Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7560) 21 - 27 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПриобщение внеземных цивилизаций в супермаркете искусстваВ ЦВЗ прошла XI художественная ярмарка "Арт-Манеж" АРТ-РЫНОКМихаил БОДЕ
Если вы услышали нечто о "современных художниках высокого музейного уровня, в творчестве которых отражается философское направление в искусстве", о произведениях, которые "выражают духовные поиски нашего времени и свидетельствуют о главных принципах мироустройства, лежащих в здравой эволюции (sic!) и гармонии", об "искусстве забавном и серьезном, экспериментальном и получившем всеобщее признание", - значит кто-то рядом с вами пытается вникнуть в содержание пресс-релиза и каталога "Арт-Манежа". Когда этот читатель дойдет до строк одной из аннотаций: "Основная задача галереи - приобщение внеземных цивилизаций к последним достижениям изобразительного искусства", - то можете преспокойно отойти от него - вы уже почти все узнали о характере этой московской художественной ярмарки и ее участниках. То есть у вас сложилось представление об ее амбициях и тонусе, а также о профессионализме большей части ее экспонентов, помыслы которых то и дело соскальзывают с дурно понятой спиритуальности и метафизики по наклонной к более привычному художническому капустнику и аттракциону. Называть "Арт-Манеж" ярмаркой современного искусства, как она сама себя именует, - все равно что отягощать ее ненужными обязательствами. Совсем немногие из ее экспонатов отвечают параметрам contemporary art. Кстати, видимо, осознав это, она несколько лет тому назад сама с себя сняла обязывающий титул "международная". Точнее было бы сказать, что "Арт-Манеж" демонстрирует то, что сделано на сегодняшний день всеми теми, кто "не чурается рисовать карандашиком или красить холсты красками" (искренность определения, прорвавшаяся в пресс-релизе, неподражаема). Здесь можно найти и проверенных профессионалов "левого МОСХА", и уже немногих ветеранов-нонконформистов, методично продолжающих свои труды. Тут работы недавнего выученика Репинки или Суриковки соседствуют с опусами выходца с развалов Битцы, а пробы в живописи известного дизайнера (например, в этом году Славы Зайцева) - с попытками провинциального художника разогнать до размеров холста альбомную репродукцию Модильяни, Ван Гога или Вазарели. Тут много приятного для глаза покупателя, вообще-то редко посещающего музеи, и текущие выставки современного искусства. Да, впрочем, и классического тоже. Это видно по характеру самой "манежной" публики. На "Арт-Манеже" смотрят на картину, примеривая ее в зависимости от сюжета то к спальне, то к гостиной; оглаживают взглядом полированную бронзу и нержавейку, прикидывая, кому бы ее подарить, и толпятся у различных кинетических объектов, представляя себе удивленные лица друзей дома. Словом, "Арт-Манеж" - универсальный магазин арт-подарков, ежегодно и почти неизменно воспроизводящий свой ассортимент. На упрек "deja vu" он давно никак не реагирует. Однако так было не всегда. Десять лет назад, когда открылся первый "Арт-Манеж", он многими воспринимался как конкурент тогда же дебютировавшей в ЦДХ ярмарке современного искусства "Арт-Москва". Впрочем, баланс ярмарок был недолгим. Можно сказать, что "Арт-Манеж" в известном смысле подвели его же огромные площади: многие квадратные метры Центрального выставочного зала ради окупаемости нужно было кем-то и чем-то заполнять. Не успевал разгрузиться один эшелон галерей, как его подпирал уже второй, а потом и третий и т.д. Иначе говоря, за галереями с более или менее определенными репутациями в ЦВЗ стали подтягиваться и их эфемерные подобия, создававшиеся лишь на время работы ярмарки. Если у них и были адреса, то только в Интернете, а их телефонные номера на поверку оказывались номерами мастерских. Порой стенды просто сдавались в аренду денежным художникам. При этом количество отнюдь не шло на пользу качеству ярмарки. Таким образом "станция" забивалась обременительными составами, в хаосе которых плохо ориентировались уже и сами организаторы. Периодически приглашавшиеся команды "диспетчеров", то есть сторонних кураторов из известных искусствоведов и галеристов, пытались разобраться на путях, расчищая - не без брутальных жестов и даже скандалов - магистраль, ведущую к полноценному contemporary art. Просветительские программы с показами ретроспектив отечественных нонконформистов 1950 - 1970-х от "лианозовцев" до соц-артистов и современных художников более молодого поколения - Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Георгия Гурьянова, с привозами звезд западной арт-сцены с Вимом Дельвуа и Эмилем Шумахером так и не смогли переориентировать "Арт-Манеж". Последним, кто пытался таким образом расчистить эти конюшни, был владелец известной московской галереи "Риджина" Владимир Овчаренко. После опыта пятилетней давности он окончательно обустроился на "Арт-Москве". Как видно по нынешней экспозиции, по этому же пути стали уходить и другие относительно продвинутые галереи. Вероятно, это окончательное размежевание ярмарок к лучшему. С "Арт-Москвы" галереи стартуют по направлению к парижскому ФИАКу, к "Арт-Базелю", лондонскому "Фризу", а теперь еще и к "Базель-Майами". С "Арт-Манежа" вещи уходят почти в никуда, то есть к кому-то в спальню или гостиную, или просто как подарки. На вторичном рынке они уже не появляются, поскольку неликвидны - то есть стоимость их не выверена экспертами арт-рынка. Также в рубрике:
|