Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7583) 7 - 13 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНовые стратегии и поиски героя"Круглый стол" в Кремле "Просветительская роль культуры" СОВЕТМаргарита СОГРИНА
Заседание Совета при Президенте России по культуре и искусству для журналистов началось с томительного ожидания. После необходимых, но длительных процедур идентификации мы оказались в просторном, прохладном Екатерининском зале Кремля. За столом уже сидели члены Совета: руководители федеральных агентств, директора музеев, библиотек, филармоний, театров, деятели культуры. Одним словом, творческая элита страны - Никита Михалков, Эдвард Радзинский, Евгений Миронов, Михаил Пиотровский, Олег Табаков, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Андрей Макаревич, Юрий Башмет, Лариса Долина, Валентин Юдашкин и другие. Президент вошел стремительно, приветствуя собравшихся улыбкой и деловым рукопожатием (рукопожатия были удостоены только члены Совета). Владимир Владимирович начал свое выступление в свойственной ему динамичной манере с самого главного: определил круг обсуждаемых тем. Круг оказался невероятно широким: предстояло рассмотреть современное состояние культурной отрасли в целом и перспективы ее развития, изменение образовательных стандартов и нормативов, идеологических, этических и эстетических установок, определяющих творческий и образовательный процессы.
Иными словами, проблем в гуманитарной сфере у нас не убавляется. И Президент сосредоточился не столько на настоящем отечественной культуры, сколько на ее будущем. А именно - на образовании - как эстетическом, так и общем, которые, собственно, и ответственны за это будущее. Пока же обстоятельства складываются таким образом, что светлым его назвать затруднительно. Школьная и вузовская практика последних лет - почти чемпионы по количеству реформ: один эксперимент следует за другим. Вот только путь проб и ошибок оказывается не всегда самым коротким и верным. По словам Президента, сегодняшней средней школе явно не хватает гуманитарного уклона. Сокращение учебных часов по литературе, истории, этике, обществоведению, эстетическому воспитанию в пользу экономики и новых интернет-технологий оборачивается серьезными потерями: современные школьники утрачивают способность образно мыслить, грамотно писать и говорить. И Интернет в этом смысле ничего не компенсирует, ведь доля культурных ресурсов в мировом электронном пространстве всего полтора процента от общей информации. Однако Всемирная паутина может стать, по мнению В.Путина, полем высокого интеллектуального напряжения, если в это поле попадет "традиционная высокая культура" в виде серьезных форумов-диспутов, фестивалей и конкурсов, лекций и мастер-классов ведущих деятелей российской культуры. Престижная литературная премия "Дебют", напомнил Президент, - тоже детище Интернета. Но если общеобразовательные школы еще попадают в центр общественного внимания, то школы искусств (художественные, музыкальные и т.п.) вот уже 15 лет толкутся на его обочине. Более 2000 художественных школ по всей стране нуждаются в срочном ремонте и реставрации, не хватает музыкальных инструментов в музыкальных вузах и училищах, для полезных творческих инициатив не всегда находятся помещения и средства, а креативные проекты, как правило, требующие своевременной, адресной помощи, гибнут еще на бумаге. "Культура - наследственный код нашей ментальности, - сказал Президент, - и финансироваться по остаточному принципу больше не может!" С тем, что культура - "наследственный код", никто никогда не спорил. Одновременно никогда и никому это не мешало финансировать культуру по остаточному принципу. Именно эта советская традиция оказалась самой живучей и непобедимой. Так что если пожелание Президента обретет реальные очертания в госбюджете, это кардинально изменит ситуацию в культуре и, что немаловажно, значительно улучшит положение людей, которые эту культуру сохраняют и преумножают. Пока зарплата работников культуры в два с половиной раза ниже, чем в любой другой отрасли, а от служителей муз и хранителей прекрасного (если говорить о библиотекарях и музейщиках) требуют почти невозможного: реализации самых новых, технически сложных и затратных