Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7530) 25 - 31 мая 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться...

К 100-летию со дня рождения Сергея Герасимова

Оксана ГАВРЮШЕНКО
Фото из архива ВГИКа


С.Герасимов

За несколько дней до смерти он сказал жене: "Неужели все зря?" Выдающийся советский кинорежиссер Сергей Герасимов, уходя из жизни, не чувствовал себя ни победителем, ни классиком, ни одним из основоположников отечественного кинообразования. Коробки с фильмокопиями его последнего фильма "Лев Толстой" (1984) оставались нераспечатанными. Он мечтал экранизировать "Власть тьмы" - "Я хочу бросить им это в лицо". Но не успел... Зато успел другое. Так уж получается, что выдающихся художников гораздо больше, чем выдающихся педагогов, - кроме особого дара, здесь требуются и невероятная душевная и творческая щедрость, и способность к самоотречению. Всем этим Сергей Аполлинариевич Герасимов был наделен сполна.

Юбилейный вечер выдающегося режиссера, актера и педагога ХХ века в Центральном доме кино шел более трех часов. Телевизионные камеры, известные, по торжественному случаю принаряженные гости. Еще в фойе ЦДК, где силами ВГИКа, киношколы его имени, которой Сергей Герасимов отдал всю жизнь, была развернута огромная фотовыставка "Мастер и ученики", стоял отдельный столик с табличкой "Для выпускников мастерской С.Герасимова" - подарки тем, кому посчастливилось учиться у него. Интервью телевизионщикам давали Наталья Аринбасарова и Юрий Кара. А сколько их было всего за более чем сорок лет практики, выпускников его с Тамарой Макаровой актерско-режиссерской мастерской, 211 человек, из которых многие трудятся и сегодня, сами уже стали мастерами.

Вечер вели выпускник последней мастерской режиссер Аким Салбиев и студентка IV курса актерского отделения по имени Анна, отрекомендовавшаяся "простой девчонкой из Северодвинска", которая "могла ли подумать, представить еще четыре года назад...". Девушка заметно волновалась, и было отчего: Большой зал Центрального дома кино полон, даже на балконах, там, где ложа прессы, не было свободных мест, многие стояли. И это, пожалуй, главный позитивный эффект вечера (радостно удививший непредсказуемостью момента), посвященного человеку, которого нет с нами двадцать лет, но к творческому наследию которого возвращаться еще будут десятилетиями.

Все началось с незабываемого хачатуряновского вальса из "Маскарада" (1940 - 1941), под фрагмент фильма на экране, на сцене в такт кружились студенты ВГИКа. В бальных платьях, костюмах, красивые и молодые.

Министр культуры Челябинской области напомнил собравшимся, что на родине Сергея Аполлинариевича Герасимова, в селе Кундравы, два года назад открыт Дом-музей Мастера. Там, кстати, только завершился Кинофестиваль "Любить человека", приуроченный к 100-летнему юбилею великого земляка, заложили аллею "Ученики - учителю", и на торжествах были многие из ныне присутствовавших в зале: Сергей Никоненко, Валентина Теличкина, Зинаида Кириенко, Наталья Бондарчук, Инна Макарова.

Вот случай, как бывало в беспримерной педагогической деятельности Мастера: и мать (Инна Макарова), и дочь (Наталья Бондарчук) учились у него во ВГИКе в разные годы, то есть поколенческая эстафета не прерывалась. И выступление Инны Макаровой (которое предварило соответствующий фрагмент из "Молодой гвардии") стало одним из самых эмоциональных, сильных впечатлений для всех присутствовавших. Актриса вспоминала, как в 1943 году впервые увидела Герасимова, как тот, знакомясь со списками "новеньких", пошутил, "добравшись" до нее: "Оправдает ли фамилию?" Говорила о том, о чем редко рассказывают на юбилейных торжествах. О первом инфаркте, когда по велению Сталина вносились правки в 1-ю серию "Молодой гвардии" (1948), о втором - когда Герасимов встал на защиту "Заставы Ильича" Марлена Хуциева. "Он знал, чувствовал, какой развал культуры ждет нас впереди..." О том, что коробки с фильмокопиями "Льва Толстого" (1984) оставались нераспечатанными на местах...

