Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Недобрые воины и запах жасмина

XVI Международный кинофорум "Золотой Витязь" прошел в Ставропольском крае

Анна ХРУСТАЛЕВА
Фото автора
и Романа БАЙКАЛОВА


Узбекская актриса Р.Шодиева - обладательница приза за лучшую женскую роль в фильме "Родина"

"День Победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек"... Самолет, который должен был доставить участников XVI Международного кинофорума "Золотой Витязь" из Москвы в Минеральные Воды, еще даже не успел подняться в небо, а юные барышни из ансамбля "Косовские пионы" уже запели. Через двадцать четыре часа на торжественном открытии фестиваля в Кисловодске самые именитые гости будут аплодировать "Пионам" сквозь слезы и стоя. А еще через несколько дней станет окончательно ясно: надрывные интонации страшной беды, священной борьбы и неутолимого гнева правят бал на кинофоруме этого года.

Всю кинопрограмму "Золотого Витязя" - более 250 конкурсных и внеконкурсных картин из 34 стран - можно было смело делить на две, увы, неравные части. В большинстве оказались непреклонные воители, неистовые в своем желании победить врагов видимых, невидимых, осязаемых и даже просто гипотетических. Их настроение, которое можно было бы свести к одной-единственной строчке из старой пионерской песни о том, что "только в борьбе можно счастье найти", мало соответствовало миролюбивому и умиротворяющему девизу самого фестиваля "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека!". Когда поток преступлений и наказаний, ежедневно льющийся с экрана, достиг своей критической массы, журналисты стали нервно шутить, что, видимо, ошиблись адресом и попали на фестиваль "триллеров и "готического ужаса". Тем неожиданнее прозвучали на церемонии закрытия слова губернатора Ставропольского края Александра Черногорова о том, что, к счастью, "Золотой Витязь" предлагает публике лишь "позитивное кино", не опускаясь до "стрелялок", "страшилок", "фэнтези" и "жутиков". Ну ладно, губернатор, занятый бесконечными государственными делами, не нашел времени хоть разок заглянуть в зрительный зал и потому был не в курсе. Но ведь жюри главного конкурса игровых полнометражных фильмов - практически все, за исключением одного священнослужителя, профессиональные кинематографисты - действительно провело в кинотеатре почти 30 часов. Неужели их ни разу не посетило ощущение несоответствия заявленного действительному? Критерии, по которым были распределены первое, второе и третье места - Золотой, Серебряный и Бронзовый "Витязи" - так и остались тайной за семью печатями. С точки зрения "чистого кинематографа", сербская картина "Сыновья моих братьев", японская "Синоби" и казахская "Месть" - шедевры более чем сомнительные. Да и духовный потенциал двух последних фильмов под большим вопросом: реки крови и кочующие из кадра в кадр жестокие пытки и убийства к благости не располагают. У сербского режиссера Синиши Ковачевича, к счастью, с нравственным подтекстом почетче. Притча о трех поколениях солдат одного рода, встречающихся на потустороннем поле мертвых, сон и явь, неизбывная жажда мира - несмотря на несколько вычурное и лубочное художественное воплощение, "Сыновья моих братьев" все же могут претендовать на звание чернового наброска национальной идеи. При этом прошли незамеченными, будто их и не было вовсе, картины, по всем статьям куда более крепкие и профессиональные. Неуспех "Апокалипсиса" Мела Гибсона, "Дитя человеческого" Альфонсо Куарона и "Огней городских окраин" Аки Каурисмяки еще чем-то можно объяснить: свою мировую "кассу" в виде славы и зрительского признания они и так успели собрать. Призом больше, призом меньше - на их место в истории кино это теперь уже не повлияет. А вот за поляка Яна Якуба Кольского досадно. Уж его-то "Запах жасмина" - это и есть именно тот редкий случай не лобового и агрессивного, а более чем миролюбивого, до слез щемящего, изящно сотканного пути, на который художник выводит всякого, действительно мечтающего о "возвышении души" и "позитивном искусстве". Сумрачный покой и веками заведенный порядок старинного католического монастыря внезапно нарушены приездом молодой художницы Наташи и ее крохи-дочки. Женщина тут, казалось бы, с официальным визитом - реставрирует иконы по государственному заказу. Истинная причина такого профессионального рвения вскрывается довольно быстро: в обители живет бывший жених, бросивший ее много лет назад у самого алтаря. И мало того, что просто живет, так еще, раскрыв в себе волшебную способность источать чарующий аромат цветов, в самом скором времени планирует приобщиться к сонму святых. Как это часто бывает, пытаясь найти ответы на собственные вопросы, героиня внезапно дарит надежду и веру многим другим, встречающимся на ее пути людям. Полный юмора и в чем-то даже пародийных аллюзий, "Запах жасмина", конечно же, заслужил лучшей фестивальной участи.

