Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7590) 26 июля - 1 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияМал золотник, да городПрезидентский штандарт, Иван Купала и котелок с кашей КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТГеоргий ОСИПОВ
В небольшом подмосковном городке Верее, похоже, весьма любят арифметику. Да не просто так, а в сочетании с историей. Например, в 1811 году была Верея самым крупным городом Московской губернии (5941 житель), и по числу жителей превосходила она и Серпухов, и Коломну. А полвека спустя по-прежнему самый большой город Подмосковья обошла стороною железная дорога. По ней, видно, и умчались в "даль светлую" Серпухов и Коломна, "локомотивы" сегодняшней подмосковной экономики. Так что ныне Верея со своими пятью тысячами жителями стала... самым маленьким городком Московской области. Но верейцы, кажется, не слишком огорчены этим обстоятельством. "Вошли без стука, почти без звука"Впервые Верея упомянута в летописях в 1371 году. Судьба ее сходна с судьбою многих ее собратьев на Московской Руси. Строилась. Горела. Переживала Смутные времена. Снова отстраивалась... Правда, событий общегосударственного масштаба в ней не случалось - до поры до времени. Вечером 28 сентября 1812 года под обрывы бывшего кремля подошел небольшой отряд - командовал им знаменитый генерал Иван Семенович Дорохов. Далее почти по известной песне - "вошли без стука, почти без звука". Французы бежали. Через три года от многочисленных ран генерал скончался и перед смертью написал прощальное письмо жителям столь памятного им города. За краткостью приводим текст документа полностью:
"Если слышали вы о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов Отечества вашего, то в воздаяние дайте мне три аршина земли для вечного успокоения при той церкви, где вместе с храбрыми вашими согражданами я взял приступом укрепления неприятельские. Дети мои будут вас благодарить, а я в могиле награжден буду любовью вашею". Понятно, просьба героя была уважена. А к 100-летию войны 1812 года над кремлевской кручей благодарные горожане установили памятник Дорохову: генерал в гусарском мундире обнаженной саблей указывал на запад. Этому памятнику выпала совсем недолгая жизнь - менее чем через десять лет новая власть, разорив и осквернив могилу "царского сатрапа", отправила монумент на переплавку. На его место была водружена чудовищных размеров голова "основоположника научного коммунизма", почти четверть века пугавшая городских обывателей. Памятник Дорохову был восстановлен полвека назад. А его могила была приведена в порядок совсем недавно, в предпоследний год минувшего века - вместе с начавшимся возрождением городского собора. В ХХ веке дважды становилась Верея районным центром и дважды из оных разжаловалась - последний раз в 1959 году. "Оно и к лучшему, - полагают горожане. - Понастроили бы тут всяких типовых "коробок" в стиле хрущевско-брежневского "баракко". И то правда - зданий выше двух этажей в Верее практически нет. И не надо. Дабы гость, глядя в чистейшие воды Протвы (недавно в ней снова появились белые водяные лилии - а уж их-то никак не обманешь!), на утопающие в стенах зелени церковные главки и старые, деревянные по преимуществу особняки, вопрошал изумленно: "А сам город-то где?!" Верейский муравей и верейский воробушек
Последние десять лет верейской истории вселяют надежды на то, что даже самый малый из подмосковных городков совсем не останется незамеченным на карте не только губернии, но и всей России. Последнее доказательство - замечательная и по содержанию, и по полиграфии книга о городе, вышедшая в нынешнем году. "Велика невидаль, - хмыкнет иной скептик, - сейчас почти все малые города, особенно приближенные к Москве, считают за необходимое иметь такие". Верно. Но издаются они только что не штучными тиражами (обычно - не более тысячи экземпляров), и весь тираж идет обыкновенно на презенты начальства всякого рода большим людям, которым история и люди того или иного малого городка, уж простите, до самой яркой лампочки. А верейская книга вышла тиражом вдвое большим, чем все городское население. "Все оттенки смысла умное число передает", - писал поэт. Возможно ли вообразить аналогичного содержания книгу... ну, не о Москве, а, скажем, о Петербурге, изданную тиражом в десять с лишком миллионов экземпляров? Право же, с трудом... А автор книги?.. Помню, сколько раз доводилось мне в разных весях встречать энергичных, упорных, бескорыстных и искренних радетелей отечественной культуры, которые делают свое дело не благодаря власти, а вопреки ей. Власть же знай себе глядит с типовым комиссарским прищуром: опять что-то подозрительное эти чудики затевают, глаз да глаз за ними надобен... Верее же в этом смысле определенно повезло: Юрий Комаровский, главный "фанат" и ревнитель городской истории с 1997 года, возглавляет городскую администрацию. Официальный его титул - глава городского поселения, но для краткости (да не обидится он) станем называть его мэром. Внешне - совсем не богатырь, скорее, то, что издревле на Руси называли "мужичок себе на уме". А по сути - тот, увы, достаточно редкий для России тип, который стоило бы назвать "градообразующей личностью". Комаровский не очень стесняется признаваться в том, что прессу не жалует. Понять его можно: в