариевич Герасимов был наделен сполна. Юбилейный вечер выдающегося режиссера, актера и педагога ХХ века в Центральном доме кино шел более трех часов. Телевизионные камеры, известные, по торжественному случаю принаряженные гости. Еще в фойе ЦДК, где силами ВГИКа, киношколы его имени, которой Сергей Герасимов отдал всю жизнь, была развернута огромная фотовыставка "Мастер и ученики", стоял отдельный столик с табличкой "Для выпускников мастерской С.Герасимова" - подарки тем, кому посчастливилось учиться у него. Интервью телевизионщикам давали Наталья Аринбасарова и Юрий Кара. А сколько их было всего за более чем сорок лет практики, выпускников его с Тамарой Макаровой актерско-режиссерской мастерской, 211 человек, из которых многие трудятся и сегодня, сами уже стали мастерами. Вечер вели выпускник последней мастерской режиссер Аким Салбиев и студентка IV курса актерского отделения по имени Анна, отрекомендовавшаяся "простой девчонкой из Северодвинска", которая "могла ли подумать, представить еще четыре года назад...". Девушка заметно волновалась, и было отчего: Большой зал Центрального дома кино полон, даже на балконах, там, где ложа прессы, не было свободных мест, многие стояли. И это, пожалуй, главный позитивный эффект вечера (радостно удививший непредсказуемостью момента), посвященного человеку, которого нет с нами двадцать лет, но к творческому наследию которого возвращаться еще будут десятилетиями. Все началось с незабываемого хачатуряновского вальса из "Маскарада" (1940 - 1941), под фрагмент фильма на экране, на сцене в такт кружились студенты ВГИКа. В бальных платьях, костюмах, красивые и молодые. Министр культуры Челябинской области напомнил собравшимся, что на родине Сергея Аполлинариевича Герасимова, в селе Кундравы, два года назад открыт Дом-музей Мастера. Там, кстати, только завершился Кинофестиваль "Любить человека", приуроченный к 100-летнему юбилею великого земляка, заложили аллею "Ученики - учителю", и на торжествах были многие из ныне присутствовавших в зале: Сергей Никоненко, Валентина Теличкина, Зинаида Кириенко, Наталья Бондарчук, Инна Макарова. Вот случай, как бывало в беспримерной педагогической деятельности Мастера: и мать (Инна Макарова), и дочь (Наталья Бондарчук) учились у него во ВГИКе в разные годы, то есть поколенческая эстафета не прерывалась. И выступление Инны Макаровой (которое предварило соответствующий фрагмент из "Молодой гвардии") стало одним из самых эмоциональных, сильных впечатлений для всех присутствовавших. Актриса вспоминала, как в 1943 году впервые увидела Герасимова, как тот, знакомясь со списками "новеньких", пошутил, "добравшись" до нее: "Оправдает ли фамилию?" Говорила о том, о чем редко рассказывают на юбилейных торжествах. О первом инфаркте, когда по велению Сталина вносились правки в 1-ю серию "Молодой гвардии" (1948), о втором - когда Герасимов встал на защиту "Заставы Ильича" Марлена Хуциева. "Он знал, чувствовал, какой развал культуры ждет нас впереди..." О том, что коробки с фильмокопиями "Льва Толстого" (1984) оставались нераспечатанными на местах... На экране фрагмент телефильма "Красное и черное" (1976), Наталья Бондарчук (мадам де Реналь), Леонид Марков (ее супруг г-н де Реналь), Николай Еременко (Жюльен Сорель). "Ах, какие у нас были мальчишки! - вспоминает вышедшая на сцену Наталья Бондарчук. - Какие потери - Колечка Еременко, Вадим Спиридонов, Талгат Нигматулин"... Тот герасимовский курс был известен как "курс четырех Наташ" - Аринбасаровой, Бондарчук, Белохвостиковой и Гвоздиковой. Они тоже были в ЦДК. Вспоминали, как все без исключения девчонки во ВГИКе были тайно или явно влюблены в Мастера, а все мальчишки подражали ему в манере говорить. Как Герасимов умел ругать, это вообще отдельная тема. Некоторые в обморок падали, когда он ругал. Когда однажды в период съемок "Льва Толстого", фильма - нравственного завещания, Наталья Бондарчук навестила учителя, тот сказал: "Вот учусь шамкать и старчески ходить" (для роли). А ведь был он тогда в возрасте Толстого. И еще он добавил: "Наташа, вот этот фильм, который я сейчас делаю, никому не будет нужен". Она: "Как, почему, что вы такое говорите, Сергей Аполлинариевич?", а он повторил: "Вот увидишь, я знаю". Наталья Бондарчук вспоминала, как в былые времена, когда унижали Станислава Ростоцкого, Льва Кулиджанова, не забыли и Герасимова. Как табличку с института, носящего его имя, порывались снять, было и такое, напоминала Инна Макарова. Педагогический дар Герасимова невозможно переоценить. В тот вечер в ЦДК действительно можно было наблюдать семью, которую он вместе с Тамарой Федоровной Макаровой пестовал. Вспоминали легендарные посиделки с пельменями ("Тоже система обучения" - Борис Токарев), смотрели фрагменты видеосъемки, как собирались за этим занятием в доме у мастеров. "Не знаю, какие из вас артисты будут, но с голоду вы у меня не помрете", - говорил Герасимов своим ученикам. Когда он шел по вгиковскому коридору, все расступались, хотя он никогда не поднимался на котурны, не надувал щеки, оставаясь великим мастером, был естественным и настоящим. В маленьких ученических работах умел увидеть главное и сделать из этого событие. Он учил их всему, чем владел сам, и признавал, что не научил "работе локтями" (об этом рассказала режиссер Лариса Садилова, выпускница последней мастерской). Масштаб Герасимова и гражданская, нравственная позиция (то, что было стержнем его практики в кино и в институте, сегодня девальвированные понятия) этого человека и при его жизни удивляли современников. Вот ректор ВГИКа Александр Новиков вспоминал, что не пользовался мэтр ни льготами депутата, ни всяческими регалиями, ни положением члена Совета по Ленинским премиям, и слушать не желал, когда окружающие удивлялись этому обстоятельству. На вечере памяти собрались и те, кто учился у него, и те, кто не учился, но работал вместе (как директор ЦДК Аркадий Кушлянский, тридцать лет сотрудничавший с Герасимовым, как "верный Санчо Панса"). Помимо фильмов и плеяды учеников, подтверждающих уникальность педагогической школы, в истории кино прописан собственно Сергей Герасимов, сам в 17 лет начавший учиться у основателей ФЭКСа - 18-летнего тогда Григория Козинцева и 21-летнего Леонида Трауберга. Великие педагоги получаются из талантливых студентов, иначе не бывает. Также в рубрике:
|