проектов. Президент отметил, что современной школе хронически не хватает учебников с новыми идеологическими трактовками и подходами, а в литературе, как никогда прежде, нужен образ положительного героя, способного осмыслить горький опыт 90-х. Собственно, такому осмыслению, скорее всего, и будет способствовать госзаказ, о котором упоминали все выступающие. Понятно, что тема положительного героя никого из членов Совета не оставила равнодушным. Однако в постсоветской России такого опыта нет - не рассматривать же всерьез череду сериальных "агентов национальной безопасности". Поэтому пришлось обратиться к опыту советскому, когда официальное искусство занималось положительным героем неустанно и тщательно. О дефиците личности, той самой, гармонической, когда-то прописанной по всем параметрам в кодексе строителя коммунизма, говорили на заседании Совета главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей и художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина Валерий Фокин. "Этические и эстетические ценности формируются в процессе роста и обучения, - довел до сведения собравшихся выступавший сразу же после Президента Д.Дондурей, - теперь уже совершенно ясно, что многоступенчатая система, скажем, музыкального образования, разработанная еще в советское время, не зря получила широкое мировое признание. Доказала свою эффективность и система отечественных творческих вузов (артистических, режиссерских, художественных, литературных). Обязательные отборочные конкурсы-туры, мастер-классы знаменитых педагогов, дипломные проекты, сценарии и спектакли формируют характерный почерк и стиль русской школы актерского мастерства, живописи, перевода или, скажем, архитектурного проектирования". Из этого косвенно вытекало, что входить в Болонский процесс творческие вузы будут осторожно и отнюдь не безоглядно. То есть получать европейские дипломы - дело важное, но и сохранить традиции нашего художественного образования, которые формировались 250 лет, не менее важно. А может, и более... Но молодым художникам необходимо дать возможность полноценного дебюта, считает Валерий Фокин. И в возглавляемом им театре слово не расходится с делом. Сейчас как раз строится новая театральная сцена, которая будет всецело отдана режиссерам-дебютантам. "Мы не говорим сегодня о безусловных и абсолютных величинах в российском культурном пространстве: Театральном фестивале молодых "Территория", Большом театре, Мариинке, Эрмитаже, Российской государственной библиотеке, ГМИИ им. А.С.Пушкина, - сказал Д.Дондурей, - успешные, масштабные проекты - вершина культурного айсберга. Нам важно сделать акцент на актуальных проблемах повседневной культурной практики, обратить внимание руководителей отрасли на ситуацию в регионах. Там тоже живут люди, там - в глубинке - рождаются настоящие таланты, вот только пробиться им значительно сложнее. Нужно помнить, что затраты на образование окупаются с лихвой! 20000 рублей в год на одного школьника - это в высшей степени скромные государственные вложения, а общество получает специалиста, профессионала, гармонически развитую личность. Содержание малолетнего преступника в колонии строгого режима обходится государству гораздо дороже - 120000 рублей в год... Стоит сравнить и подумать. Говоря о госзаказе в области культуры, над формулировкой которого еще предстоит работать, мы не предлагаем вернуться в далекое прошлое, мы стараемся просто использовать полезный опыт". Говорили на Совете и о том, что необходимо учиться заново проектировать и прогнозировать культурный спрос-предложение, уходить от простых, тривиальных решений и плоскостных мультимедийных проектов. Выступающие отмечали, что позитивные сдвиги в отечественном спорте, сделавшие его частью национальной идеи, вокруг которой российское общество смогло объединиться хотя бы у экранов телевизоров, можно рассматривать как удачный пример разумной внутренней политики правительства. Может быть, и культурное пространство, во всяком случае, такую надежду выразил Президент, станет территорией добра и любви. После трех первых докладов журналистов вежливо попросили покинуть зал. Во второй части заседания обсуждались лауреаты Госпремии 2006 года в области литературы и искусства. Также в рубрике:
|