Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7536) 6 - 12 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаШведское лицо ММКФИтоги XXVIII Московского Международного кинофестиваля: ничего невозможного нет Светлана ХОХРЯКОВА
XXVIII Московский Международный кинофестиваль завершился в воскресенье, 2 июля. Вторая его половина оказалась гораздо интенсивнее и качественнее, нежели первая, о которой мы уже писали. Жюри, возглавляемое Анджеем Жулавским, не дискутировало до утра, как это чаще всего бывает, и вынесло свое решение тихо, мирно и практически единогласно. Предваряя оглашение лауреатов, пан Жулавский сформулировал критерии, о которых не следует забывать, особенно критикам. Каждый должен задаться вопросом: а купил бы он билет на тот или иной фильм? Критику и вовсе следует спуститься на землю и не жить в несуществующем мире. Правило следующее: нельзя выйти из зала, не досмотрев картину до конца (что не всегда и не всем удается). А если хочется это сделать (уйти) - значит, фильм соответствующий, из этого и исходить в его оценках. И наконец, последний критерий, связанный с тем, какой фильм пойдешь смотреть во второй раз, если вообще пойдешь. Трудно с этим подходом не согласиться. Но все же жюри фестиваля такого ранга и класса "А" должно поощрять прежде всего новации, поиски в области киноязыка, ведь нужны же, наконец, и новые формы, выражаясь по-чеховски. Иначе для чего вообще фестиваль нужен?
Заданным паном Жулавским критериям полностью отвечает, по его словам, картина "О Саре", получившая в итоге главный приз. Как сказал режиссер Отман Карим (уроженец Уганды, живущий и работающий в Швеции), он и не надеялся, что его скромная картина получит приз. Представив ее в Москве, он улетел на Кипр снимать свой следующий фильм и вот возвратился за призом. Жена-продюсер плакала, утирала платочком глаза от счастливых слез. Вместе они благодарили Москву, показавшую, что ничего невозможного нет. Картина снималась пять лет, то есть давалась с трудом, но этого не чувствуется. Сделана она легко, с элегантной ироничностью. Актриса Линда Цилякус, обладательница ускользающей внешности, всякий раз разная, исполнила роль Сары, представительницы модной ныне на экране профессии - агента по недвижимости. Показала нам эмоциональные моменты жизни молодой женщины, на протяжении десятилетия находящейся в поисках любви, разрывающейся между карьерой и обустройством личной жизни. Самые прозаические и драматические эпизоды преисполнены юмора. Отличная прокатная картина, не претендующая на покорение фестивальных и прочих вершин, выбилась в лидеры фестиваля, призванного замечать не достижения мейнстрима, но художественные вершины и поиски, как всякий фестиваль того же класса. Приз за лучшее исполнение женской роли Серебряный "Святой Георгий" - актриса Джули Уолтерс, "Уроки вождения", Великобритания
То, что в Москве нет ничего невозможного, - это точно. Одно из сильнейших впечатлений от ММКФ - пресс-конференция по польской картине "Кто никогда не жил". Приехала представительная делегация из десяти человек, это, наверное, фестивальный рекорд нынешнего года. Разговор получился качественный, поскольку картина вызывает множество вопросов, безотносительно к тому, нравится она кому-то или нет. И поскольку делегация большая, переводчику не хватило стула, и никто не позаботился о нем. И человек простоял на коленях у стола, за которым разместилась делегация, коленопреклоненно, словно в костеле, в течение тридцати минут, пока шла пресс-конференция. Так и переводил, чтобы иметь возможность говорить в микрофон. Кстати, и фильм этот - о священнике, о вере, такое вот совпадение. Приз за лучшее исполнение мужской роли Серебряный "Святой Георгий" - актер Йенс Харцер, "Страхование жизни", Германия Так что мы стали свидетелями незаслуженных страданий, о которых, собственно, и снял фильм знаменитый польский актер Анджей Северин, много лет работающий во Франции, в "Комеди Франсез", и вот теперь в зрелом возрасте дебютировавший в режиссуре. Хотелось крикнуть: "Господа, как можно!" - но ситуация была столь фантастична, что и сейчас, описывая ее, не веришь собственным воспоминаниям.
