Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7583) 7 - 13 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Новые стратегии и поиски героя

"Круглый стол" в Кремле "Просветительская роль культуры"

СОВЕТ

Маргарита СОГРИНА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Заседание Совета при Президенте России по культуре и искусству

Заседание Совета при Президенте России по культуре и искусству для журналистов началось с томительного ожидания. После необходимых, но длительных процедур идентификации мы оказались в просторном, прохладном Екатерининском зале Кремля. За столом уже сидели члены Совета: руководители федеральных агентств, директора музеев, библиотек, филармоний, театров, деятели культуры. Одним словом, творческая элита страны - Никита Михалков, Эдвард Радзинский, Евгений Миронов, Михаил Пиотровский, Олег Табаков, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Андрей Макаревич, Юрий Башмет, Лариса Долина, Валентин Юдашкин и другие.

Президент вошел стремительно, приветствуя собравшихся улыбкой и деловым рукопожатием (рукопожатия были удостоены только члены Совета).

Владимир Владимирович начал свое выступление в свойственной ему динамичной манере с самого главного: определил круг обсуждаемых тем. Круг оказался невероятно широким: предстояло рассмотреть современное состояние культурной отрасли в целом и перспективы ее развития, изменение образовательных стандартов и нормативов, идеологических, этических и эстетических установок, определяющих творческий и образовательный процессы.

Заседание Совета при Президенте России по культуре и искусству

Иными словами, проблем в гуманитарной сфере у нас не убавляется. И Президент сосредоточился не столько на настоящем отечественной культуры, сколько на ее будущем. А именно - на образовании - как эстетическом, так и общем, которые, собственно, и ответственны за это будущее. Пока же обстоятельства складываются таким образом, что светлым его назвать затруднительно.

Школьная и вузовская практика последних лет - почти чемпионы по количеству реформ: один эксперимент следует за другим. Вот только путь проб и ошибок оказывается не всегда самым коротким и верным. По словам Президента, сегодняшней средней школе явно не хватает гуманитарного уклона. Сокращение учебных часов по литературе, истории, этике, обществоведению, эстетическому воспитанию в пользу экономики и новых интернет-технологий оборачивается серьезными потерями: современные школьники утрачивают способность образно мыслить, грамотно писать и говорить. И Интернет в этом смысле ничего не компенсирует, ведь доля культурных ресурсов в мировом электронном пространстве всего полтора процента от общей информации. Однако Всемирная паутина может стать, по мнению В.Путина, полем высокого интеллектуального напряжения, если в это поле попадет "традиционная высокая культура" в виде серьезных форумов-диспутов, фестивалей и конкурсов, лекций и мастер-классов ведущих деятелей российской культуры. Престижная литературная премия "Дебют", напомнил Президент, - тоже детище Интернета.

Но если общеобразовательные школы еще попадают в центр общественного внимания, то школы искусств (художественные, музыкальные и т.п.) вот уже 15 лет толкутся на его обочине. Более 2000 художественных школ по всей стране нуждаются в срочном ремонте и реставрации, не хватает музыкальных инструментов в музыкальных вузах и училищах, для полезных творческих инициатив не всегда находятся помещения и средства, а креативные проекты, как правило, требующие своевременной, адресной помощи, гибнут еще на бумаге.

"Культура - наследственный код нашей ментальности, - сказал Президент, - и финансироваться по остаточному принципу больше не может!"

С тем, что культура - "наследственный код", никто никогда не спорил. Одновременно никогда и никому это не мешало финансировать культуру по остаточному принципу. Именно эта советская традиция оказалась самой живучей и непобедимой. Так что если пожелание Президента обретет реальные очертания в госбюджете, это кардинально изменит ситуацию в культуре и, что немаловажно, значительно улучшит положение людей, которые эту культуру сохраняют и преумножают.

Пока зарплата работников культуры в два с половиной раза ниже, чем в любой другой отрасли, а от служителей муз и хранителей прекрасного (если говорить о библиотекарях и музейщиках) требуют почти невозможного: реализации самых новых, технически сложных и затратных проектов.

