Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Шведское лицо ММКФ

Итоги XXVIII Московского Международного кинофестиваля: ничего невозможного нет

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Продюсер М.Х.Карим и режиссер О.Карим со "Св.Георгием"

XXVIII Московский Международный кинофестиваль завершился в воскресенье, 2 июля. Вторая его половина оказалась гораздо интенсивнее и качественнее, нежели первая, о которой мы уже писали. Жюри, возглавляемое Анджеем Жулавским, не дискутировало до утра, как это чаще всего бывает, и вынесло свое решение тихо, мирно и практически единогласно. Предваряя оглашение лауреатов, пан Жулавский сформулировал критерии, о которых не следует забывать, особенно критикам. Каждый должен задаться вопросом: а купил бы он билет на тот или иной фильм? Критику и вовсе следует спуститься на землю и не жить в несуществующем мире. Правило следующее: нельзя выйти из зала, не досмотрев картину до конца (что не всегда и не всем удается). А если хочется это сделать (уйти) - значит, фильм соответствующий, из этого и исходить в его оценках. И наконец, последний критерий, связанный с тем, какой фильм пойдешь смотреть во второй раз, если вообще пойдешь. Трудно с этим подходом не согласиться. Но все же жюри фестиваля такого ранга и класса "А" должно поощрять прежде всего новации, поиски в области киноязыка, ведь нужны же, наконец, и новые формы, выражаясь по-чеховски. Иначе для чего вообще фестиваль нужен?

Жюри во главе с А.Жулавским и Д.Кристи

Заданным паном Жулавским критериям полностью отвечает, по его словам, картина "О Саре", получившая в итоге главный приз. Как сказал режиссер Отман Карим (уроженец Уганды, живущий и работающий в Швеции), он и не надеялся, что его скромная картина получит приз. Представив ее в Москве, он улетел на Кипр снимать свой следующий фильм и вот возвратился за призом. Жена-продюсер плакала, утирала платочком глаза от счастливых слез. Вместе они благодарили Москву, показавшую, что ничего невозможного нет. Картина снималась пять лет, то есть давалась с трудом, но этого не чувствуется. Сделана она легко, с элегантной ироничностью. Актриса Линда Цилякус, обладательница ускользающей внешности, всякий раз разная, исполнила роль Сары, представительницы модной ныне на экране профессии - агента по недвижимости. Показала нам эмоциональные моменты жизни молодой женщины, на протяжении десятилетия находящейся в поисках любви, разрывающейся между карьерой и обустройством личной жизни. Самые прозаические и драматические эпизоды преисполнены юмора. Отличная прокатная картина, не претендующая на покорение фестивальных и прочих вершин, выбилась в лидеры фестиваля, призванного замечать не достижения мейнстрима, но художественные вершины и поиски, как всякий фестиваль того же класса.

Приз за лучшее исполнение женской роли Серебряный "Святой Георгий" -

актриса Джули Уолтерс, "Уроки вождения", Великобритания

Приглашенная звезда Ж.Биссет

То, что в Москве нет ничего невозможного, - это точно. Одно из сильнейших впечатлений от ММКФ - пресс-конференция по польской картине "Кто никогда не жил". Приехала представительная делегация из десяти человек, это, наверное, фестивальный рекорд нынешнего года. Разговор получился качественный, поскольку картина вызывает множество вопросов, безотносительно к тому, нравится она кому-то или нет. И поскольку делегация большая, переводчику не хватило стула, и никто не позаботился о нем. И человек простоял на коленях у стола, за которым разместилась делегация, коленопреклоненно, словно в костеле, в течение тридцати минут, пока шла пресс-конференция. Так и переводил, чтобы иметь возможность говорить в микрофон. Кстати, и фильм этот - о священнике, о вере, такое вот совпадение.

Приз за лучшее исполнение мужской роли Серебряный "Святой Георгий" -

актер Йенс Харцер, "Страхование жизни", Германия

Так что мы стали свидетелями незаслуженных страданий, о которых, собственно, и снял фильм знаменитый польский актер Анджей Северин, много лет работающий во Франции, в "Комеди Франсез", и вот теперь в зрелом возрасте дебютировавший в режиссуре. Хотелось крикнуть: "Господа, как можно!" - но ситуация была столь фантастична, что и сейчас, описывая ее, не веришь собственным воспоминаниям.