Как ни странно, это сильнейшее впечатление соседствует еще с одним потрясением от ММКФ, но уже совсем иного свойства. Связано оно с лучшей картиной фестиваля "Смерть господина Лазареску". Это история обыкновенного румынского пожилого человека 62 лет, который внезапно почувствовал себя плохо. Дочь живет в Канаде, сестра - в другом городе, позаботиться о нем некому. Соседи принимают равнодушно-посильное участие в происходящем, а потом врач скорой помощи разъезжает с теряющим силы господином Лазареску из одной больницы в другую всю ночь. Словом, хроника самой обыкновенной и, в сущности, объявленной смерти, какие случаются каждый день во всем мире. И это даже не история покидающего мир человека, а свидетельство потрясающего равнодушия к чужой жизни и боли. Никаких ужасов и пугающей физиологии на экране нет, сплошная рутина замороченной жизни. Врачи проявляют абсолютное равнодушие к судьбе нуждающегося в их поддержке человека, цинизм выражается в профессиональном сленге из серии "сделай два снимка - паштета и башки". Все ясно, какие части тела нужно обследовать. Снято все почти как в документальном кино. Даже не поймешь, что за люди снимались в картине, много ли среди них профессионалов и сколько людей, не причастных к актерскому делу. Это пронзительная хроника ухода и колоссальное по силе человеческого и художественного воздействия кино, рядом с которым вся программа просто меркнет. Картина румынского режиссера Кристи Пуи "Смерть господина Лазареску" еще год назад была показана в Канне. А у нас, скорее всего, никто ее больше не увидит, если не найдется решительный человек, вознамерившийся приобрести эту картину для показа в России. Приз за лучшую режиссерскую работу Серебряный "Святой Георгий" - режиссер Бертран Блие, "Сколько ты стоишь?", Франция
Жюри ФИПРЕССИ сделало грамотный выбор, отметив филиппинскую картину "Букмекер", снятую ручной камерой, словно в потоке повседневной уличной жизни, с героиней, только что вышедшей из толпы. Джина Пареньо - непрофессиональная актриса, в том смысле, что не имеет специального образования, хотя снимается с 14 лет. Где-нибудь в Берлине она могла бы претендовать на актерский приз. Там любят нетипичных героев, как и исполнителей, не похожих на актеров и актрис, эдакое порождение улиц, - толстых, нестандартных, простых. Специальный приз жюри Серебряный "Святой Георгий" - "Уроки вождения", режиссер Джереми Брок, Великобритания Хотя и в Москве вручили приз за кажущуюся простоту исполнения, но виртуозному, талантливейшему немецкому актеру Йенсу Харцеру, сыгравшему в картине "Страхование жизни" роль странноватого страхового агента, квартирующего в автомобиле. Жизнь его почти виртуальна. Эта телекартина - из ретроспективы немецкого кино Берлинале.
Обвал наград накрыл "Уроки вождения" дебютанта из Великобритании Джереми Брока, довольно успешного сценариста. Это нечто вроде версии знаменитой театральной пьесы "Гарольд и Мод" (встречаются подросток и пожилая актриса и между ними возникает настоящая дружба) в исполнении прекрасных британских артистов - это уже фирменный стиль и класс, - и ничего удивительного в том, что Джули Уолтерс отмечена за актерское мастерство, она действительно блестящая актриса. Но сама картина, довольно милая и трогательная, не отягощена художественными открытиями. Это во многом автобиографическая, семейная история, но родители режиссера живут в неведении по поводу того, что их сын сотворил, обнародовав скелет в шкафу. И сам Д.Брок оказался на удивление открытым и наивным человеком, сумел внятно рассказать простую, в сущности, историю. Эта картина была бы хороша для Недели британского кино в Москве. Но и на ММКФ полюбилась даже жюри критиков, которое призвано поощрять творческие искания. Режиссер, получая награду, произнес слова: "Как мне нравится быть у вас в Москве. Такое красивое здесь метро, и как здорово, что вы можете на нем ездить", вызвавшие бурную смеховую реакцию зала, в массе своей давно не знающего, что такое московское метро. Приз программы "Перспективы" - "Чашма" ("Источник"), режиссер Ёлкин Туйчиев, Узбекистан