А.Сoкуров

Но добиться внятного комментария - чем руководствовались судьи при выборе фильмов-победителей, - от председателя жюри, народного артиста России Александра Михайлова оказалось делом безнадежным: и в обычное-то время человек непростой, насмотревшись "доброго кино", он стал совершенно невыносим, неадекватен в реакциях и не по-христиански агрессивен. Единственное, что пообещал внятно, так это в ближайшие лет десять больше никого не "жюрить" и не оценивать.

То, что Гран-при "Золотого Витязя" - его судьбу определяют президент фестиваля Николай Бурляев и председатели всех семи номинационных жюри - получит картина Павла Лунгина "Остров", было понятно еще до открытия кинофорума. Cпоров не вызвало и решение жюри под началом актрисы Оксаны Мысиной отдать "Золотого Витязя" в анимационном конкурсе картине "Моя любовь" оскароносца Александра Петрова. Непорочность и жертвенность, выписанные маслом по стеклу, будто визуализировали исконную, первоначальную идею фестиваля.

Геноцид во всех его видах и проявлениях лег в основу документальной - конкурсной и внеконкурсной - программы кинофорума. Одни, подобно Александру Кузнецову, автору картины "Казачий крест" о депортации и массовом уничтожении терских и сунженских казаков, брались за эту работу от боли душевной, от ощущения личной причастности беде, от невозможности молчать. Другим, как студентам ВГИКа Галине Красноборовой и Георгию Молодцову, взглянувшим сквозь объектив кинокамеры на современную жизнь городка Освенцим, проклятого некогда миллионами замученных душ, тема эта досталась по творческому жребию. Их фильм "Следы", удостоенный специального диплома жюри студенческих и дебютных работ, - часть совместного российско-польского молодежного кинопроекта "Новый взгляд". По признанию Галины, вернувшись из экспедиции, она долго не решалась хотя бы просмотреть отснятый материал. Взяла себя в руки лишь после того, как поняла: многие ее сверстники, целое поколение двадцатилетних, в жизни своей ничего не слышали о лагере Аушвиц-Биркенау и им, кажется, уже нет никакого дела до того, что где-то на небольшом клочке земли в далекой Польше лежат в земле останки двенадцати тысяч растерзанных советских солдат. Фильм получился, но Галина до сих пор не уверена, смогла бы она, если бы пришлось, повторить этот путь заново.

Самым мощным аккордом этого непростого разговора стали, конечно же, фильмы о Косове, привезенные на Кавказ сербскими режиссерами. Были просмотры, обсуждения и "круглые столы", в результате которых Международный кинофорум "Золотой Витязь" принял достаточно жесткий меморандум, требующий у мирового сообщества признать Косово и Метохию неотторжимой частью сербской земли, западным форпостом славянской культуры и православия.

Отдельный поклон молодым грузинским режиссерам, представившим на форуме серию документальных картин, в каждой из которых - будь то история кукольного театра или сага о любви легендарных Софико Чиаурели и Коте Махарадзе - бьющий в глаза свет. И если сбудется задуманное и руководству "Золотого Витязя" действительно удастся организовать один из следующих фестивалей в Тбилиси, может, уже сама география поможет форуму выйти на новый виток - более оптимистичный и жизнеутверждающий.

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;