Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7606) 15 - 21 ноября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Театр одного певца

Сергей Лейферкус выступил в БЗК

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


С.Лейферкус на концерте

Сольные вокальные вечера в формате один плюс один (певец - концертмейстер) случаются нынче не слишком часто, а уж в таких залах, как БЗК, совсем редко. И то сказать: многие ли из сегодняшних вокалистов в состоянии предложить публике целиком и полностью камерную программу, удерживая внимание аудитории от начала до конца и не испытывая проблем с тем, чтобы каждый звук был отчетливо слышен в любом уголке зала? Большинство предпочитает исполнять оперные арии (нередко вкупе с итальянскими, испанскими или еще какими-нибудь песнями) в сопровождении оркестра, отдавая тому на откуп часть программы, а другую деля с коллегами-вокалистами. Смешивать два этих ремесла также есть тьма искусников (самый яркий пример - Елена Образцова, регулярно разбавляющая свои камерные программы оперными ариями, а в последние годы и много чем еще). Сергей Лейферкус, которому в принципе подвластен любой формат, - не из их числа. Если опера - так опера, а романс - так уж романс. Его сольный концерт, прошедший в рамках абонемента Московской консерватории "Звезды мировой сцены", так и назывался: "Золотой век русского романса".

Впрочем, слово "сольный" в данном случае не совсем верно. Потому что выступавший в ансамбле с Лейферкусом пианист-концертмейстер Семен Скигин в своей специальности столь же выдающийся мастер, и по большому счету надо было бы говорить о равноправном дуэте первоклассных музыкантов. Другое дело, что Скигин на равноправие особо не претендовал, по большей части растворяясь в певце, поддерживая его и дополняя, лишь в отдельных вступлениях и постлюдиях позволяя себе ненадолго выйти на первый план.

Лейферкусу совершенно не требовалось никакого "разбега", никакой "распевки". Настройку аппарата и все, что связано с вопросами техники, он, как настоящий мастер, оставляет за кулисами. Выходя же на подмостки, не только с самого первого романса, но буквально с самой первой фразы он уже внутри музыкального, художественного образа. И уж будьте уверены: каждая фраза, слово и даже нота были прекрасно слышны везде, при полном отсутствии каких-то специальных усилий со стороны певца. Обладателям куда более крупных голосов это удается далеко не всегда. И дело отнюдь не только в школе, действительно безупречной. Дело еще и в редкостно четкой артикуляции каждого слова, которая влечет за собой и более острую звуковую атаку. При этом Лейферкус никогда не занимается просто вокалом, звукоизвлечением, для него не существует некоего абстрактного "красивого звука". Звук, тембр - всегда производные от музыкально-художественных задач данного конкретного произведения. Кажется, неподвластных ему градаций и оттенков просто не существует в природе. Переходы от одного контрастного настроения к другому, подчас диаметрально противоположному, могут быть мгновенными. Как, например, после ядовитого "Райка" Мусоргского - его же трагический "Забытый", после зловеще-инфернального "Полководца" - уморительно-гротескный "Семинарист", после специфического юмора Шостаковича - печаль Рахманинова ("Вчера мы встретились")...

Всего, включая бисы, в исполнении Сергея Лейферкуса прозвучало двадцать самых разнообразных и разноплановых номеров, из которых по крайней мере половину нечасто услышишь на концертной эстраде. Так же как нечасто увидишь на ней столь яркое и неповерхностное актерское, лицедейское начало, настоящий "театр одного певца". Искусство Сергея Лейферкуса блистательно демонстрирует актуальность и действенность заветов Шаляпина и может помочь приблизиться к ним на практике даже в большей степени, чем сам великий первоисточник. Потому что, слушая Шаляпина, любой певец думает: ну он же - гений, куда мне! А слушая Лейферкуса, каждый убеждается, что это чудо вполне рукотворное. Вот только желающих овладеть им сегодня, увы, не слишком много. По крайней мере, из представителей молодого поколения певцов, знакомых в лицо автору этих строк, в БЗК удалось встретить лишь одного.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;