Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7606) 15 - 21 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеТеатр одного певцаСергей Лейферкус выступил в БЗК МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Сольные вокальные вечера в формате один плюс один (певец - концертмейстер) случаются нынче не слишком часто, а уж в таких залах, как БЗК, совсем редко. И то сказать: многие ли из сегодняшних вокалистов в состоянии предложить публике целиком и полностью камерную программу, удерживая внимание аудитории от начала до конца и не испытывая проблем с тем, чтобы каждый звук был отчетливо слышен в любом уголке зала? Большинство предпочитает исполнять оперные арии (нередко вкупе с итальянскими, испанскими или еще какими-нибудь песнями) в сопровождении оркестра, отдавая тому на откуп часть программы, а другую деля с коллегами-вокалистами. Смешивать два этих ремесла также есть тьма искусников (самый яркий пример - Елена Образцова, регулярно разбавляющая свои камерные программы оперными ариями, а в последние годы и много чем еще). Сергей Лейферкус, которому в принципе подвластен любой формат, - не из их числа. Если опера - так опера, а романс - так уж романс. Его сольный концерт, прошедший в рамках абонемента Московской консерватории "Звезды мировой сцены", так и назывался: "Золотой век русского романса". Впрочем, слово "сольный" в данном случае не совсем верно. Потому что выступавший в ансамбле с Лейферкусом пианист-концертмейстер Семен Скигин в своей специальности столь же выдающийся мастер, и по большому счету надо было бы говорить о равноправном дуэте первоклассных музыкантов. Другое дело, что Скигин на равноправие особо не претендовал, по большей части растворяясь в певце, поддерживая его и дополняя, лишь в отдельных вступлениях и постлюдиях позволяя себе ненадолго выйти на первый план. Лейферкусу совершенно не требовалось никакого "разбега", никакой "распевки". Настройку аппарата и все, что связано с вопросами техники, он, как настоящий мастер, оставляет за кулисами. Выходя же на подмостки, не только с самого первого романса, но буквально с самой первой фразы он уже внутри музыкального, художественного образа. И уж будьте уверены: каждая фраза, слово и даже нота были прекрасно слышны везде, при полном отсутствии каких-то специальных усилий со стороны певца. Обладателям куда более крупных голосов это удается далеко не всегда. И дело отнюдь не только в школе, действительно безупречной. Дело еще и в редкостно четкой артикуляции каждого слова, которая влечет за собой и более острую звуковую атаку. При этом Лейферкус никогда не занимается просто вокалом, звукоизвлечением, для него не существует некоего абстрактного "красивого звука". Звук, тембр - всегда производные от музыкально-художественных задач данного конкретного произведения. Кажется, неподвластных ему градаций и оттенков просто не существует в природе. Переходы от одного контрастного настроения к другому, подчас диаметрально противоположному, могут быть мгновенными. Как, например, после ядовитого "Райка" Мусоргского - его же трагический "Забытый", после зловеще-инфернального "Полководца" - уморительно-гротескный "Семинарист", после специфического юмора Шостаковича - печаль Рахманинова ("Вчера мы встретились")... Всего, включая бисы, в исполнении Сергея Лейферкуса прозвучало двадцать самых разнообразных и разноплановых номеров, из которых по крайней мере половину нечасто услышишь на концертной эстраде. Так же как нечасто увидишь на ней столь яркое и неповерхностное актерское, лицедейское начало, настоящий "театр одного певца". Искусство Сергея Лейферкуса блистательно демонстрирует актуальность и действенность заветов Шаляпина и может помочь приблизиться к ним на практике даже в большей степени, чем сам великий первоисточник. Потому что, слушая Шаляпина, любой певец думает: ну он же - гений, куда мне! А слушая Лейферкуса, каждый убеждается, что это чудо вполне рукотворное. Вот только желающих овладеть им сегодня, увы, не слишком много. По крайней мере, из представителей молодого поколения певцов, знакомых в лицо автору этих строк, в БЗК удалось встретить лишь одного. Также в рубрике:
|