Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7552) 26 октября - 1 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Искусство высокой точности

Эпизоды "Фотографической истории" в Музее современного искусства

Елена ТИТАРЕНКО


Л.Мохой-Надь. "Портрет С.Эйзенштейна". Фотограмма. 1929 г.

Фотография вновь спорит с живописью, на сей раз в стенах Московского музея современного искусства. Едва успели мы освоить огромную ретроспективу арт-дуэта Франциско Инфанте - Нонна Горюнова в Ермолаевском переулке, как нужно бежать на Петровку, где открылась "Фотографическая история. 1840 - 1950". А бежать нужно непременно: во-первых, выставка продлится недолго - до 5 ноября, а во-вторых - и в главных - тут настоящие раритеты из Российского госархива литературы и искусства. Бывший ЦГАЛИ - место паломничества тех, кто в застойные годы пытался увидеть искусство и словесность России в истинном свете, - в новое время сменил первую букву имени, но, что важнее, сам изменился в сторону большей открытости. Больше нет понятия "спецхран", теперь большинство фондов доступно, невзирая на отдельные огрехи архивистов и огорчающие ученых недоразумения. В последние годы сотрудники РГАЛИ, и сами не подозревавшие, какие золотые россыпи хранят, все активнее включаются в международные проекты; перепадает кое-что и нам в отечестве. Вспомним выставки в Третьяковке, Пушкинском и Русском музеях - и сам собой приходит вывод, что нынешняя экспозиция уникальных, без преувеличения, фото логически продолжает прежние. По счастью, на еще более обширном материале. А надо ли говорить, как важно нам - для понимания своей исторической судьбы - увидеть все, что сокрыто в закромах, пополнявшихся ровно 65 лет и вобравших в себя многое из того, что было собрано еще при "царском режиме"!

Неизвестный фотограф. "Московский Северный вокзал. Буфет". 1932 г.

В фокусе выставки сто с лишним лет развития самого точного из искусств. За точку отсчета принят факт появления в России, услышавшей о фотографии в 1839 году, первого ателье для портретной фотосъемки: в 1840 году Алексей Греков открыл в Москве "Художественный кабинет", сам сконструировал фотокамеру и особое кресло с подголовником, дабы клиенты не мучились из-за длительной выдержки. При деятельном участии отдела фотографических программ ММСИ, при поддержке Фонда Форда архивисты вывесили 300 фотоснимков - все старые (пресловутые винтажи), порой выгоревшие, обветшалые, с обтрепанными краями, но абсолютно бесценные карточки. И не только снимки как таковые, но и арт-композиции на их основе: фотомонтаж, коллаж, листы авторских книг вроде альбома Алексея Крученых. Современных, кое-как проработанных отпечатков вы здесь не найдете. Рассматривать неброские экспонаты нужно внимательно, на близком расстоянии, медленно и терпеливо. Когда же вдруг обнаружите, что дошли до финала экспозиции, вас охватит досада, что окончилось захватывающее дух путешествие. Не только по фондам, из которых вынута лишь ничтожная часть документов, но и по целой стране с ее историей, искусством, гениями и знаменитостями.

Правда, помимо русских и советских просторов, вояж предстоит и по Западной Европе: архивисты не преминули блеснуть своей гордостью - архивом русского художника и путешественника Михаила Виллие. Влюбившись в фотографию в пору ее юности, он собрал громадную коллекцию, которую до сих пор хранители не обработали полностью, но показывают охотно. Здесь наличествуют Венеция, Марбург, Париж, иные города и веси, их жители - крестьяне и ремесленники, народные типажи; уличные сценки, архитектурные ландшафты... Виды России продолжают рассказ о том, как фотография подражала живописи, мало-помалу обретая собственный язык.

