Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7623) 13 - 19 марта 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Бизнес-клоунада

"Оffис". Театр имени А.С.Пушкина

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Московский театр имени А.С.Пушкина, ведомый Романом Козаком, в этом сезоне работает едва ли не активнее всех прочих столичных коллективов. "Оffис" - уже пятая премьера сезона. Правда, отнюдь не стоит думать, что здесь шедевр следует за шедевром. Наоборот, удача частенько и отворачивается от пушкинцев, а труднее всего оказывается совместить приметы хоть какого-никакого, но искусства и устремленность к массовому успеху. "Оffис", к счастью, коммерческой отдачей не озабочен, а что касается актерских работ, то они, кажется, здесь получились самыми удачными за сезон.

Структурное подразделение СМАРТ (Студия молодых артистов) в самостоятельном варианте появилось на афише Театра имени А.С.Пушкина впервые. Но сами участники студии постоянным зрителям знакомы уже давно, с тех времен, когда дипломный спектакль выпускников Школы-студии МХАТа "Январь" влился в репертуар театра. А кое-кто был занят в спектаклях Пушкинского и в студенческую пору. Да и вообще, кажется, в течение парочки последних сезонов нет спектакля, где бы молодые артисты, принятые в труппу, не были заняты. Пусть в эпизоде или массовке, но их лица запомнились, а таланты были замечены. В общем, Роман Козак, и сам педагог, явно идет верной дорогой, делая ставку на молодых, им же самим и выпестованных. В крошечном "манифесте" СМАРТа, напечатанном в программке, отмечено, что "Студия занимается творческими экспериментами... СМАРТ - точка роста Театра имени А.С.Пушкина, место развития новых идей, обогащающих в конечном итоге весь театральный организм". Сюда стоит лишь добавить, что, помимо экспериментальных приемов, молодые артисты весьма успешно работают и во вполне традиционных спектаклях.

В основу "Оffиса", поставленного самим Романом Козаком, легла пьеса немецкого драматурга Ингрид Лаузунд "Бесхребетность". Местами весьма любопытное и вполне современное сочинение, хотя и не без банальностей и затянутостей, которых театр мог бы и избежать. Психологический срез многомиллионной армии "белых воротничков", "манагеров" и прочих офисных клерков с нарушенной осанкой и изломанной психикой куда как актуален. Судите хотя бы по тому, что этот сюжет уже отработан в Театре.doc, который хватает на лету все самое насущное. Ведь офис - это уже не просто банальное место работы, но некая обширная зона со своими законами и канонами, подчас идущими вразрез с нормальностью человеческого существования, людского поведения, стремлений и поступков. Карьера - это Бог, контора - поле боя, где нужно не только выжить самому, но и "положить" как можно больше соперников-коллег, где реальная жизнь явно перешагивает за границу абсурда. Ингрид Лаузунд так все это и описала - как некую гротесковую фантасмагорию с участием людей-автоматов. Роман Козак и хореограф Алла Сигалова и вовсе перевели действие в жанр бизнес-клоунады с раздвоением личностей, текстами и подтекстами. Причем пластика не просто аккомпанирует тексту, но подчас работает вместо него, создавая собственные смыслы. Развивается вся эта безумно-бессюжетная история в интерьерах, вроде бы обычных для офиса, но здесь кажущихся весьма зловещими (сценография Виктора Платонова). Путь к двери, за которой сидит неведомый, могучий и ужасный Начальник, кажется дорогой на эшафот по призывному сигналу красной лампочки. Кофемашина вдруг обретает собственную жизнь, не дожидаясь указаний клерков. И даже пепельница на длинной ножке, оживая, начинает колесить по офису, кидаясь под ноги персонала.

Клерки-актеры, обряженные в одинаковую офисную униформу - серый цвет, юбка строго до колен, галстук обязателен (костюмы Светланы Калининой), - все автоматы-клоуны, бизнес-марионетки. Но это только поначалу. Кристенсен (Елизавета Лотова) до одури репетирует жесты, позы и выражения лица. Явившаяся чуть позже Шмитт (Анастасия Лебедева) доводит "репетиционный процесс" до абсурда: "очки - в пепельницу, сигарету - в карман" и т.д. Крузе (Алексей Рахманов) начинает любой новый день с затверженных реплик. Хуфшмидт (Игорь Теплов) движется, как робот, по заранее намеченной траектории длиной в несколько шагов. Крецки (Владимир Моташнев) суетится, но также затверженно.

Впрочем, в какой-то момент все они вдруг начинают вытаскивать из своих персонажей (ну впрямь как фокусник кролика из цилиндра - грубо и за уши) личности уже полустертые, практически нивелированные, но все еще живые. И тут-то как раз заявлен интересный прием - параллельное существование текста и подтекста, затверженных условностей и протестующих личностных порывов. Виртуозен диалог Хуфшмидта - Теплова и Шмитт - Лебедевой, когда они словно держат в руках по маске, только и успевай цеплять ее на лицо и тут же сдергивать. В маске - приветливость улыбки в 32 зуба, подчеркнутая корректность интонаций и строгий бизнес-лексикон. Без нее - звериный оскал, отчаянная брань и непристойные жесты. А как Крецки - Моташнев, вернувшись от Начальника в шутовском колпаке и со срезанным галстуком, ведет параллельный диалог с коллегами и ("по Фрейду") с родителями, некогда "затюкавшими" его до полного неприличия. И у Кристенсен - Лотовой рвется наружу агрессивная сексуальность, а у Крузе - Рахманова бестолковость и одиночество замученного бытом обычного мужика. Причем исполняют все это молодые артисты с таким азартом, темпераментом и, кстати сказать, профессиональным умением, что стоит только согласиться: у Театра имени Пушкина будущее и впрямь оптимистичное.

Другое дело, что, наигравшись в эксцентрику, драматург, а вслед за ним и режиссер вдруг впадают в пафосный мелодраматизм. Каждому герою Ингрид Лаузунд дарит пространный финальный монолог о сущности бытия и своего места в нем. А это уже предсказуемо, затянуто и поэтому, признаться, скучновато. Когда царит неприкрытый гротеск (персонажи могут выйти из кабинета Начальника с громадным ножом в спине или топором в черепе, а то и вовсе неся в руках "снятую" голову), то эта забавная зрелищность работает и на идею тоже. Простое же выслушивание пафосных и жалостных текстов цельность действия разрушает и кажется явно лишним. Но, вероятно, режиссер принял за аксиому то, что из пьесы слова не выкинешь.

В целом эту премьеру СМАРТа и Театра имени А.С.Пушкина можно счесть явной удачей. И не только для немногочисленных зрителей (поскольку спектакль идет на камерной сцене филиала), но и для самих молодых артистов, которым в этом коллективе предоставляется масса возможностей для самореализации, чем они весьма успешно и пользуются.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Error: Cache dir: Permission denied!

Warning: fopen(/var/www/kultura/data/www/kultura-portal.ru/setlinks_af82b/cache/kultura-portal.ru.links) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/kultura/data/www/kultura-portal.ru/setlinks_af82b/slclient.php on line 160