Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7557) 30 ноября - 6 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ГЕОРГИЙ ШЕНГЕЛИЯ: "Отец прошелся по всем классикам. Или это классики по нему прошлись..."

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА


Шенгелия - отец и сын

1 декабря исполняется 85 лет Левану Шенгелия, знаменитому художнику кино, работавшему на картинах "Тарас Шевченко", "Адмирал Ушаков", "Алые паруса", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Осенний марафон", "Красные колокола" и многих других, снявшего уже самостоятельно, как режиссер, картины "Капроновые сети" (в тандеме с Геннадием Полокой) и "Девочка на шаре". Его сын Георгий ШЕНГЕЛИЯ - кинорежиссер, в послужном списке которого фильмы "Менялы", "Стрелец неприкаянный", "Ехай!", "Классик", "Мусорщик", "Неуправляемый занос" и другие. Только что прошла премьера его фильма "Флэш.ка". Мы встретились с Георгием, чтобы поговорить о его отце и его собственной работе, в частности о последней картине, затронувшей тему финансового бизнеса и соответственно людей, причастных к нему, соотношении их жизни и такой подзабытой категории, как романтизм.

Рассматриваем фотографии Левана Шенгелия, на которых он запечатлен с Сергеем Бондарчуком, совсем юными Параджановым и Аловым, с Жалакявичюсом...

- После окончания 10-го класса папа спросил: "Ну что? Будем поступать или работать?" Я ответил: "Никаких институтов". Пошел работать на "Мосфильм" столяром-декоратором, потом осветителем. Ушел в армию, а вернувшись, оказался у Бондарчука помощником на "Красных колоколах". Хотя очень не хотелось заниматься девчачьей профессией, как я считал, - ударять хлопушкой. Но позднее был за эту школу безумно благодарен папе, который убедил меня в том, что кинематографисту нужно пройти все этапы производства.

В.Жалакявичюс с Л.Шенгелия на съемках фильма "Это сладкое слово - свобода!"

Первая картина, на которой работал отец, - "Третий удар" Игоря Савченко, знаменитый курс которого - Параджанов, Алов, Наумов, Хуциев - проходил тогда практику. А папа мой был студентом ВГИКа, но Савченко уже тогда взял его художником-постановщиком. Потом был их совместный фильм "Тарас Шевченко", куда Савченко пригласил папу уже основным художником-постановщиком. А Сергей Федорович Бондарчук играл там главную роль. И они тогда получили свою первую премию - Сталинскую. Сергею Федоровичу было 33, а папе - 32 года.

Отец прошелся по всем классикам советского периода, или это классики по нему прошлись. Работал с Роммом на двух картинах - "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы", потом с Райзманом, Траубергом, с Птушко на "Алых парусах". У него больше 47 картин. Но он успел еще сделать два фильма как режиссер. "Капроновые сети", снятые совместно с Геннадием Полокой, - интереснейшая картина. Может быть, стоило бы подумать о ее ремейке. Она не очень громко и широко прошла по стране, поскольку считалась антисоциальной. Луспекаев играл дворового вора, а Крючков - участкового, и симпатии - драматургические и зрительские - были на стороне Луспекаева. Картину купили 22 страны. А потом отец сделал "Девочку на шаре" по Драгунскому. На этом его режиссерская история закончилась.

    

- А как она возникла и почему так скоро завершилась?

- Наверное, потому, что папа - человек очень требовательный, к себе в первую очередь. Он считает, что в искусстве надо работать по максимуму. Как кинохудожник, он очень сильный. И в театре успешно работал. Он очень глубоко драматургически мыслит. Думаю, что режиссеры, работавшие с ним, получали неоценимую поддержку, не только художественно-изобразительную, но и драматургическую. Допустим, в "Осеннем марафоне" концовку папа придумал. И это результат сплоченности команды.

Когда его режиссерские работы получили третью категорию и были достаточно холодно встречены критикой и кинематографической общественностью, он, видимо, решил, что лучше быть первым художником, чем посредственным режиссером. Мы на эту тему редко разговариваем. Он не любит об этом вспоминать. А взялся за режиссуру в свое время потому, что хотелось многое сказать, самовыразиться. Он чувствовал в себе силы. Недавно я пересматривал "Девочку на шаре" и подумал, что, наверное, она слишком изобразительна и импрессионистична. Там драматургию подавляют цвет, музыка. Я бы сказал, что это такой вариант французского кино.