Вообще удивительные истории и люди всякий раз встречаются на фестивалях. Режиссер израильской ленты "Полурусская история" Эйтан Аннер, услышав впервые от одного из наших журналистов фразу "Красота спасет мир", изумился ее точности и образности. А узнав, что это сказал Достоевский, переживал весь вечер, что не знал этого. В то же время он пригласил нашу актрису Оксану Коростышевскую в свой фильм, заметив ее в российской картине "Дура", искренне восхищался этим произведением, которое, как нам казалось, во славу искусства не работает. Специальный приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.Станиславского "Верю. Константин Станиславский" - актер Жерар Депардье Узбекская картина "Источник", получившая приз конкурса "Перспектива", в придачу 10 тысяч долларов и 10 тысяч метров пленки "Кодак", была представлена председателем жюри этого конкурса чешским режиссером Петром Зеленкой как сделанная в отдаленном районе нашей с вами страны. Что ж, Ёлкин Туйчиев учился у Людмилы Голубкиной на сценарном отделении Высших режиссерских курсов в Москве, а Россия все еще воспринимается как какой-нибудь аул. Все мы живем во власти стереотипов по поводу того, что есть Запад и что есть Восток. Навешиваем с ходу ярлыки так называемому западному обществу потребления (как будто у нас не такое), а потом удивляемся тому, что до сих пор Россия представляется европейцу краем непуганых медведей и вечной мерзлоты. Приз ФИПРЕССИ - "Букмекер", режиссер Джеффри Джетуриан, Филиппины Клод Лелюш в Москву не приехал, у него случился сердечный приступ накануне московского показа "Бесстрашной любви". Не приехала американская делегация, и пресс-конференции по конкурсной картине "Спроси у пыли" Роберта Тауна не было вообще. На визит Колина Фаррелла и Сальмы Хайек, исполнивших в нем главные роли, никто и не рассчитывал, но чтобы вообще никто не приехал... Данная ситуация и ее разрешение, скорее всего, вообще за пределами возможностей ММКФ. Приз российской кинокритики - "Уроки вождения" Самые крупные величины, настоящие мэтры - Иштван Сабо (интервью с ним читайте в следующем номере) и Рауль Руис - в Москве побывали, представили свои картины "Родственники" и "Климт" (об австрийском художнике Густаве Климте), однако остались без внимания жюри, как это водится с классиками в последнее время. Всюду - дорога молодым, что понятно: у них - более свежие взгляд и почерк. Диплом жюри российской кинокритики - "Страхование жизни", режиссер Бюлент Акинчи А классики словно смотрят в прошлое, бесконечно оглядываются на свои прежние картины, вот и остаются за чертой интереса. Но сам приезд этих людей, как и то, что они продолжают работать, задает особую систему координат. Кстати, Рауль Руис на пресс-конференции говорил о том, что обожает кино Нигерии, где, по его словам, снимаются тысячи и тысячи фильмов в год, снимаются прямо на улицах, и на каждой из них есть свои звезды. Это особенность африканского кино - гениальное сегодня будет предано забвению завтра. Приз Федерации киноклубов России - "Климт", режиссер Рауль Руис, Австрия - Франция - Германия - Великобритания Справедливость этих слов срабатывает и на других континентах и по отношению не к одному лишь скоропалительному кино улиц. В зале "Дебюсси" Каннского фестивального комплекса всякий раз перед пресс-показом очередного фильма, как только погасят свет, раздается один и тот же выкрик: "Рауль!" И если он не прозвучал, то можно считать, что собрались там какие-то не те люди, не истинные профи и завсегдатаи Канна. Версий происходящего - несколько. Но все они связаны с Руисом и его визитом в Канн. Очень хотелось услышать авторскую версию. Но Руис был удивлен рассказанной историей и только воскликнул: "Это не я!" Спецприз Федерации киноклубов - фильму Российской программы в рамках XXVIII ММКФ "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика Но одного классика все же уважили: Бертрана Блие, яркого режиссера, нынешняя картина которого "Сколько ты стоишь?" - всего лишь отголосок славного былого. Но класс чувствуется даже не в самой удачной и усталой его работе. Стариков в любом случае следует уважать, тем более что они, применяя название одной из конкурсных картин, не "Как все". В одноименной ленте бельгийца Пьера Поля Рендерса сквозь коросту всеобщей унификации все равно пробиваются подлинные чувства. Приз зрительских симпатий (по результатам опроса зрителей) - "Уроки вождения" Никита Михалков, опираясь на обещания Юрия Лужкова, надеется, что к тридцатому фестивалю фестивальный дворец будет построен. Эти стены нужно будет наполнять жизнью. Хотелось бы, чтобы она не соответствовала категории "Как все", имела свою физиономию и ориентировалась на поиски действительно нового, без псевдообольщений от собственных успехов, на простую, рабочую и качественную кинофестивальную жизнь. Также в рубрике:
|