Одиночество в мирах
Немецкое кино в России
Светлана ХОХРЯКОВА
В начале декабря в Москве и Санкт-Петербурге прошел Фестиваль немецкого кино, программа которого была чрезвычайно насыщенна. Последние два года свидетельствуют о всплеске кино в Германии. И если еще несколько лет назад программа Берлинского кинофестиваля не могла порадовать фильмами своих кинорежиссеров, то ныне ситуация изменилась. Достаточно назвать картину "На другой стороне" Фатиха Акина, "Ульжан" Фолькера Шлёндорфа, "Йеллу" Кристиана Петцольда с великолепной работой актрисы Нины Хосс. События, происходящие в этих фильмах, на первый взгляд, достаточно камерные. Но удивительным образом судьба отдельно взятого человека соединяется с судьбой других, часто незнакомых людей, живущих вообще на далекой территории. У Фатиха Акина события перемещаются из Гамбурга в Стамбул, здесь турок преподает в Германии, а немец держит книжный магазин в Турции. Герои пересекаются, случайно встречаются, не ведая, что связаны. У Шлёндорфа француз совершает путешествие в Казахстан, уже и без того населенный такими же странниками, блуждающими в поисках одиночества по бескрайним просторам. Такое ощущение, что в казахской степи и горах за любым поворотом можно повстречать иноземца. Все в этом мире взаимосвязано - это любимая тема современного кинематографа, и каждое твое слово и поступок откликаются в судьбе другого человека, сообщая происходящему планетарный размах. Жена и дети главного героя в "Ульжан" погибли в авиакатастрофе, и теперь он ищет свою смерть, ложится на снежной вершине, чтобы уже никогда не встать.
Йелла у Петцольда тоже совершает путешествие - в поисках работы она уезжает в другой город. Обрекает себя на одиночество, а потом нам предлагают два финала. Жива героиня или нет - это каждый волен решать для себя сам. Автокатастрофа в машине бывшего возлюбленного стала то ли концом, то ли началом новой жизни. Современное немецкое кино не дает простых ответов на самые важные и как будто простые вопросы.