    

- На какой стадии вы показываете отцу свои картины? Что он вам говорит?

- Сейчас показываю на стадии полной готовности. Сценарии даю почитать. Раньше это было семейное обсуждение. Мама моя была редактором, она, к сожалению, рано умерла. И у нас целые худсоветы проходили. Мы ругались, жутко спорили с отцом. И я понимаю, как другим режиссерам было с ним тяжело. Мы с ним вместе делали четыре картины - "Наша дача", "Менялы", "Стрелец неприкаянный", "Классик". На "Классике" ему уже было 77 лет. С ним действительно сложно. Но и мне теперь нелегко с другими художниками после работы с отцом, хотя и сам я - член Союза художников. Все время чего-то не хватает, какой-то большей художественной помощи и отдачи. Поэтому эти функции тоже взваливаю на себя.

Отец иногда после просмотра моих картин бывает резким, высказывает открыто свои соображения, говорит, где надо было что-то иначе снять или смонтировать, пригласить другого актера. Полный разбор полетов - дружеский, но жесткий.

    

- Художников кино знают мало в отличие от операторов. Вы вот говорите, что ощущаете отсутствие отца в работе, а что в этой профессии он такого делал, что становился незаменимым?

- Художник иногда дает и должен давать ключ к стилистике картины. Иногда предлагаемое им бывает настолько значительно и точно, что режиссеры, не стесняясь, слепо следуют эскизным разработкам художников. Сейчас стали делать раскадровки, практически мультипликационные, но это на больших, масштабных картинах. А отец это делал всегда. Главное, что он точно находил цветовой, монтажно-изобразительный ряд.

У меня была такая история. Мы снимали фильм "Стрелец неприкаянный", оператором был Дильшат Фатхулин - лауреат Госпремий, снявший много хороших картин, начиная с "Нежности" и кончая "Бегством мистера Мак-Кинли" Швейцера. Работали на "Мосфильме", где у нас был выстроен большой комплекс во втором павильоне. Вдруг папа мой говорит, что надо снять тут еще два плана. Спрашиваю: "Зачем?" - "Надо", - отвечает. Возникает спор. Дильшат примирительно говорит: ну давай уж снимем, уважим старика. И мы сняли эти два плана, на которых настаивал отец. При монтаже оказалось, что без них мы не смонтировали бы одну из важнейших сцен. Понимаете, каков уровень мышления, далеко забегающего вперед?

Однажды я спросил у отца, почему он пришел в кино. Он ведь учился в Академии художеств в Тбилиси, уже заканчивал ее, кстати, в одно время с Церетели, и вдруг поехал в Москву, во ВГИК. Отец - хороший живописец, здорово рисует. И он ответил, что поступил во ВГИК из-за того, что влюбился в рисунки Эйзенштейна.

Человек он в производстве тяжелый, упрямый, всегда отстаивает свою точку зрения. Характер у него сложный. Не любит растрачивать силы по мелочам. Если уж делает, то по-крупному, дотошно и точно воссоздавая ту или иную эпоху, помогая придумывать пластические ходы в той или иной мизансцене.

    

- Представьте себе, что Леван Александрович работал бы на "Флэш.ке", среди полного хай-тека. Возможно ли это?

- Теоретически все возможно. Тем более что там не один хай-тек, но и дивная природа. Когда я нашел в Костромской области на реке Унже это удивительное место, тогда-то и решил снять эту историю. Я просто влюбился в ту природу. Сложно было всех убедить, что нужно именно туда везти съемочную группу. Предлагали отправиться в Тверскую область с ее живописными берегами, где и группу разместить легче. Но я все же настаивал, поехал на выбор натуры с оператором и всеми, кому положено это делать. Приехали, и с моими коллегами произошел тот же эффект, что и со мной. Такого они еще не видели. Не знаю, насколько хорошо все это получилось на экране, но по отзывам производит впечатление. Конечно, я пользуюсь полученным от отца опытом в работе с другими художниками. Со мной им трудно, потому что требования у меня завышенные. Кстати, первая моя творческая командировка состоялась в полгода от роду. Меня взяли на съемки "Алых парусов" в Коктебель. Там отец построил целый город и порт Лисс. С тех пор меня возили по всем командировкам, и, став взрослым, я продолжал ездить с отцом. Видел, что это за работа.

