Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7543) 24 - 30 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаМежду Моцартом и ШостаковичемОпусы классиков и современных композиторов прозвучали в Ставангере Евгения КРИВИЦКАЯ
16 лет существует Международный фестиваль камерной музыки в норвежском городе Ставангере. Его основатель, виолончелист Трулс Морк, стремился собирать каждый год в этом живописном уголке на берегу Северного моря лучших музыкантов мира. Три года назад Т.Морк уступил пост артистического директора целому коллективу, "Григ-трио", который успешно продолжает развивать уже существующие традиции. А фестиваль в Ставангере действительно аккумулирует несколько важных направлений в сфере инструментальной музыки. Во-первых, здесь на равных сосуществуют опусы классиков и современных авторов, и даже нельзя сказать, к чему больше тяготеют выступающие в Ставангере артисты. За фестивальную неделю (в день, как правило, проходило три концерта) прозвучали произведения Бартока, Веберна, Шёнберга, Берио, Куртага, Петри... С первого фестиваля в Ставангере сложилась традиция приглашать какого-либо из ныне живущих композиторов, делая его главным приглашенным автором фестивального сезона (в английском языке даже существует специальный термин - "composer in residence"). Здесь побывали Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий, Магнус Линдберг, Анри Дютийе, Джордж Крам. А Россия была представлена Эдисоном Денисовым. В этом году звучали сочинения 33-летнего норвежского композитора Эйвинда Бюена, в том числе Струнный квартет, специально заказанный ему фестивалем. В нем Э.Бюен предстает приверженцем уже вышедшей из моды крайней формы сонористики, когда из инструментов стремятся извлекать противоречащие их природе звучности. Музыка его квартета вызвала неожиданные ассоциации с эпизодом из "Необыкновенного концерта" С.Образцова, где пародируется конкретная музыка. И у Бюена струнные инструменты завывали, скрипели, музыканты стучали смычком по деке... Думается, что сейчас нет смысла возвращаться к моде позавчерашнего дня и просто слепо использовать старые музыкальные технологии. Поскольку главная идея нынешнего фестиваля - музыкальные контрасты, то в основном программы фестиваля сочетали старую и новую музыку. Много делает для пропаганды современной музыки норвежский струнный квартет "Цикада", которому было предоставлено, кроме выступлений в сборных концертах, почетное право сыграть отдельную программу из сочинений В.Лютославского (Струнный квартет), Дж. Диллона (Струнный квартет), Дж. Крама ("Черные ангелы"). "Цикада" обладает собственным индивидуальным стилем исполнения современной музыки. Это особенно наглядно проявилось в трактовке таких известных опусов, как "Двенадцать микроинтерлюдий" Куртага или "Шести багателей" опус 9 Веберна. В отличие, скажем, от "Хаген-квартета" или "Ардитти-квартета" норвежцы более экспрессивны, хотя и столь же точны с авторским текстом. Так что миф о нордическом темпераменте музыкантов этой части Европы был полностью опровергнут. Не забыли в Ставангере и о двух главных юбилеях нынешнего года: собственно, контраст между Моцартом и Шостаковичем, повторюсь, между классикой и новой музыкой, определил концепцию большинства программ. Шостакович был представлен очень широко - ансамбли, Первый фортепианный концерт (где солировал Александр Корсантия, ученик А.Торадзе), Камерная симфония. Великолепно прозвучало Второе фортепианное трио Шостаковича в интерпретации "Григ-трио". С. Сигерленд (скрипка), В.Анвик (фортепиано) и Е.Флешо (виолончель) поразительно почувствовали и передали всю многогранную эмоциональную шкалу этой великой музыки. Запомнились - рельефно выстроенная форма первой части, где шло нарастание от бесплотного голоса солирующей виолончели вначале к открытой экспрессии, "на разрыв аорты" - в кульминации; удачно найденное движение во второй части, где быстрый темп ничуть не провоцировал музыкантов на суету, и, конечно же, финал Трио. Отличительной чертой "Григ-трио" является, на мой взгляд, умение соединить внешне свободное и очень выразительное музицирование с полным внутренним контролем над технологией и пульсом музыки. Такой баланс между "рацио" и эмоциями встречается далеко не всегда, и тем более приятным стало открытие этого замечательного коллектива. Другим событием фестиваля стало исполнение Камерной симфонии Шостаковича (Восьмого квартета в известной инструментовке Р.Баршая). Вновь на сцену древнего кафедрального собора Ставангера (где проходило большинство мероприятий фестиваля) вышли хозяева - Норвежский камерный оркестр из Осло. Его руководитель, первая скрипка Терье Тоннесен, - личность незаурядная. Думается, что именно ему принадлежит идея не просто сыграть этот опус Шостаковича, но дать его вместе с драматическим чтением фрагментов из "Реквиема" А.