Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7533) 15 - 21 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция"Городок С" и его обитателиЦентры творческого и человеческого притяжения Саратова КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТОльга ХАРИТОНОВА
В Саратове только что создана Ассоциация творческих союзов, объединившая региональные отделения Союза театральных деятелей, Союза художников, Союза писателей, Союза кинематографистов и Союза журналистов. Инициатором выступил СТД, председатель которого Валерий Райков возглавил и ассоциацию. Если определять ее задачи очень коротко, избегая общих слов, то можно сказать, что художники всех направлений чувствуют сегодня угрозу не собственному благополучию и потери реальной власти (что способствует чаще всего вынужденному объединению партий политических), но существованию в принципе. Вместе нас будет труднее уничтожить - вот простой пафос и умысел людей культуры. Делегация, вернувшаяся с московского форума "Театр - время перемен", не скрывала эмоций. Заседание правления СТД, заслушавшего впечатления коллег, подвело печальные итоги случившегося и выразило единодушную готовность поддержать российский союз в его последовательных и резких требованиях. То, что плохо подготовленный и прописанный Закон "Об автономных учреждениях" способен свести на нет уникальную традицию, историю и опыт российского театра, ясно, кажется, всем, кроме тех, кто его сочиняет и принимает. А то, что провинциальная культура находится в особо острой зависимости от законодательных глупостей, знает всякий, кто в этой провинции живет и служит искусству и Отечеству. Елена ГАРЕВСКАЯ Однажды на вокзале я оказалась невольным свидетелем впечатлившего меня разговора. Бабушка и внучка, девочка лет десяти, уезжали из Москвы домой - в какой-то провинциальный город. Внучка уезжать явно не хотела - в Москве ей понравилось, а бабушка уговаривала ее, пытаясь представить родной город в выгодном свете: мол, и уютно там, и детская площадка хорошая, и зелено, и подружки, и река... На что девочка очень эмоционально возразила: "Бабушка, как ты не понимаешь! Там ничего нет, там только одни дома!" Бабушка растерялась. Я же подумала: а вдруг девочка вполне адекватно воспринимает свой город и там действительно только одни дома? И стало как-то не по себе. Хотя именно "плотность застройки, наличие большого количество транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения" являются основными признаками городской культуры. Так написано в справочной литературе. Психологи утверждают: городская культура - одна из важнейших характеристик, опосредующих влияние города на личность. Именно под воздействием городской культуры формируется особая картина мира горожан. Девочке, уезжающей из Москвы, этого формирующего воздействия городской культуры ее малой родины было явно недостаточно. И действительно, ведь есть такие города (с домами, дорогами, дворами и парками), в которых кажется, что Бог пожелал там видеть пустое место. Что же делает город городом? Тем "единством непохожих", согласно Аристотелю? Известный исследователь городской среды В.Л.Глазычев говорит: "Уникальный рисунок группово-личностных отношений делает города не похожими друг на друга. А рисунок этот в философском смысле - случайность. Но главное - сохранилась или нет какая-то группа носителей пусть реликтового, но городского сознания". В очередной раз скажем материализму - нет. Конечно важнее всего дух - в данном случае дух города. Итак, город останется всего лишь местом, где "одни дома", если в нем нет особой, присущей именно ему атмосферы. Последняя же формируется благодаря наличию неких центров притяжения (интеллектуалов, ценителей искусств и древностей, коллекционеров и т.п.), а также разнообразных культурных инициатив. Центром притяжения может быть как театр, так и мастерская художника, городской парк и квартира, где регулярно собираются интеллектуалы. Именно такие центры притяжения вкупе с реализованными культурными проектами и составляют городской культурный ландшафт. Итак, в чем реальное своеобразие городов провинциальной России? Рассказом о явлениях, которые делают Саратов городом, мы начинаем серию публикаций, посвященных культурному ландшафту разных городов России. Но мы не намерены утомлять читателей описанием свинцовых мерзостей провинциального соцкультбыта. Цена наших страданий и по этому поводу стенаний уж очень невелика, и к мысли этой всякий, кто родился здесь с умом и талантом, практически привык. Да и сознание того, что никто к твоим воплям не