Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7623) 13 - 19 марта 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрБизнес-клоунада"Оffис". Театр имени А.С.Пушкина Ирина АЛПАТОВА
Московский театр имени А.С.Пушкина, ведомый Романом Козаком, в этом сезоне работает едва ли не активнее всех прочих столичных коллективов. "Оffис" - уже пятая премьера сезона. Правда, отнюдь не стоит думать, что здесь шедевр следует за шедевром. Наоборот, удача частенько и отворачивается от пушкинцев, а труднее всего оказывается совместить приметы хоть какого-никакого, но искусства и устремленность к массовому успеху. "Оffис", к счастью, коммерческой отдачей не озабочен, а что касается актерских работ, то они, кажется, здесь получились самыми удачными за сезон. Структурное подразделение СМАРТ (Студия молодых артистов) в самостоятельном варианте появилось на афише Театра имени А.С.Пушкина впервые. Но сами участники студии постоянным зрителям знакомы уже давно, с тех времен, когда дипломный спектакль выпускников Школы-студии МХАТа "Январь" влился в репертуар театра. А кое-кто был занят в спектаклях Пушкинского и в студенческую пору. Да и вообще, кажется, в течение парочки последних сезонов нет спектакля, где бы молодые артисты, принятые в труппу, не были заняты. Пусть в эпизоде или массовке, но их лица запомнились, а таланты были замечены. В общем, Роман Козак, и сам педагог, явно идет верной дорогой, делая ставку на молодых, им же самим и выпестованных. В крошечном "манифесте" СМАРТа, напечатанном в программке, отмечено, что "Студия занимается творческими экспериментами... СМАРТ - точка роста Театра имени А.С.Пушкина, место развития новых идей, обогащающих в конечном итоге весь театральный организм". Сюда стоит лишь добавить, что, помимо экспериментальных приемов, молодые артисты весьма успешно работают и во вполне традиционных спектаклях. В основу "Оffиса", поставленного самим Романом Козаком, легла пьеса немецкого драматурга Ингрид Лаузунд "Бесхребетность". Местами весьма любопытное и вполне современное сочинение, хотя и не без банальностей и затянутостей, которых театр мог бы и избежать. Психологический срез многомиллионной армии "белых воротничков", "манагеров" и прочих офисных клерков с нарушенной осанкой и изломанной психикой куда как актуален. Судите хотя бы по тому, что этот сюжет уже отработан в Театре.doc, который хватает на лету все самое насущное. Ведь офис - это уже не просто банальное место работы, но некая обширная зона со своими законами и канонами, подчас идущими вразрез с нормальностью человеческого существования, людского поведения, стремлений и поступков. Карьера - это Бог, контора - поле боя, где нужно не только выжить самому, но и "положить" как можно больше соперников-коллег, где реальная жизнь явно перешагивает за границу абсурда. Ингрид Лаузунд так все это и описала - как некую гротесковую фантасмагорию с участием людей-автоматов. Роман Козак и хореограф Алла Сигалова и вовсе перевели действие в жанр бизнес-клоунады с раздвоением личностей, текстами и подтекстами. Причем пластика не просто аккомпанирует тексту, но подчас работает вместо него, создавая собственные смыслы. Развивается вся эта безумно-бессюжетная история в интерьерах, вроде бы обычных для офиса, но здесь кажущихся весьма зловещими (сценография Виктора Платонова). Путь к двери, за которой сидит неведомый, могучий и ужасный Начальник, кажется дорогой на эшафот по призывному сигналу красной лампочки. Кофемашина вдруг обретает собственную жизнь, не дожидаясь указаний клерков. И даже пепельница на длинной ножке, оживая, начинает колесить по офису, кидаясь под ноги персонала. Клерки-актеры, обряженные в одинаковую офисную униформу - серый цвет, юбка строго до колен, галстук обязателен (костюмы Светланы Калининой), - все автоматы-клоуны, бизнес-марионетки. Но это только поначалу. Кристенсен (Елизавета Лотова) до одури репетирует жесты, позы и выражения лица. Явившаяся чуть позже Шмитт (Анастасия Лебедева) доводит "репетиционный процесс" до абсурда: "очки - в пепельницу, сигарету - в карман" и т.д. Крузе (Алексей Рахманов) начинает любой новый день с затверженных реплик. Хуфшмидт (Игорь Теплов) движется, как робот, по заранее намеченной траектории длиной в несколько шагов. Крецки (Владимир Моташнев) суетится, но также затверженно. Впрочем, в какой-то момент все они вдруг начинают вытаскивать из своих персонажей (ну впрямь как фокусник кролика из цилиндра - грубо и за уши) личности уже полустертые, практически нивелированные, но все еще живые. И тут-то как раз заявлен интересный прием - параллельное существование текста и подтекста, затверженных условностей и протестующих личностных порывов. Виртуозен диалог Хуфшмидта - Теплова и Шмитт - Лебедевой, когда они словно держат в руках по маске, только и успевай цеплять ее на лицо и тут же сдергивать. В маске - приветливость улыбки в 32 зуба, подчеркнутая корректность интонаций и строгий бизнес-лексикон. Без нее - звериный оскал, отчаянная брань и непристойные жесты. А как Крецки - Моташнев, вернувшись от Начальника в шутовском колпаке и со срезанным галстуком, ведет параллельный диалог с коллегами и ("по Фрейду") с родителями, некогда "затюкавшими" его до полного неприличия. И у Кристенсен - Лотовой рвется наружу агрессивная сексуальность, а у Крузе - Рахманова бестолковость и одиночество замученного бытом обычного мужика. Причем исполняют все это молодые артисты с таким азартом, темпераментом и, кстати сказать, профессиональным умением, что стоит только согласиться: у Театра имени Пушкина будущее и впрямь оптимистичное. Другое дело, что, наигравшись в эксцентрику, драматург, а вслед за ним и режиссер вдруг впадают в пафосный мелодраматизм. Каждому герою Ингрид Лаузунд дарит пространный финальный монолог о сущности бытия и своего места в нем. А это уже предсказуемо, затянуто и поэтому, признаться, скучновато. Когда царит неприкрытый гротеск (персонажи могут выйти из кабинета Начальника с громадным ножом в спине или топором в черепе, а то и вовсе неся в руках "снятую" голову), то эта забавная зрелищность работает и на идею тоже. Простое же выслушивание пафосных и жалостных текстов цельность действия разрушает и кажется явно лишним. Но, вероятно, режиссер принял за аксиому то, что из пьесы слова не выкинешь. В целом эту премьеру СМАРТа и Театра имени А.С.Пушкина можно счесть явной удачей. И не только для немногочисленных зрителей (поскольку спектакль идет на камерной сцене филиала), но и для самих молодых артистов, которым в этом коллективе предоставляется масса возможностей для самореализации, чем они весьма успешно и пользуются. Также в рубрике:
|