самом начале административного пути ничего он от пишущей братии не скрывал, а получил "в воздаяние" пачку таких статей, что хоть вон святых неси. С тех пор и привык работать, что называется, без пресловутого "пиара". Как лесной трудяга-муравей. Совсем недавно широко, от души гуляла на берегу Протвы Верея купальскую ночь. Множество своих, множество гостей, песни и танцы в исполнении специально приехавших студентов Гнесинки. Вообще, как считает Комаровский, в каждые летние выходные должен быть какой-то праздник: "Летом хорошо попразднуешь, значит, зимой отлично поработаешь". Городские предприятия не простаивают, и выбор места работы для населения крохотного городка весьма широк. Самое, пожалуй, известное - то, что выпускает флаги с государственной символикой. Президентский штандарт и "главный флаг страны" над Кремлем сшиты, между прочим, в Верее. Как, между прочим, были сшиты в Верее - горожане рассказывают о том с гордостью необычайной - и первые советские джинсы. Храмы - в количестве шести - восстанавливаются. Спасен много лет лежавший в руинах старинный гостиный двор. Достраивается новая гостиница - за ее отсутствием приезжему в Верее пристроиться трудновато, поскольку существующий рядом с городом частный пансионат почти всегда забит, да и весьма недешев. Открыта специальная галерея картин уникальной верейской художницы Зинаиды Тимофеевны Кореневой. Мастерице за девяносто, но краски на картинах, сделанные из всевозможных семян (!), не становятся старчески-тусклыми. Три года назад открыто любимое детище городской администрации - городская школа искусств. Почти сотня учащихся на неполные пять тысяч населения. Однако примечательнее и важнее всего все-таки то, что в течение десятка лет в невеликой Верее общими усилиями создается то, о чем более важные административно и богатые исторически города могут только мечтать, - весьма насыщенная культурная среда. Из нее-то и выйдут, без сомнения, те, кто и в новом веке будет создавать своего рода верейский культурный феномен. Кто обычно радеет о культуре в малых русских городках? По преимуществу люди далеко не юного возраста. А кто им вослед, если молодежь хлебушком уездным не корми, а дай "слинять" в губернский город или вовсе в столицу учиться на какого-нибудь, извиняюсь, девелопера или аудитора? И едут, конечно. Но, по счастью, не все. С Александрой Печкуровой я познакомился в историко-краеведческом музее. Лукава, большеглаза, обворожительна... Росточком, правда, не вышла - одним словом, подзабытый тип midinette с Монмартра. Этакий парижско-верейский воробушек. И никуда эта "птичка-невеличка", заканчивающая Университет культуры, из Вереи уезжать не хочет. Неразличимость невооруженным глазом нынешних и будущих зарплат региональных музейщиков ее, похоже, не очень смущает. Юношеская легкомысленность? Или та изначальная закваска, из которой вырастают потом настоящие подвижники провинциальной культуры? "Не в бревнах, а в ребрах Церковь моя..." И надо видеть глаза и слышать интонации голоса Александры, когда она показывает свой любимый экспонат верейского музея. Экспонат и впрямь уникальный - найденная в имении обрусевших немцев Шлиппе машинка (видимо, середины позапрошлого века) для изготовления монпансье. Емкость для сладкой массы, валики с формами зайчиков, рыбок, птичек... Повернешь ручку - с валика в детские ручонки сыплется готовая продукция, и о том, как юные поколения верейцев бегали к Шлиппе под Рождество, сохранилось немало легенд. Привет однокашникам!А праведная энергия заблуждения Верее еще понадобится. И на то, чтобы рассказать соотечественникам о доселе неведомых верейских чудесах. Вроде возникшего в годуновские времена и безлюдного ныне Борисова городка - его огромные валы до сих пор бросают густую тень на протекающую под ними Протву. Или Долины семи ручьев... Но, возможно, прославит себя Верея и совсем по-другому. Есть неподалеку от города старинное имение Богородское. Принадлежало оно графу Дмитрию Гурьеву, министру финансов при Александре I. Он был, если верить мемуаристам, скучнейшим педантом и занудой в жизни и на службе, но смелым новатором в делах гастрономических. Кто гурьевской каши - царицы каш! - не знает? Едали, правда, немногие - блюдо аристократическое и в приготовлении весьма трудоемкое. Так почему бы малой Верее не сделать себя этакой большой столицей русской каши? Опытные кашевары - под боком (в Кантемировской дивизии), да и у самих верейских хозяек котелки, похоже, недурно варят... И не стоит иронизировать: в летописях есть рассказ о том, как Александр Невский пригласил как-то дружинушку и ближних бояр к себе в город Торопец каши отведать. Большая по тем временам честь, между прочим. И как стали зваться люди, отведавшие каши, - на войне ли, в артели ли - из одного котла? Понятное дело, однокашники. В общем, не Купалой единой жива Верея - того и гляди, на день однокашника гостей созовет. По Далю, верея - это не только столбы, на которые навешиваются "полотенца ворот", но и опорная точка, ось вращательного движения. А на осях - и мельничные колеса, и валы той самой "конфетной" машинки из музея. Глядишь, и намелют, твердо встав на опорной точке и закрепившись на верейской оси, пресловутые жернова истории что-нибудь такое, о чем потомки скажут: "Не жизнь, а конфетка!" Также в рубрике:
|