прислушивается, отбивает охоту голосить. Охоту к творчеству и полнокровному в искусстве существованию отбить значительно труднее. Об этом и расскажем. Музеев достойный собратЦентры творческого и человеческого притяжения на культурной карте Саратова со временем перемещаются. Следить за расстановкой сил и флажков лучше беспристрастным наблюдателям. Но одной из точек общего схождения является частная коллекция живописи и графики народного артиста России Льва Горелика. В год Лев Григорьевич, бывает, подбирает и проводит в городе до десяти тематических выставок. Напомним, что в Саратове находится знаменитый Радищевский музей, только что отметивший свое 120-летие; в соответствии с самыми современными представлениями живет и действует его филиал - Дом-музей Павла Кузнецова, немало интересного предлагает еще один его художественный собрат - флигель Виктора Борисова-Мусатова; впервые прошедшая недавно Ночь музеев привлекла много публики, активно работают различные галереи. Собрание Горелика в этот контекст вписывается естественно и городу приносит очевидную пользу, а если нужно - достойно представляет его в столице: месяц назад по приглашению Зураба Церетели несколько десятков работ из коллекции было показано в Москве. А в дни празднования 85-летия со дня рождения Андрея Сахарова серия коллажей "Матисс - Малевич - транзит" художника Алексея Трубецкова украшала экспозицию, организованную музеем имени великого ученого и правозащитника. Печальный переченьРазговора о саратовских гениях места, вполне уместного в статье о культурном ландшафте, мы вынуждены избежать по веской причине: иных уж нет, а те далече. Еще несколько лет назад был жив Юрий Петрович Киселев, идеолог детского театра, театральный мыслитель и практик, на протяжении нескольких десятилетий руководивший ТЮЗом, носящим нынче его имя. Пользовался подлинным авторитетом профессионального сообщества литературный журнал "Волга", державшийся на редакционных подвижниках во главе с Сергеем Боровиковым (некоторое время назад по распоряжению чиновников, якобы прислушавшихся к требованиям возобновить его издание, был профинансирован журнал "Волга. ХХI век", сплошь состоящий из давних оппонентов прежней могучей кучки). Прекратил свое существование любимец и вдохновитель саратовской молодежи и art-публики Театр АТХ: уехал в Мастерскую Петра Фоменко его создатель Иван Верховых, распалась труппа. Вот только молодой наш литератор и выпускница Поволжской академии государственной службы Ксения Степанычева, победившая пару лет назад в столичном конкурсе "Действующие лица" с пьесой "2х2=5, или Маленькие комедии", признается, что спектакли АТХ, самое сильное театральное впечатление юности, оказали серьезное воздействие на ее решение стать драматургом. Покинул Саратов ее старший коллега Алексей Слаповский, чье присутствие, творчество во многом питавшееся местными впечатлениями, и неизменно доброжелательный взгляд тоже влияли на художественную атмосферу города. Получил приглашение и перешел работать в МХТ один из самых ярких саратовских артистов последних десятилетий Сергей Сосновский - на вручении премии прошедшего Областного театрального фестиваля "Золотой Арлекин" ему, уже мхатовскому, устроили настоящую овацию: немногие могли и могут похвастаться такой безоговорочной любовью коллег и зрителей. Этот перечень можно продолжать еще долго, умножая печаль. Творческие потери провинции сегодня напрямую связаны с культурной монополией столицы. Этой больной темы касаться не будем. Заметим только, что дороже монопольной политики в сфере культуры с ее разрушительными последствиями нам может обойтись разве что театральное невежество господина Грефа. Лучшие выпускники знаменитой на всю страну саратовской театральной школы, давшей миру десятки выдающихся имен - от Олега Янковского до Димы Куличкова, уже давно знают, что высокая репутация школы - залог успешного трудоустройства в московских и питерских театрах. И покидают родной город в надежде на лучшую судьбу и дебютную ставку повыше тех двух с половиной тысяч, которые могут предложить молодым специалистам местные академические сцены. Меж тем Евгений Миронов - один. И Галина Тюнина - одна. А по другую сторону - множество тоже очень любимых наших выпускников, широко известных всей стране исключительно участием в рекламе всевозможной, далекой от искусства полезной продукции. Почему на театральном факультете наряду со специализацией "артист театра и кино" до сих пор не значится "артист рекламы", совершенно непонятно - ведь наши ребята пользуются и в этой сфере необычайной популярностью.
