Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7547) 21 - 27 сентября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОбразцовый вокалВ субботу завершился V Международный конкурс молодых оперных певцов МУЗЫКАДмитрий АБАУЛИН
Впервые конкурс Елены Образцовой состоялся в Москве - предыдущие проходили в Санкт-Петербурге. Там же, в Северной столице, в августе 2007 года пройдет и шестой конкурс. Временный переезд образцовского конкурса в Москву дал возможность москвичам познакомиться с перспективами оперной сцены поближе. Концерты открытия и закрытия прошли соответственно на Новой сцене Большого театра и в Малом театре. Основной конкурсной площадкой стал Колонный зал Дома союзов. Там состязались конкурсанты. Там же в свободные от прослушиваний дни прошли два вокальных вечера, на которых выступили лауреаты прошлых лет, член жюри Маквала Касрашвили и, конечно, сама хозяйка бала. Отрадно, что благодаря конкурсу Колонный зал сделал еще один шаг к возвращению в число престижных концертных площадок Москвы. В начале июня здесь прошел фестиваль симфонических оркестров, теперь выступали вокалисты. Акустика зала весьма хороша, остается к акустике добавить соответствующее окружение. Пока же не обошлось без накладок. Во время выступления конкурсантов из-за кулис нет-нет да и доносились голоса распевавшихся конкурентов. А единственная служительница на контроле не всегда справлялась с желающими войти в зал прямо по ходу выступления.
На каждом из прослушиваний, включая утренние, в зале присутствовала заинтересованная публика. Третий тур, начавшийся в 12 часов в рабочий день, собрал самый настоящий аншлаг. Программа первых двух туров была сложна: на первом туре - романс Чайковского, немецкая Lied и ария Верди, на втором - ария бельканто, романс Рахманинова, романс французского композитора, ария из опер XX века. Но коль скоро речь идет об оперных певцах, по-настоящему решающим должно было стать выступление с оркестром. Судьбу конкурсантов вверили Академическому симфоническому оркестру Московской филармонии под руководством Юрия Симонова. Шестнадцать финалистов выступали в порядке номеров предконкурсной жеребьевки. Это обстоятельство стало причиной любопытной аберрации. После первого отделения могло показаться, что из женских голосов соревнуются одни меццо-сопрано. Их было целых четыре на единственную обладательницу сопрано. Однако после перерыва сопрано взяли убедительный реванш: их прибавилось количественно и, главное, в качественном отношении. В результате на пьедестале ситуация сложилась ровно обратная: призов были удостоены три сопрано. Первую премию получила Ольга Пудова, вторую - Карина Чепурнова, третью - Екатерина Садовникова. Стоит добавить, что на долю певиц достались и специальные призы жюри: Екатерина Садовникова была признана лучшей в исполнении немецкой Lied, а Ольга Пудова получила спецприз за французский романс. Показалось, что именно среди этих трех певиц разрыв в рамках третьего тура был минимальным. В чем-то они неуловимо напоминали друг друга. Возможно, это и есть ленинградская вокальная школа: Екатерина Садовникова представляет Санкт-Петербургскую консерваторию, две другие певицы - Академию молодых певцов Мариинки. Еще один "академист", Владислав Сулимский, представлявший на конкурсе Белоруссию, завоевал вторую премию. Этот баритон недавно пел Онегина в премьере Большого театра. Что тогда, что на конкурсе проявилась одна и та же беда: крепко натасканный вокалист совершенно лишен сценического обаяния. Для современного режиссерского театра такой тип артиста, возможно, подходит. Но если певец хочет завоевать публику, от него должно исходить в зал нечто большее, чем просто ноты. Помимо Сулимского, международный статус конкурса поддержал украинский бас Александр Цымбалюк (первая премия). Уже несколько лет он поет в Гамбургской Опере, стало быть, профессиональными навыками овладел вполне. Но наряду с этими навыками он приобрел и дурные профессиональные привычки: в частности, экономить голос во время музыкальных фраз с тем, чтобы поразить на финальной ноте громкостью и продолжительностью звучания. Третью премию и специальный приз за исполнение романса Чайковского (!) получил певец из Чехии Ян Мартиник. Тут как раз все в порядке и с обаянием, и с музыкальностью. Не слишком хорошо владея русской фонетикой, певец расслышал такие тонкие нюансы в арии Алеко, что вчистую обыграл на русской территории исполнявшего тот же номер Цымбалюка. Правда, показалось, что певец не совсем верно оценивает природу своего голоса: у него скорее уж лирический баритон, чем бас. Очень может быть, что Мартиник сделает неплохую карьеру в опере барокко. Но конкурс Образцовой ориентирован все же не на барочные тонкости, а на мейнстрим: в программу третьего тура включено по одной арии из русской и зарубежной оперы XIX века. Единственной москвичкой среди лауреатов стала Анна Викторова. Вот уж про кого можно сказать: настоящий оперный голос. На третьем туре Викторова пела Иоанну из "Орлеанской девы" Чайковского и Далилу из "Самсона и Далилы" Сен-Санса. Репертуар на вырост, как и у многих конкурсантов: в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко певица выходит на сцену пока лишь в гротескных ролях Бабарихи в "Сказке о царе Салтане" и Вавы в оперетте "Москва, Черемушки". И еще об одной участнице финала хочется упомянуть. 17-летняя Юлия Лежнева - открытие прошедшего летом первого детского конкурса Образцовой. Она даже не попадает в заявленный возрастной диапазон конкурса молодых певцов и была допущена к участию в виде исключения. Отчаянная решимость, иначе не назовешь, заставила певицу выбрать сложнейший репертуар. На третьем туре Лежнева пела думку Параси из "Сорочинской ярмарки" и каватину Нормы. И хотя не дотянула до призового места, право, была далеко не последней среди финалистов. Решением жюри Гран-при в этом году не был присужден никому. В этом жесте - признание определенной неудовлетворенности результатами. Но окончательно об итогах конкурса можно будет судить лет через пять, когда нынешние лауреаты и нелауреаты достигнут творческой зрелости. Также в рубрике:
|