    

- Выбора вам не оставили?

- Ну почему. Я после армии поступал на юридический, хотел быть следователем. Занимался спортом, подумывал даже, не стать ли профессиональным спортсменом. Четырежды сдавал экзамены на актерский и поступал, но учиться так и не стал. Видно, так нужно было.

    

- Леван Александрович ведь воевал?

- Воевал в народном ополчении на Кавказе. Когда вышел фильм Александра Атанесяна "Сволочи", сказал, что знает, про что в нем хотели рассказать, что ему знакомы образы юных диверсантов и то, как их отбирали, этих сорвиголов. Про войну мы много не говорили. У отца было ранение в ногу, и его комиссовали.

    

- Он родился в Тбилиси, каким образом это сказывалось в жизни? Недавняя доморощенная антигрузинская кампания как-то его коснулась?

- Сильный тбилисский десант в свое время отправился в Москву и Питер - Товстоногов, Параджанов, Хуциев, много художников, актеров, операторов. Это был глоток свежего воздуха, эмоций и чего-то неоспоримого в профессиональном смысле для Грузии. До сих пор сохранилось братство людей, будь они тбилисские армяне или русские, родившиеся в Тбилиси. Эти люди не теряют друг друга из виду. Во время последних событий в Москве возраст папы и Георгия Николаевича Данелия, как и многих пожилых грузин, сказался в том, что происходившее их напугало. Они вспомнили репрессии. Но ни во что это, по счастью, не вылилось. И на мне это никак не отразилось. В конце концов, не идиоты же сидят в правительстве. Было ясно, что волна вспыхнет и через полгода о ней забудут.

    

- Наблюдая кинематографическую компанию с детства, можете сказать, в какую сторону меняются нравы, художественные в том числе?

- Сейчас спектр творческих исканий, возможность говорить на разные темы разным языком настолько богаты. Но я не всегда воспринимаю это положительно, хотя никогда не был покладистым мальчиком. Скорее хулиганом, рискованным человеком, но со своими понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо, что можно говорить с экрана, а что нельзя. Несмотря на то что парень я дворовый, в карты играл, гитарами дрался, матом ругался, теперешняя степень цинизма и вседозволенности, позволяющая сделать все, что угодно, лишь бы удивить зрителя, меня поражает. Не думают люди о том, что делают, а только о том - как. Это неправильно. Есть ряд картин и спектаклей, не представляющих из себя ничего в художественном смысле, в них одна лишь эпатажность, вульгарность, которые почему-то захватывают зрителей, а иногда и уважаемых кинематографистов, которые боятся неправильно это оценить.

Мне иногда говорят: "Ты изменился". В профессиональном смысле. Папа мой тоже изменился. Когда ты влетаешь в профессию, в производство, то происходит это еще на очень большом заряде сил и эмоций, желаний делать, делать, делать... Начинаешь фонтанировать, не думая о многих производственных и творческих проблемах. Но чем более серьезно влезаешь в профессию, тем больше улавливаешь каждое движение в группе, на площадке, каждое движение актера, камеры, тем труднее быть легким. Знания иногда давят, они из тебя делают некоего мэтра. Надо владеть виртуозно профессией и никогда не думать о том, чем мы сейчас будем удивлять публику. Что касается художников-постановщиков в современном кино, то они больше похожи на дизайнеров. На сложнопостановочные, большие проекты приглашают, как правило, людей более старшего поколения.

    

- Профессия художника кино такая же инфарктная, как режиссура?