Олег Павлович Табаков, отметивший свой недавний юбилей, в том числе и на родине, горячо здесь любимый и почитаемый и поспешивший сделать действительно немало добра, на пресс-конференции, посвященной этому событию и собравшей несколько десятков саратовских журналистов, сказал среди прочего, что судьба современного актера может по-настоящему состояться только в Москве. А затем развернуто и обстоятельно свою точку зрения аргументировал. Поспорить с ним тогда, конечно же, никто не решился. А самому мэтру, видимо, в голову не пришло, сколь, мягко говоря, странно звучат подобные суждения в городе, где театру больше двухсот лет и прошли творческие жизни многих поколений его коллег. А спустя несколько месяцев в Театре драмы народные артисты России Григорий Аредаков, Александр Галко, Людмила Гришина и Валентина Федотова сыграли "Квартет" Рональда Харвуда с таким профессиональным мастерством, человеческим достоинством и личностной мощью, что стало ясно: сколько ни проводи зачистки провинциальных культурных территорий и ни унижай их обитателей решительными заявлениями о несбывшемся, слова эти реальную ситуацию и положение дел отражают слабо. Прогнозам вопрекиМарина Глуховская, выпускница режиссерской мастерской Петра Наумовича Фоменко, поставила в Академическом театре драмы имени Слонова спектакль "Дом Бернарды Альбы" по Федерико Гарсия Лорке. Даже в таком театральном городе, каким принято считать Саратов, и среди самой что ни на есть театральной публики известие о готовящейся премьере знаменитой испанской пьесы не вызвало никакого энтузиазма. Мысль о необходимости просчитать коммерческий успех любой затеи за последние годы так грамотно нам вдолблена и так прочно засела в наших головах, что даже совершенно далекие, казалось бы, от всяких проблем люди первым делом считают своим долгом поинтересоваться не творческим замыслом или хоть распределением ролей, а вопросом: кто на это будет ходить? Не знаем, занимал ли он режиссера и как на него отвечали занятые в спектакле актрисы, но "Дом Бернарды Альбы" вопреки скептическим прогнозам собирает аншлаги даже теперь, в традиционно трудные для провинциального театра летние месяцы. Конечно, значительная часть его успеха в слаженности, целостности и творческой зрелости этой сценической версии, в том мастерстве, с которым Марина Глуховская и лауреат "Золотой Маски" омский художник Ольга Веревкина (саратовский Лорка - их девятая совместная работа) создали подробный, удивительно гармоничный, любовно сочиненный и обжитой женский мир, в котором разворачивается предложенная драматургом история. Дом, построенный матерью пяти незамужних дочерей, полон не столько плотских вожделений, сестринских перебранок, томящей духоты или грозовых предчувствий, сколько взаимных привязанностей, традиционных семейных ритуалов, привычки к чистоте, теплу и послушанию. Никакой напускной благости или фальшивого смирения. Как, впрочем, и ненависти, родительской тирании или буйства темных сил и задавленных страстей. Каждая из дочерей увидена режиссером и сыграна артистками Светланой Москвиной, Алисой Зыкиной, Татьяной Родионовой, Дарьей Родимовой и Ольгой Миловановой так психологически выразительно и точно, что, во-первых, невольно отмечаешь проницательность, с которой столь разные женские типы прописаны мужчиной, а во-вторых, понимаешь, как многое из уготованных людям судеб заключено в их собственной природе. Трагедия Альбы в исполнении Тамары Джураевой, красивой, сильной, волевой, любящей и жертвенной женщины, не сводится в спектакле к понятному человеческому ее просчету, грубой материнской ошибке или тяжким последствиям домашней тирании. Она воспринимается, скорее, как объективное непоспевание человека, имеющего собственные выстраданные и устоявшиеся взгляды на жизнь за бегом времени, который с его невероятной