Ахматовой в переводе на норвежский язык. Получилась своего рода мелодекламация: актриса Ане Хоил поднялась на кафедру, откуда ее голос разносил по собору обличительную ахматовскую проповедь. Оркестр (игравший без дирижера, по знаку первой скрипки) параллельно исполнял Камерную симфонию, поддерживая драматический пафос чтицы, печалясь и скорбя вместе с ней. В целом композиция и ее выполнение произвели сильное впечатление, и даже захотелось услышать это уже в оригинале, на русском языке. Пусть у нас уже была музыкальная версия "Реквиема", предложенная В.Спиваковым и А.Демидовой, но несомненный интерес представляет и такая трактовка. А спустя час, в традиционном ночном концерте (который обычно начинался в 22.30), Норвежский камерный оркестр совершенно преобразился, продемонстрировав высший класс в исполнении в аутентичной манере "Времен года" Вивальди. Впрочем, приятно удивила не столько смена стиля игры, сколько интерпретация "хита" классического наследия. Сюжетная канва четырех концертов стала основой для остроумных театральных находок, где использовались в том числе и аудиоэффекты: включался по ходу исполнения магнитофон и через динамики на "хорах" собора слышался птичий щебет или наигрыши скрипки, с которыми вступал в импровизированный диалог солист Терье Тоннесен. Огромную роль играл здесь ударник, весьма натуралистически изображая разные ветры, в изобилии населяющие "Времена года", а также грозы и снежные бури. Кстати, старинная (доклассицистская) музыка составляет еще одну линию фестиваля. И отношение к ней, как можно было убедиться, вовсе не музейное, а, напротив, очень живое, с желанием расслышать нечто созвучное духу нашего времени. Вспомнилось, что на недавнем московском фестивале старинной музыки "Антиквариум" свою версию "Времен года" показал ансамбль "Red priest", использовав мультимедийные средства. Но Норвежский камерный оркестр нашел собственное, ничуть не уступающее в привлекательности решение. Пожалуй, если "Антиквариум" получит продолжение, было бы неплохо пригласить этот оригинальный коллектив. Кроме норвежских музыкантов (а на фестивале также выступили два ансамбля, сформировавшиеся на базе Симфонического оркестра Ставангера), показавших очень высокий уровень, были многочисленные гости из разных стран. Например, несколько выступлений было у маститого французского "Изаи-квартета". Коллектив имеет солидную дискографию, преподает и активно гастролирует. В Ставангере музыканты играли много венских классиков, но совершенством музыкантского прочтения стал квинтет Шуберта ор. 163, где в партии второй виолончели к "Изаи" присоединилась яркая датчанка К.Вьерсен. Красота шубертовской лирики, свет и покой, заложенные в его сочинении, были восхитительно переданы этим ансамблем. Соединение разных ансамблей или отдельных музыкантов в импровизированные коллективы также очень поощряется на этом фестивале. В интернациональном составе прозвучал, к примеру, Секстет ми-бемоль мажор Брамса, в котором музицировали скрипачи С.Стадлер (Россия), Г.Лотсберг (Норвегия), финский альтист Т.Купиайнен и норвежка Е.Сийпкенс, виолончелистки - К.Вьерсен и представительница Великобритании Ж.Найт. Артисты продемонстрировали завидное единство в понимании стиля и хороший инструментальный ансамбль, сбалансированный в тембровом отношении. Меньшей удачей показалась интерпретация Трио № 1 Бетховена, прозвучавшая на другой день в выездном концерте в стенах средневекового монастыря Утштайн, расположенного в окрестностях города. Агрессивная манера и неприятный звук скрипки С.Стадлера явно выдеялись на фоне породистых тембров и рафинированного инструментала Т.Купиайнена и Ж.Найт. Впрочем, маленькая ложечка дегтя не испортила в целом впечатление от фестиваля как крупного и серьезного форума, где стремятся и достигают высоких художественных результатов. В 2008 году Ставангеру предстоит стать культурной столицей Европы. Уже сейчас развернута мощная подготовка к этому важнейшему не только для города, но и для всей страны событию. В течение этого и следующего годов здесь будут проходить мероприятия, анонсирующие культурную программу 2008-го. И конечно же, к Международному фестивалю камерной музыки - повышенное внимание. В рамках этой "арт-подготовки" и состоялось выступление самого популярного норвежского пианиста Л.Андснеса, сыгравшего Фортепианный концерт № 23 в Концертном зале Ставангера. Так что норвежский фестиваль, хоть и проходит на исходе лета, вполне достоин занять верхние строчки рейтинга летних европейских фестивалей. В данном обзоре перечислены, естественно, далеко не все музыкальные события этого интереснейшего форума - например, параллельно в Институте музыки и танца Ставангера проходили фортепианные и хореографические мастер-классы, был детский концерт, путешествие по норвежским фьордам... Также в рубрике:
|