Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7560) 21 - 27 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Приобщение внеземных цивилизаций в супермаркете искусства

В ЦВЗ прошла XI художественная ярмарка "Арт-Манеж"

АРТ-РЫНОК

Михаил БОДЕ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


На выставке

Если вы услышали нечто о "современных художниках высокого музейного уровня, в творчестве которых отражается философское направление в искусстве", о произведениях, которые "выражают духовные поиски нашего времени и свидетельствуют о главных принципах мироустройства, лежащих в здравой эволюции (sic!) и гармонии", об "искусстве забавном и серьезном, экспериментальном и получившем всеобщее признание", - значит кто-то рядом с вами пытается вникнуть в содержание пресс-релиза и каталога "Арт-Манежа". Когда этот читатель дойдет до строк одной из аннотаций: "Основная задача галереи - приобщение внеземных цивилизаций к последним достижениям изобразительного искусства", - то можете преспокойно отойти от него - вы уже почти все узнали о характере этой московской художественной ярмарки и ее участниках. То есть у вас сложилось представление об ее амбициях и тонусе, а также о профессионализме большей части ее экспонентов, помыслы которых то и дело соскальзывают с дурно понятой спиритуальности и метафизики по наклонной к более привычному художническому капустнику и аттракциону.

Называть "Арт-Манеж" ярмаркой современного искусства, как она сама себя именует, - все равно что отягощать ее ненужными обязательствами. Совсем немногие из ее экспонатов отвечают параметрам contemporary art. Кстати, видимо, осознав это, она несколько лет тому назад сама с себя сняла обязывающий титул "международная". Точнее было бы сказать, что "Арт-Манеж" демонстрирует то, что сделано на сегодняшний день всеми теми, кто "не чурается рисовать карандашиком или красить холсты красками" (искренность определения, прорвавшаяся в пресс-релизе, неподражаема). Здесь можно найти и проверенных профессионалов "левого МОСХА", и уже немногих ветеранов-нонконформистов, методично продолжающих свои труды. Тут работы недавнего выученика Репинки или Суриковки соседствуют с опусами выходца с развалов Битцы, а пробы в живописи известного дизайнера (например, в этом году Славы Зайцева) - с попытками провинциального художника разогнать до размеров холста альбомную репродукцию Модильяни, Ван Гога или Вазарели. Тут много приятного для глаза покупателя, вообще-то редко посещающего музеи, и текущие выставки современного искусства. Да, впрочем, и классического тоже. Это видно по характеру самой "манежной" публики. На "Арт-Манеже" смотрят на картину, примеривая ее в зависимости от сюжета то к спальне, то к гостиной; оглаживают взглядом полированную бронзу и нержавейку, прикидывая, кому бы ее подарить, и толпятся у различных кинетических объектов, представляя себе удивленные лица друзей дома. Словом, "Арт-Манеж" - универсальный магазин арт-подарков, ежегодно и почти неизменно воспроизводящий свой ассортимент. На упрек "deja vu" он давно никак не реагирует.

Однако так было не всегда. Десять лет назад, когда открылся первый "Арт-Манеж", он многими воспринимался как конкурент тогда же дебютировавшей в ЦДХ ярмарке современного искусства "Арт-Москва". Впрочем, баланс ярмарок был недолгим. Можно сказать, что "Арт-Манеж" в известном смысле подвели его же огромные площади: многие квадратные метры Центрального выставочного зала ради окупаемости нужно было кем-то и чем-то заполнять. Не успевал разгрузиться один эшелон галерей, как его подпирал уже второй, а потом и третий и т.д. Иначе говоря, за галереями с более или менее определенными репутациями в ЦВЗ стали подтягиваться и их эфемерные подобия, создававшиеся лишь на время работы ярмарки. Если у них и были адреса, то только в Интернете, а их телефонные номера на поверку оказывались номерами мастерских. Порой стенды просто сдавались в аренду денежным художникам. При этом количество отнюдь не шло на пользу качеству ярмарки. Таким образом "станция" забивалась обременительными составами, в хаосе которых плохо ориентировались уже и сами организаторы. Периодически приглашавшиеся команды "диспетчеров", то есть сторонних кураторов из известных искусствоведов и галеристов, пытались разобраться на путях, расчищая - не без брутальных жестов и даже скандалов - магистраль, ведущую к полноценному contemporary art. Просветительские программы с показами ретроспектив отечественных нонконформистов 1950 - 1970-х от "лианозовцев" до соц-артистов и современных художников более молодого поколения - Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Георгия Гурьянова, с привозами звезд западной арт-сцены с Вимом Дельвуа и Эмилем Шумахером так и не смогли переориентировать "Арт-Манеж". Последним, кто пытался таким образом расчистить эти конюшни, был владелец известной московской галереи "Риджина" Владимир Овчаренко. После опыта пятилетней давности он окончательно обустроился на "Арт-Москве". Как видно по нынешней экспозиции, по этому же пути стали уходить и другие относительно продвинутые галереи.

Вероятно, это окончательное размежевание ярмарок к лучшему. С "Арт-Москвы" галереи стартуют по направлению к парижскому ФИАКу, к "Арт-Базелю", лондонскому "Фризу", а теперь еще и к "Базель-Майами". С "Арт-Манежа" вещи уходят почти в никуда, то есть к кому-то в спальню или гостиную, или просто как подарки. На вторичном рынке они уже не появляются, поскольку неликвидны - то есть стоимость их не выверена экспертами арт-рынка.

Также в рубрике:

АРТ-РЫНОК

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

РЕВИЗИЯ

НАСЛЕДИЕ

  • Мы их теряем
    Чтобы спасти памятники, надо их сначала переписать
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;