Й.Харцер - лучший актер

Как ни странно, это сильнейшее впечатление соседствует еще с одним потрясением от ММКФ, но уже совсем иного свойства. Связано оно с лучшей картиной фестиваля "Смерть господина Лазареску". Это история обыкновенного румынского пожилого человека 62 лет, который внезапно почувствовал себя плохо. Дочь живет в Канаде, сестра - в другом городе, позаботиться о нем некому. Соседи принимают равнодушно-посильное участие в происходящем, а потом врач скорой помощи разъезжает с теряющим силы господином Лазареску из одной больницы в другую всю ночь. Словом, хроника самой обыкновенной и, в сущности, объявленной смерти, какие случаются каждый день во всем мире. И это даже не история покидающего мир человека, а свидетельство потрясающего равнодушия к чужой жизни и боли. Никаких ужасов и пугающей физиологии на экране нет, сплошная рутина замороченной жизни. Врачи проявляют абсолютное равнодушие к судьбе нуждающегося в их поддержке человека, цинизм выражается в профессиональном сленге из серии "сделай два снимка - паштета и башки". Все ясно, какие части тела нужно обследовать. Снято все почти как в документальном кино. Даже не поймешь, что за люди снимались в картине, много ли среди них профессионалов и сколько людей, не причастных к актерскому делу. Это пронзительная хроника ухода и колоссальное по силе человеческого и художественного воздействия кино, рядом с которым вся программа просто меркнет. Картина румынского режиссера Кристи Пуи "Смерть господина Лазареску" еще год назад была показана в Канне. А у нас, скорее всего, никто ее больше не увидит, если не найдется решительный человек, вознамерившийся приобрести эту картину для показа в России.

Приз за лучшую режиссерскую работу Серебряный "Святой Георгий" -

режиссер Бертран Блие, "Сколько ты стоишь?", Франция

Л.Гурченко и Н.Михалков

Жюри ФИПРЕССИ сделало грамотный выбор, отметив филиппинскую картину "Букмекер", снятую ручной камерой, словно в потоке повседневной уличной жизни, с героиней, только что вышедшей из толпы. Джина Пареньо - непрофессиональная актриса, в том смысле, что не имеет специального образования, хотя снимается с 14 лет. Где-нибудь в Берлине она могла бы претендовать на актерский приз. Там любят нетипичных героев, как и исполнителей, не похожих на актеров и актрис, эдакое порождение улиц, - толстых, нестандартных, простых.

Специальный приз жюри Серебряный "Святой Георгий" -

"Уроки вождения", режиссер Джереми Брок, Великобритания

Хотя и в Москве вручили приз за кажущуюся простоту исполнения, но виртуозному, талантливейшему немецкому актеру Йенсу Харцеру, сыгравшему в картине "Страхование жизни" роль странноватого страхового агента, квартирующего в автомобиле. Жизнь его почти виртуальна. Эта телекартина - из ретроспективы немецкого кино Берлинале.

Д.Пареньо и Д.Джетуриан (Филиппины)

Обвал наград накрыл "Уроки вождения" дебютанта из Великобритании Джереми Брока, довольно успешного сценариста. Это нечто вроде версии знаменитой театральной пьесы "Гарольд и Мод" (встречаются подросток и пожилая актриса и между ними возникает настоящая дружба) в исполнении прекрасных британских артистов - это уже фирменный стиль и класс, - и ничего удивительного в том, что Джули Уолтерс отмечена за актерское мастерство, она действительно блестящая актриса. Но сама картина, довольно милая и трогательная, не отягощена художественными открытиями. Это во многом автобиографическая, семейная история, но родители режиссера живут в неведении по поводу того, что их сын сотворил, обнародовав скелет в шкафу. И сам Д.Брок оказался на удивление открытым и наивным человеком, сумел внятно рассказать простую, в сущности, историю. Эта картина была бы хороша для Недели британского кино в Москве. Но и на ММКФ полюбилась даже жюри критиков, которое призвано поощрять творческие искания. Режиссер, получая награду, произнес слова: "Как мне нравится быть у вас в Москве. Такое красивое здесь метро, и как здорово, что вы можете на нем ездить", вызвавшие бурную смеховую реакцию зала, в массе своей давно не знающего, что такое московское метро.

Приз программы "Перспективы" -

"Чашма" ("Источник"), режиссер Ёлкин Туйчиев, Узбекистан

О.Табаков и М.Зудина

Вообще удивительные истории и люди всякий раз встречаются на фестивалях. Режиссер израильской ленты "Полурусская история" Эйтан Аннер, услышав впервые от одного из наших журналистов фразу "Красота спасет мир", изумился ее точности и образности. А узнав, что это сказал Достоевский, переживал весь вечер, что не знал этого. В то же время он пригласил нашу актрису Оксану Коростышевскую в свой фильм, заметив ее в российской картине "Дура", искренне восхищался этим произведением, которое, как нам казалось, во славу искусства не работает.