Президент отметил, что современной школе хронически не хватает учебников с новыми идеологическими трактовками и подходами, а в литературе, как никогда прежде, нужен образ положительного героя, способного осмыслить горький опыт 90-х. Собственно, такому осмыслению, скорее всего, и будет способствовать госзаказ, о котором упоминали все выступающие.

Понятно, что тема положительного героя никого из членов Совета не оставила равнодушным. Однако в постсоветской России такого опыта нет - не рассматривать же всерьез череду сериальных "агентов национальной безопасности". Поэтому пришлось обратиться к опыту советскому, когда официальное искусство занималось положительным героем неустанно и тщательно.

О дефиците личности, той самой, гармонической, когда-то прописанной по всем параметрам в кодексе строителя коммунизма, говорили на заседании Совета главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей и художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина Валерий Фокин.

"Этические и эстетические ценности формируются в процессе роста и обучения, - довел до сведения собравшихся выступавший сразу же после Президента Д.Дондурей, - теперь уже совершенно ясно, что многоступенчатая система, скажем, музыкального образования, разработанная еще в советское время, не зря получила широкое мировое признание. Доказала свою эффективность и система отечественных творческих вузов (артистических, режиссерских, художественных, литературных). Обязательные отборочные конкурсы-туры, мастер-классы знаменитых педагогов, дипломные проекты, сценарии и спектакли формируют характерный почерк и стиль русской школы актерского мастерства, живописи, перевода или, скажем, архитектурного проектирования".

Из этого косвенно вытекало, что входить в Болонский процесс творческие вузы будут осторожно и отнюдь не безоглядно. То есть получать европейские дипломы - дело важное, но и сохранить традиции нашего художественного образования, которые формировались 250 лет, не менее важно. А может, и более...

Но молодым художникам необходимо дать возможность полноценного дебюта, считает Валерий Фокин. И в возглавляемом им театре слово не расходится с делом. Сейчас как раз строится новая театральная сцена, которая будет всецело отдана режиссерам-дебютантам.

"Мы не говорим сегодня о безусловных и абсолютных величинах в российском культурном пространстве: Театральном фестивале молодых "Территория", Большом театре, Мариинке, Эрмитаже, Российской государственной библиотеке, ГМИИ им. А.С.Пушкина, - сказал Д.Дондурей, - успешные, масштабные проекты - вершина культурного айсберга. Нам важно сделать акцент на актуальных проблемах повседневной культурной практики, обратить внимание руководителей отрасли на ситуацию в регионах. Там тоже живут люди, там - в глубинке - рождаются настоящие таланты, вот только пробиться им значительно сложнее. Нужно помнить, что затраты на образование окупаются с лихвой! 20000 рублей в год на одного школьника - это в высшей степени скромные государственные вложения, а общество получает специалиста, профессионала, гармонически развитую личность. Содержание малолетнего преступника в колонии строгого режима обходится государству гораздо дороже - 120000 рублей в год... Стоит сравнить и подумать. Говоря о госзаказе в области культуры, над формулировкой которого еще предстоит работать, мы не предлагаем вернуться в далекое прошлое, мы стараемся просто использовать полезный опыт".

Говорили на Совете и о том, что необходимо учиться заново проектировать и прогнозировать культурный спрос-предложение, уходить от простых, тривиальных решений и плоскостных мультимедийных проектов.

Выступающие отмечали, что позитивные сдвиги в отечественном спорте, сделавшие его частью национальной идеи, вокруг которой российское общество смогло объединиться хотя бы у экранов телевизоров, можно рассматривать как удачный пример разумной внутренней политики правительства. Может быть, и культурное пространство, во всяком случае, такую надежду выразил Президент, станет территорией добра и любви.

После трех первых докладов журналистов вежливо попросили покинуть зал. Во второй части заседания обсуждались лауреаты Госпремии 2006 года в области литературы и искусства.

Также в рубрике:

СОВЕТ

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

  • Малый оперный тайм-аут
    Санкт-Петербургский театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского - Михайловский театр экстренно закрывается
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;