плотностью есть ужас, да и только. Спектакль Марины Глуховской погружает зрителей в тот живой и подлинный драматический объем, с которым каждый имеет дело в своей реальной жизни. И они отвечают пониманием. "Страдания" с удовольствиемЕсть и другие ситуации: когда осознанное движение навстречу зрителю является своего рода манифестом культурной деятельности. В этом году в сентябре в нашем городе состоится третий по счету Фестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания". "Документальное кино - кино для зрителей", - заявляют директор фестиваля Татьяна Зорина и директор Нижне-Волжской студии кинохроники, на базе которой он проводится, Андрей Наймушин. Об идее "Страданий", конкурсных картинах и победителях предыдущих двух смотров нам уже приходилось писать. Сегодня программа фестиваля расширяется, постепенно превращаясь в фестивальное движение, инициатива которого во многом исходит от самих зрителей. В рамках третьего феста состоится презентация Общественного музея "Театр+кино+ТВ", начало которому положили две женщины. Татьяна Зорина рассказывает, что они пришли на студию и принесли коллекции открыток с актерскими портретами, что собирали с детства, со словами: "Возьмите, они все равно никому не нужны!" Это и послужило эмоциональным толчком к созданию музея: экспонаты его хранятся пока в одной из студийных комнат. В дальнейшем предполагается, что этот музей будет посвящен "саратовским корням российской духовной элиты" - такую формулировку предложила Джемма Фирсова, знаменитый режиссер-документалист, ведущий подготовительную работу по созданию картины, посвященной ее мужу, фронтовому кинооператору Владимиру Микоше, делавшему в Саратове первые свои профессиональные шаги. В прошлом году Джемма Сергеевна была председателем жюри основного конкурса, а в этом - выступает как автор будущего большого фильма, съемки которого пройдут на Нижне-Волжской студии. Она была потрясена, узнав, какое невероятное число всем известных и признанных деятелей отечественного кинематографа связано с Саратовом. Отдельная и значительная часть программы посвящена детям. В фондах студии была специально подобрана интереснейшая хроника, рассказывающая, как учились, чем увлекались, как проводили время, трудились и отдыхали дети 30-х, 40-х, 50-х годов. История города через историю детских занятий, запечатленных на пленку, вызывает у нынешних сверстников очень большой интерес. Утренние сеансы будут организованы для саратовских школьников и воспитанников детских домов области. Первые три дня фестиваля вообще объявлены зрительскими - различные показы, встречи и мероприятия, внеконкурсные просмотры (например, два блока студенческих фильмов - из ВГИКа и питерского Университета кино и телевидения) будут проводиться на самых разных площадках. Конкурс начнется следом и будет отличаться в этом году более жестким отбором и требованием соответствия заявленной тематике. Организаторы считают, что наличие в городе студии кинохроники с богатыми традициями, активно действующим производством и бесценными фондами может и должно влиять на содержание культурной жизни. "Саратовские страдания" привлекают все больше представителей не только профессионального сообщества, но и зрителей самых разных возрастов, которые с удовольствием смотрят документальное кино. * * *Весной в Литературном музее имени Константина Федина состоялась презентация книги философа Тамары Петровны Фокиной "Саратов: повторение и различие", где рассматриваются в том числе и культурно-символические модели города, перспективы его развития. Эти перспективы в провинции есть, на наш взгляд, прежде всего там, где делом занимаются здравомыслящие профессионалы, которым не сильно мешают. Философские обобщения более высокого порядка наша сегодняшняя жизнь вряд ли выдержит. Также в рубрике:
|