Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

АНДРЕЙ УСАЧЕВ: "Андерсена читать невозможно, а Хармса - необходимо"

ПЕРСОНА

Беседу вела Ольга ХАРИТОНОВА
Саратов


А.Усачев

Саратовская областная библиотека для детей и юношества имени А.С.Пушкина сделала своим читателям замечательный подарок - два дня здесь выступал известный, а можно сказать, и знаменитый детский писатель Андрей УСАЧЕВ.

Он и поэт, и сценарист (на счету Андрея Алексеевича десять мультипликационных картин и сорокасерийный "Дракоша и компания"), и композитор, и исполнитель собственных детских песен. А его "333 кота" (всего у Усачева их больше ста - книг, не котов) признаны лучшей детской книгой 2005 года.

Слушать его - одно удовольствие. Уже через минуту общения кто-то из ребят справедливо заметил, что Усачев похож на Пушкина. От себя добавим: еще и на Льва из мультика "Каникулы Бонифация". Беседа с детьми напоминала остроумный блиц, в результате которого выяснилось, что писать Усачев начал в старших классах - тексты песен для школьного ансамбля, в котором играл. Любимое его животное - слон. Мама была директором школы. Со своими детьми любит слушать Чижа и "ДДТ". Дружит с Эдуардом Успенским, который помог выходу его первой книжки. С удовольствием пишет на заказ. Пример - "Декларация прав человека", изложенная им в форме сказки. Считает детство грустной порой, потому что у ребенка слишком много начальников. Говорит, что "Гарри Поттер" - отличная книга, а дедушка Усачева был знаком с Крупской и встречался с молодым Гитлером. Любимые мультики - "Сказка сказок" и "Ежик в тумане".

    

- Андрей, ваши книги выходят большими тиражами, по ним снимаются мультфильмы, вы часто выступаете, в том числе и на "Эхе Москвы", то есть имеете очень большую аудиторию, и вдруг приезжаете в саратовскую библиотеку на встречу с детьми. Зачем?

- Тут две причины. Во-первых, от Москвы устаешь сильно, она надоедает, тем более что у писателя, как вы догадываетесь, отпусков нет, так что любая поездка - смена картинки и отдых. Во-вторых, и главных, вся наша литература российская страдает недугом просветительства. Для нее ведь не всегда хорошо - смешиваться с течениями общественной или политической жизни. Но традиция - быть больше, чем литература - воспитана не советским даже строем, а всей русской культурой с ее служением людям, избежать ее потому нельзя. И детям, и библиотеке такие живые встречи важны, поскольку помогают преодолеть ощущение одиночества и оторванности человека от мира.

Это вообще одно из призваний литературы: мы читаем книгу и понимаем, что старик Толстой переживал то же, что мы сейчас переживаем. А детская литература всегда была в каком-то смысле педагогична и просветительна. Я, может, детским-то писателем стал оттого, что мне хочется объяснить людям, что все не так сложно. Взрослая литература показывает, что мир не так-то прост. Детская, как правило, действует наоборот, и во фразе Веры Пановой: "Дядя Петя, ты дурак" - все сказано очень точно и исчерпывающе. Она структурирует мир, упрощает его, поэтому для детей часто пишут юмористы - метод один и тот же.

    

- А дети в свою очередь замечательно чувствуют юмор и понимают, скажем, Хармса порой лучше, чем взрослые.

- Детский Хармс настолько прост, прозрачен и понятен, что взрослые, которые его не понимают, по-моему, идиоты, их лечить нужно. Он жутко смешон. Его бессмыслица всегда подкреплена четким сюжетом, а дети это любят. И если человек не любит Хармса, то у него непременно что-то не так с головой, что-то не то с ним в детстве произошло.

    

- Потеряли ли мы, с вашей точки зрения, некоторых детских писателей, еще недавно считавшихся классиками, за счет их нарочитой идеологичности?