- Это зависит от того, как относиться к своему делу. Отец относился на инфарктном уровне. У него и было два микроинфаркта и микроинсульт. Когда он врубается в производство, то только этим и дышит, перестает замечать все окружающее и меня, пока я рос, в какие-то моменты просто не видел. Мое взросление он, как, наверное, и я, будет вспоминать по фильмам. К папе моему можно относиться по-разному, но он никогда не был безразличным человеком. И всегда был мужчиной, который умеет дружить. Его все время приглашали сниматься в роли какого-нибудь каторжного грузина. Он даже снялся в "Короне Российской империи". Киногеничный был, но актером все же не стал.

    

- Раз уж мы заговорили о нынешнем кино и об актерах, хочу спросить вас об исполнителе главной роли в "Флэш.ке" Илье Шакунове. В его герое есть даже не отрицательное обаяние, а нечто неподдающееся определению, что не позволяет безоговорочно его принять. Во всяком случае, абсолютно положительной энергетики там нет. И в этом случае смещаются акценты...

- Мы все от кого-то и чего-то зависим. Кого-то воспринимаем типажно, кого-то нет. А уж если все завязано на сложной драматургии, совсем непросто. Для того чтобы актер "прозвучал", надо очень точно найти историю, которая бы хорошо совпадала с его психофизикой и актерские затраты были бы не то что минимальны, но облегчали задачу вхождения в тот или иной образ. Илья Шакунов играет в Санкт-Петербургском ТЮЗе Чацкого. Чацкий он блестящий. Почему? Потому что это его психофизика. Шакунов из тех актеров, которые многое берут своей внешностью. Она у него броская, резкая. У него очень выразительные глаза, и они как нельзя более точно подходили для роли во "Флэш.ке".

Актер должен изобразительно точно попасть в историю и своим мастерством помочь драматургии войти в себя, теми или иными качествами подчеркнуть красоту или отрицательность роли. Когда человек холоден и безразличен к каким-то вещам и в роли такое качество заложено, значит, будет точное попадание. Бывает так, что актерам в подобных ситуациях не очень даже нужно играть. Достаточно выучить текст - и все будет, как надо.

    

- Вас устраивает реакция публики и критики на "Флэш.ку"? Люди услышали то, что вы им хотели сказать?

- То, что увидели и услышали люди, - это одно. То, что увидели и услышали критики, - совсем другое. Это два разных государства. В 1994 году Наталья Сиривля в "Искусстве кино", после выхода "Стрельца неприкаянного", написала, что таких людей, как я, близко к кинематографу нельзя подпускать и надо выгнать из Союза кинематографистов. Я сохранил этот журнал для потомков. Мне очень хотелось с ней поговорить, чтобы понять, что же ее так вывело из себя.

Я понимал, что финал "Флэш.ки" может вызвать негодование зрителей, поскольку они настроены на другую волну. Но нас не разорвали на премьере. Наша профессия - делать кино, работать на ринге и получать удар, по возможности вовремя от него уклоняться и стоять на ногах, драться и побеждать или проигрывать. Я все время сравниваю то, чем мы занимаемся, со спортом. Но в спорте существует неоспоримый результат, победитель получает первое, второе или третье место. У нас мест нет. Все делится на простые понятия: нравится - не нравится. Можно оправдать любую картину, так же, как и разгромить.

    

- Вы, Георгий, хорошо знаете жизнь в стиле хай-тек, о которой сняли свой фильм? Чем она вас так взволновала?

- В жизни волнует все. Взялся за эту тему, потому что есть погруженность в эту материю. С людьми из финансового бизнеса приходится общаться все время.

    

- Они вас удивляют?

- Еще как. Это совершенно отдельная каста людей, очень современных, которых иногда бывает жалко в их замученности, примитивной целеустремленности, обделенности, загнанности. И вдруг на этом фоне появляется яркая индивидуальность, пытающаяся выскочить из очерченного круга, как герой Шакунова. Это очень сложная вещь, которую мы попытались отобразить. И это не история про финансовую компанию, не история про банк. А все-таки рассказ про человека, человеческие взаимоотношения, на фоне которых раскрываются характеры наших персонажей.

    

- А банковские клерки смотрят на вас и, возможно, тоже жалеют?

- Нас они любят, им с нами интересно. Для людей, не связанных с миром театра и кино, мы - инопланетяне. Они нас считают абсолютными альтруистами и уродами в хорошем смысле слова.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;