Персональных фондов у РГАЛИ не счесть, многие богаты фотоматериалами, из них кураторы попытались выстроить картину развития стилей и жанров за первый век фотоискусства: художественный пейзаж и ландшафтные снимки, бытовые, постановочные и документальные, заказной и психологический портрет, репортаж, этнографические штудии. В целом же экспозиция распадается на три блока безотносительно авторов и жанров: Европа, Россия в пространственно-временном континууме и ее прославленные люди. Изначально связанный с "миром прекрасного", РГАЛИ как хранилище давно может отвечать за всю страну: народники, Серебряный век, авангард, "этапы большого пути" - войны и социальные катаклизмы, коллективизация с индустриализацией, партсъезды и чистки, парады на Красной площади, бравые летчики... Ловишь себя на мысли: и зачем надо было десятки лет прятать, скажем, журнал "СССР на стройке", переименованный в "Наши достижения"? Снимки попадали в опалу вместе со своими персонажами, либо творчество человека признавалось "несвоевременным" или формалистическим, либо целый период истории объявлялся ошибкой. Вето коснулось не только "упаднического" пикториализма и конструктивизма, но даже соцреалистического фоторепортажа: по нему заметно, как крепла пропагандистская машина, а фотография становилась ее винтиком. Смотреть на это больно - ведь в процесс оказались вовлечены фотохудожники грандиозного таланта. Зато увиденное волнует сильнее идиллических пейзажей.

Если говорить начистоту, с демонстрацией своих сокровищ архивисты припозднились: их обошел на старте Московский Дом фотографии, начинавший 10 лет назад с нуля, но успевший нам представить практически все важнейшие фотоперсоны прежней России, горы блистательных снимков. Это вовсе не отменяет заслуг организаторов выставки, не перечеркивает грандиозности проекта ММСИ - РГАЛИ, но эффекта разорвавшейся бомбы не вышло. И все же... Бродя по экспозиции, я устала делать записи в блокноте (оставить в памяти хочется буквально каждую вещь, а полного издания нет!) и прибегла к помощи диктофона - два часа скороговоркой. Попытаешься расшифровать - составишь каталог, а ему нет места в газетной полосе. Можно выхватить из этого потока, из шума времени за молчаливыми фото самые поразительные. Например, сцену отправки к театру военных действий первой русской подлодки "Дельфин" (жаль, это чудо техники не помогло победить в Русско-японской войне!) или незабываемый "Киноглаз" - портрет кинооператора Михаила Кауфмана (1924). Авторские отпечатки для выставок 1930-х, театральные портреты Василия Улитина, работы классиков советского фоторепортажа Марка Маркова-Гринберга, Макса Альперта, Дмитрия Дебабова и прочих, "босоножки"-балерины от Николая Свищова-Паолы... Среди титанов нашей светописи - Александра Родченко, Александра Гринберга, Эль Лисицкого (заметим, фотография затянула в свой водоворот и профессиональных художников, отлучив их от мольберта) - затесался иностранец. На афишу проекта вынесена чудная фотограмма 1929 года: шарж на Сергея Эйзенштейна сделан без камеры. Автор - исполин венгерской и мировой фотоистории Ласло Мохой-Надь: еще один художник, которому мы обязаны сложением лексикона современной фотографии и признанием за ней арт-достоинств, дал призрачно-легкий образ новатора кино. По мнению кураторов проекта, показ этого уникума - событие как для российской культуры, так и для всемирного цеха фотографов.

А рядом не менее знаковые, будоражащие воображение образы, хотя бы Маяковского - то артиста немого кино, то "горлана-главаря", а то и взволнованного зрителя репетиции собственной пьесы. Целый комплект снимков ее постановщика - Мейерхольда, где проявлены разные грани личности. Эти лица и фигуры во всевозможных мизансценах, в трудах и дружеской компании - "подопечные" РГАЛИ, деятели самых разных искусств и многострадальной нашей литературы (от Тургенева и Чайковского до Горького и Михоэлса) предстают в разных ситуациях, возрастах, периодах карьеры: детство, зрелость, успех, закат... Подобную классификацию можно применить и к истории всей страны, врастающей в кадр, так долго томившийся вдали от глаз соотечественников, - именно она, Россия во всех ракурсах, стала подлинной героиней выставки про "историю с фотографией".

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;