- Время разберется и отберет. От всех нас останется то, что вне идеологии и политики. Раиса Кудашева стала классиком, написав одно стихотворение - "В лесу родилась елочка". Это великое достижение. Есть несколько замечательных стихов у Агнии Львовны Барто - например, цикл "Игрушки". Так же произойдет, на мой взгляд, со всем, что создано для детей.

    

- Почему детям так интересны лингвистические сказки?

- Дети любят играть, и игра со словом - одна из таких игр. Слово - уникальная вещь, доступная любому. Рисовать может не всякий. Играть на музыкальном инструменте - тоже. Слово - уникальный инструмент, которым каждый с детства может пользоваться. Это вам не на арфе играть. Все словесные безобразия детям нравятся, потому что этот мир им тоже надоел. Им скучно. Они мечтают о дальних странах, потому что знают, что здесь живет бабушка, а тут через дорогу не ходи - злая собака, а лучше бы слон поселился. Нам не хватает в жизни чудес, а всякая игра, превращение одной действительности в другую - это же чудо! Причем чудо общедоступное, которое ты тут же получаешь.

    

- Вы считаете, что грядущий удар от мира по ребенку нужно смягчать? Превращать страх в страшилку? Но ведь был еще Андерсен, читая которого...

-...повеситься можно, это уж точно. Андерсен немного устарел. Не сами сюжеты, а его сентиментальное христианство. Андерсен, так же, как Пушкин, не писал специально для детей и обижался, когда его воспринимали в этом качестве, как обижался наш Корней Иванович Чуковский. Это наши роскошные переводчики из редакции Маршака - Введенский или Габбе - сделали это детским чтением. Сейчас переиздали Андерсена со всеми его тяжестями - читать невозможно.

В свое время мы с Эдуардом Успенским собирали страшные истории, которые нам присылали сами ребята, пришло несколько мешков писем, которые мы обработали и выпустили книжку страшилок. Знаменитый ученый Пропп сравнивал их с обрядом инициации. Через страхи нужно пройти. Этот обряд делает из ребенка взрослого. Страхи будут всегда, а для любого человека очень важен момент преодоления. Он необходим для души. Это подготовка к будущей жизни.

    

- Как вы относитесь к апокалипсическим настроениям и разговорам про исчезновение книги как таковой, ее замену компьютером и тому подобное?

- Это, как правило, вопли всем недовольных людей, тех, кому все плохо. Когда же об этом кричат чиновники, то это уже даже не политика, а околополитическая возня. Когда у нас кто-то кричит: "Это плохо!", то подразумевается - плохо без нас. Мы бы пришли, все бы читали как миленькие. У нас негатив становится средством достижения собственных целей.

Слухи о самой читающей стране были раньше сильно преувеличены. Да, книг выпускалось много, если судить по тиражам, но сколько выходило партийного и идеологического хлама! Книга была бартером или валютой - за хороший том можно было зуб вылечить. А сколько книжек стояло в домах нечитаными, просто потому что потребности не было, а мода была. Достать не значит прочитать. Люди почти не работали. Они скучали, вязали или читали. Заняться на службе - нечем, фиктивно сидели же за сто десять рублей очень многие.

Сегодня люди живут иначе, капитализм выжимает из них соки, это неизбежно, а хорошая книга требует сил. Ребенок благодаря книгам открывает мир, а взрослый пресыщен чтением, наше поколение уже перечитало в начале перестройки. Высокая литература - удел избранных. Никуда мы от этого не денемся. Нужно накормить человека, а потом требовать от него духовных ответственностей. Всеобщая грамотность необходима, а всеобщего чтения не было и не будет никогда - это миф. Законы жизни можно постигать через книги, а можно через природу или общение с людьми. Разные есть пути. Книга взрослая - это не всё, я вам как писатель говорю. А вот детская - очень важна, она всем нужна.

Если ребенок в детстве приучен читать хорошие книги, это будет продолжаться всю жизнь.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

НАСЛЕДИЕ

АНТИУТОПИЯ

  • Мелодия ЖД
    В издательстве "Вагриус" вышел очередной роман-кирпич Дмитрия Быкова

ПРЕМИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

НОВИНКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;