Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7626) 3 - 9 апреля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

"Взойдешь на сцену королевой..."

Юбилей Элины Быстрицкой

Ирина ЛЕОНИДОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Э.Быстрицкая в сцене из спектакля Малого театра "На всякого мудреца довольно простоты"

Такими словами благословлял на актерский путь трагик Геннадий Несчастливцев девицу Аксюшу в пьесе Островского "Лес". Юной Элине Быстрицкой подобных напутствий наверняка услышать не пришлось - время не располагало. А ведь сбылось. Уже 50 лет Быстрицкая в труппе Малого театра и с драматургией Островского встречалась не раз, и что-то "королевское" в ее стати и облике было всегда и остается по сей день.

А первое "звание", которое она заслужила, - это "Сын полка". Так отметили вчерашнюю школьницу, дочь военврача, санитарку военного госпиталя. Быстрицкая и попыталась было, вернувшись после Победы в украинский Нежин (киевского дома, увы, больше не существовало), продолжить врачебную династию и даже окончила медицинский техникум. Но с куда большим энтузиазмом участвовала в студенческой самодеятельности. Отец пытался отговорить Элину от "перемены участи" и даже убеждал педагогов Киевского театрального института имени И.Карпенко-Карого в том, что его дочери там делать нечего. Однако этот институт Быстрицкая все же успешно закончила в 1953 году, но в родном Киеве не осталась.

Три года она работала в Вильнюсском Русском драматическом театре, дебютировав там ролью знаменитой арбузовской Тани. И оттуда же шагнула на большой экран: красота молодой актрисы не осталась незамеченной. Ее первой ролью, по стечению обстоятельств, оказалась врач Елизавета Максимовна в фильме Фридриха Эрмлера "Неоконченная повесть". Кстати, по результатам опроса газеты "Советская культура", Быстрицкую признали тогда лучшей актрисой года. Не за горами был уже и "Тихий Дон" Сергея Герасимова, казачка Аксинья сделала молодую актрису звездой всероссийского масштаба. Быстрицкая, для которой подлинность существования на сцене и экране всегда оставалось главной, много раз потом рассказывала, сколь нелегко приходилось осваивать непривычный быт станичников. Как учили ее местные казачки ходить по воду, управляться с коромыслом, правильно говорить, носить одежду. И лишь когда актриса все это освоила, только тогда почувствовала себя вправе войти в жизнь своей героини.

Так что в Малый театр в 1958 году Быстрицкая пришла не юной дебютанткой, но актрисой уже известной. Кинематографическая растиражированность "лица" здесь была не в самом большом почете. А рядом сплошь корифеи, "великие старики" и другие опытные мастера Малого - Александра Яблочкина, Елена Гоголева, Михаил Царев, Вера Пашенная, Михаил Жаров, Николай Анненков и многие другие. Пришлось снова доказывать, что ты имеешь право выходить на старейшие и прославленные московские подмостки. Тем более что Быстрицкая не прошла школу Малого театра, не вышла из стен Щепкинского театрального училища. А Малый всегда считался цитаделью традиций, которые ревностно охранялись и сохранялись. Их нужно было знать, с ними соглашаться, в них существовать.

У Элины Быстрицкой все это получилось. К тому же она почти сразу же оказалась в мире Александра Николаевича Островского, чьим домом и считался Малый театр. Сыграла Лидию Чебоксарову в "Бешеных деньгах", Глафиру в спектакле "Волки и овцы". Сыграла так, что ни у кого и сомнений не осталось в том, что она - одной крови со знаменитыми мастерами Малого. Она была красива, грациозна, умна и остроумна, иронична и обаятельна. Она прекрасно чувствовала время, стиль эпохи и автора, превосходно умела носить костюмы. И в то же время в ее героинях явно угадывались "вечные" черты и приметы, весьма узнаваемые и в наши дни. Кстати, театру той поры везло, его лучшие спектакли тут же записывались на телевидении, и их могла увидеть не только столичная публика, но и зрители всего тогдашнего Советского Союза.

Роли в пьесах Островского всегда были в личном репертуаре Элины Быстрицкой. Уже в зрелые годы она сыграла Любовь Отрадину и Елену Кручинину в спектакле "Без вины виноватые", Турусину в "На всякого мудреца довольно простоты". "Звездные часы" актрисы растягивались на целые сезоны, годы: Юлия Филипповна в горьковских "Дачниках", баронесса Штраль в "Маскараде" Лермонтова, герцогиня Мальборо в "Стакане воды" Скриба, Панова в "Любови Яровой" Тренева.

Быстрицкая - идеальная актриса классического репертуара: рост, стать, осанка, красота, голос. Причем за всеми этими внешними приметами, конечно же, стоит мощное актерское дарование и чувство собственного достоинства актрисы и человека. Долгие годы она по праву занимала в Малом театре амплуа героини, не чуждаясь притом и современной драматургии и прозы, как советской, так и зарубежной. Играла в спектаклях по произведениям Юрия Бондарева, Саввы Дангулова, Леонида Зорина (в Театре имени Ермоловой), Юджина О' Нила. В филармоническом варианте Быстрицкая сделала композицию по известной книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" и всю ее пронизала собственными горькими и острыми воспоминаниями своего военного юношества.

А в последние годы у Элины Быстрицкой словно открылось второе дыхание. Актриса сумела найти общий язык с режиссерами иных поколений, иных сценических традиций и принципов, почувствовала вкус к характерности, едва ли не к гротеску. Ну разве можно забыть ее властную, смешную и в то же время весьма обаятельную старуху Хлестову в спектакле Сергея Женовача "Горе от ума"? Или сумасбродную, легкомысленную леди Китти в "Любовном круге" Моэма, поставленном Андреем Житинкиным. Актриса явно доказывает, что в любом возрасте, женском и актерском, есть свои достоинства, свои радости и возможности новых открытий. А о зрительской любви, верной и очень искренней, и говорить не приходится. Элина Быстрицкая "взошла на сцену королевой". Ею же и остается.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;