На экране фрагмент телефильма "Красное и черное" (1976), Наталья Бондарчук (мадам де Реналь), Леонид Марков (ее супруг г-н де Реналь), Николай Еременко (Жюльен Сорель). "Ах, какие у нас были мальчишки! - вспоминает вышедшая на сцену Наталья Бондарчук. - Какие потери - Колечка Еременко, Вадим Спиридонов, Талгат Нигматулин"... Тот герасимовский курс был известен как "курс четырех Наташ" - Аринбасаровой, Бондарчук, Белохвостиковой и Гвоздиковой. Они тоже были в ЦДК. Вспоминали, как все без исключения девчонки во ВГИКе были тайно или явно влюблены в Мастера, а все мальчишки подражали ему в манере говорить. Как Герасимов умел ругать, это вообще отдельная тема. Некоторые в обморок падали, когда он ругал.

Когда однажды в период съемок "Льва Толстого", фильма - нравственного завещания, Наталья Бондарчук навестила учителя, тот сказал: "Вот учусь шамкать и старчески ходить" (для роли). А ведь был он тогда в возрасте Толстого. И еще он добавил: "Наташа, вот этот фильм, который я сейчас делаю, никому не будет нужен". Она: "Как, почему, что вы такое говорите, Сергей Аполлинариевич?", а он повторил: "Вот увидишь, я знаю". Наталья Бондарчук вспоминала, как в былые времена, когда унижали Станислава Ростоцкого, Льва Кулиджанова, не забыли и Герасимова. Как табличку с института, носящего его имя, порывались снять, было и такое, напоминала Инна Макарова.

Педагогический дар Герасимова невозможно переоценить. В тот вечер в ЦДК действительно можно было наблюдать семью, которую он вместе с Тамарой Федоровной Макаровой пестовал. Вспоминали легендарные посиделки с пельменями ("Тоже система обучения" - Борис Токарев), смотрели фрагменты видеосъемки, как собирались за этим занятием в доме у мастеров. "Не знаю, какие из вас артисты будут, но с голоду вы у меня не помрете", - говорил Герасимов своим ученикам.

Когда он шел по вгиковскому коридору, все расступались, хотя он никогда не поднимался на котурны, не надувал щеки, оставаясь великим мастером, был естественным и настоящим. В маленьких ученических работах умел увидеть главное и сделать из этого событие. Он учил их всему, чем владел сам, и признавал, что не научил "работе локтями" (об этом рассказала режиссер Лариса Садилова, выпускница последней мастерской).

Масштаб Герасимова и гражданская, нравственная позиция (то, что было стержнем его практики в кино и в институте, сегодня девальвированные понятия) этого человека и при его жизни удивляли современников. Вот ректор ВГИКа Александр Новиков вспоминал, что не пользовался мэтр ни льготами депутата, ни всяческими регалиями, ни положением члена Совета по Ленинским премиям, и слушать не желал, когда окружающие удивлялись этому обстоятельству.

На вечере памяти собрались и те, кто учился у него, и те, кто не учился, но работал вместе (как директор ЦДК Аркадий Кушлянский, тридцать лет сотрудничавший с Герасимовым, как "верный Санчо Панса"). Помимо фильмов и плеяды учеников, подтверждающих уникальность педагогической школы, в истории кино прописан собственно Сергей Герасимов, сам в 17 лет начавший учиться у основателей ФЭКСа - 18-летнего тогда Григория Козинцева и 21-летнего Леонида Трауберга.

Великие педагоги получаются из талантливых студентов, иначе не бывает.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;