Специальный приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.Станиславского "Верю. Константин Станиславский" -

актер Жерар Депардье

Узбекская картина "Источник", получившая приз конкурса "Перспектива", в придачу 10 тысяч долларов и 10 тысяч метров пленки "Кодак", была представлена председателем жюри этого конкурса чешским режиссером Петром Зеленкой как сделанная в отдаленном районе нашей с вами страны. Что ж, Ёлкин Туйчиев учился у Людмилы Голубкиной на сценарном отделении Высших режиссерских курсов в Москве, а Россия все еще воспринимается как какой-нибудь аул. Все мы живем во власти стереотипов по поводу того, что есть Запад и что есть Восток. Навешиваем с ходу ярлыки так называемому западному обществу потребления (как будто у нас не такое), а потом удивляемся тому, что до сих пор Россия представляется европейцу краем непуганых медведей и вечной мерзлоты.

Приз ФИПРЕССИ -

"Букмекер", режиссер Джеффри Джетуриан, Филиппины

Клод Лелюш в Москву не приехал, у него случился сердечный приступ накануне московского показа "Бесстрашной любви". Не приехала американская делегация, и пресс-конференции по конкурсной картине "Спроси у пыли" Роберта Тауна не было вообще. На визит Колина Фаррелла и Сальмы Хайек, исполнивших в нем главные роли, никто и не рассчитывал, но чтобы вообще никто не приехал... Данная ситуация и ее разрешение, скорее всего, вообще за пределами возможностей ММКФ.

Приз российской кинокритики -

"Уроки вождения"

Самые крупные величины, настоящие мэтры - Иштван Сабо (интервью с ним читайте в следующем номере) и Рауль Руис - в Москве побывали, представили свои картины "Родственники" и "Климт" (об австрийском художнике Густаве Климте), однако остались без внимания жюри, как это водится с классиками в последнее время. Всюду - дорога молодым, что понятно: у них - более свежие взгляд и почерк.

Диплом жюри российской кинокритики -

"Страхование жизни", режиссер Бюлент Акинчи

А классики словно смотрят в прошлое, бесконечно оглядываются на свои прежние картины, вот и остаются за чертой интереса. Но сам приезд этих людей, как и то, что они продолжают работать, задает особую систему координат. Кстати, Рауль Руис на пресс-конференции говорил о том, что обожает кино Нигерии, где, по его словам, снимаются тысячи и тысячи фильмов в год, снимаются прямо на улицах, и на каждой из них есть свои звезды. Это особенность африканского кино - гениальное сегодня будет предано забвению завтра.

Приз Федерации киноклубов России -

"Климт", режиссер Рауль Руис, Австрия - Франция - Германия - Великобритания

Справедливость этих слов срабатывает и на других континентах и по отношению не к одному лишь скоропалительному кино улиц. В зале "Дебюсси" Каннского фестивального комплекса всякий раз перед пресс-показом очередного фильма, как только погасят свет, раздается один и тот же выкрик: "Рауль!" И если он не прозвучал, то можно считать, что собрались там какие-то не те люди, не истинные профи и завсегдатаи Канна. Версий происходящего - несколько. Но все они связаны с Руисом и его визитом в Канн. Очень хотелось услышать авторскую версию. Но Руис был удивлен рассказанной историей и только воскликнул: "Это не я!"

Спецприз Федерации киноклубов -

фильму Российской программы в рамках XXVIII ММКФ "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика

Но одного классика все же уважили: Бертрана Блие, яркого режиссера, нынешняя картина которого "Сколько ты стоишь?" - всего лишь отголосок славного былого. Но класс чувствуется даже не в самой удачной и усталой его работе. Стариков в любом случае следует уважать, тем более что они, применяя название одной из конкурсных картин, не "Как все". В одноименной ленте бельгийца Пьера Поля Рендерса сквозь коросту всеобщей унификации все равно пробиваются подлинные чувства.

Приз зрительских симпатий (по результатам опроса зрителей) -

"Уроки вождения"

Никита Михалков, опираясь на обещания Юрия Лужкова, надеется, что к тридцатому фестивалю фестивальный дворец будет построен. Эти стены нужно будет наполнять жизнью. Хотелось бы, чтобы она не соответствовала категории "Как все", имела свою физиономию и ориентировалась на поиски действительно нового, без псевдообольщений от собственных успехов, на простую, рабочую и качественную кинофестивальную жизнь.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

  • Шведское лицо ММКФ
    Итоги XXVIII Московского Международного кинофестиваля: ничего невозможного нет

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

НАЗНАЧЕНИЯ

ФЕСТИВАЛИ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;