Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7603) 25 - 31 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеАрена для звезд и амбицийОркестр и хор знаменитого Веронского фестиваля в КЗЧ МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
За последнее время Москву не раз посещали лучшие итальянские оркестры: Филармонический Ла Скала, Флорентийского музыкального мая, Академии Санта Чечилия. Поэтому приезд оркестра фестиваля Арена ди Верона, вышеперечисленным заметно уступающего, едва ли мог претендовать на статус события экстраординарного. Вот когда они в прошлом году открывали Международный фестиваль музыкальных театров в Омске, там это было и вправду событием из ряда вон выходящим. Москве же подобное отнюдь не в диковинку. Тем не менее возможность послушать итальянскую музыку в исполнении не худшего из итальянских оркестров всегда привлекательна уже сама по себе. Особенно когда оркестр приезжает вместе с хором, котирующимся в Италии сразу после ласкаловского. А уж если среди солистов есть хотя бы одна настоящая звезда... Такой звездой была в данном случае Мариэлла Девиа, одна из последних "могикан" золотого века итальянской оперы. Карьера этой изумительной певицы продолжается ни много ни мало 35 лет, и понятно, что по объективным причинам пора расцвета уже позади, но она по-прежнему способна восхищать. Романс Медоры из вердиевского "Корсара" в ее исполнении можно без всяких скидок назвать настоящим исполнительским шедевром. Впрочем, хороша Девиа была и в арии Виолетты из "Травиаты", и в каватине Нормы. Собственно говоря, других солистов в первый вечер могло бы и не быть. Тем более что вместо объявленной в афишах известной меццо Лючаны д'Интино в Москву приехала некая Энкелейда Шкоза - заурядная певица с дребезжащим голосом и провинциальными замашками. Не принадлежащий к числу звезд тенор Винченцо Ла Скола порой подкупал зал музыкальностью и темпераментом, однако, насилуя свой лирический по природе голос драматическим репертуаром, то и дело давился звуком и даже хрипел. Второй вечер, организатором которого наряду с Московской филармонией выступил Фонд "Музыкальный Олимп", мыслился как своего рода бенефис Пааты Бурчуладзе. Программа включала целых пять номеров в исполнении грузинского баса, тогда как на долю каждого из трех участников предыдущего вечера приходилось лишь по одному. Здесь были оба Мефистофеля, Гуно и Бойто, вердиевские Банко, де Сильва и Захария, а на бис - еще и россиниевский Дон Базилио (с эффектным вставным верхним соль в конце). Пожалуй, именно этот последний был исполнен лучше всего остального. Впрочем, для нынешней формы знаменитого певца, с его заметно расшатавшимся голосом, вся программа прозвучала вполне достойно. Но стоило только появиться Мариэлле Девиа и спеть лишь одну-единственную арию Эльвиры из беллиниевских "Пуритан", и она вновь сделалась царицей вечера. Еще одним бесспорным героем двух этих вечеров был хор Арены. Все-таки при всех достоинствах наших лучших хоровых коллективов так петь вердиевские хоры не удается никому из них. Наиболее же спорной фигурой была дирижер Мария Эклунд. Эта дама весьма экстравагантного вида (традиционная дирижерская фрачная пара в сочетании с туфлями на шпильках и копной светлых волос, закрывающих едва ли не полспины), отыгрывающая имидж скандинавской "белокурой бестии", представляет собой любопытное зрелище. Не стоит, впрочем, обманываться указанным в скобках словом "Швеция", коему Эклунд пытается внешне соответствовать: происхождение у нее вполне российское. Мне доводилось слышать о ней не слишком лестные отзывы. В действительности все оказалось не столь уж страшно. Конечно, техника у Эклунд достаточно ограниченная, что особенно сильно сказывалось в двух россиниевских увертюрах - к "Итальянке в Алжире" и "Вильгельму Теллю", первая из которых звучала подчас довольно топорно, без должной гибкости, а во второй дирижера чуть не погребли под собой музыкальные бури и битвы. Впрочем, увертюра к вердиевской "Силе судьбы" получилась у нее вполне даже неплохо, чего не скажешь о "Луизе Миллер", прозвучавшей слишком грубо и плоско. Точкой же, где сходятся ее дирижерские возможности и музыкантские пристрастия, без всякого сомнения, является музыка веристов. В таких номерах, как Интермеццо из "Манон Леско" Пуччини и "Сельской чести" Масканьи, к дирижеру трудно было придраться. Неплохо прозвучала у нее раритетная Симфоническая прелюдия, написанная 18-летним Пуччини, а также Вступление и Хор из "Ириса" Масканьи. Конечно, Эклунд - дирижер, мягко говоря, не совсем того уровня, какого можно было бы ожидать в сочетании с известным европейским брендом. Ее уровню, скорее, отвечает коллектив вроде Российского симфонического оркестра под руководством Вероники Дударовой, с которым она у нас в основном и работает. Появление имени Эклунд в столь репрезентативном проекте едва ли оправданно, хотя справедливости ради надо отметить, что при всех издержках обоих концертов она их, по крайней мере, не провалила. Спасибо и на том. ...Как известно, Арена ди Верона - это стены, пожалуй, даже в большей степени, чем люди. Жаль, что на сей раз никто не попытался как-то поиграть с пространством Концертного зала имени Чайковского (каких только метаморфоз в последние годы не претерпевавшего), создав в нем некое подобие римского амфитеатра, на что столь недвусмысленно провоцировал бренд. Также в рубрике:
|