Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7626) 3 - 9 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Взойдешь на сцену королевой..."Юбилей Элины Быстрицкой Ирина ЛЕОНИДОВА
Такими словами благословлял на актерский путь трагик Геннадий Несчастливцев девицу Аксюшу в пьесе Островского "Лес". Юной Элине Быстрицкой подобных напутствий наверняка услышать не пришлось - время не располагало. А ведь сбылось. Уже 50 лет Быстрицкая в труппе Малого театра и с драматургией Островского встречалась не раз, и что-то "королевское" в ее стати и облике было всегда и остается по сей день. А первое "звание", которое она заслужила, - это "Сын полка". Так отметили вчерашнюю школьницу, дочь военврача, санитарку военного госпиталя. Быстрицкая и попыталась было, вернувшись после Победы в украинский Нежин (киевского дома, увы, больше не существовало), продолжить врачебную династию и даже окончила медицинский техникум. Но с куда большим энтузиазмом участвовала в студенческой самодеятельности. Отец пытался отговорить Элину от "перемены участи" и даже убеждал педагогов Киевского театрального института имени И.Карпенко-Карого в том, что его дочери там делать нечего. Однако этот институт Быстрицкая все же успешно закончила в 1953 году, но в родном Киеве не осталась. Три года она работала в Вильнюсском Русском драматическом театре, дебютировав там ролью знаменитой арбузовской Тани. И оттуда же шагнула на большой экран: красота молодой актрисы не осталась незамеченной. Ее первой ролью, по стечению обстоятельств, оказалась врач Елизавета Максимовна в фильме Фридриха Эрмлера "Неоконченная повесть". Кстати, по результатам опроса газеты "Советская культура", Быстрицкую признали тогда лучшей актрисой года. Не за горами был уже и "Тихий Дон" Сергея Герасимова, казачка Аксинья сделала молодую актрису звездой всероссийского масштаба. Быстрицкая, для которой подлинность существования на сцене и экране всегда оставалось главной, много раз потом рассказывала, сколь нелегко приходилось осваивать непривычный быт станичников. Как учили ее местные казачки ходить по воду, управляться с коромыслом, правильно говорить, носить одежду. И лишь когда актриса все это освоила, только тогда почувствовала себя вправе войти в жизнь своей героини. Так что в Малый театр в 1958 году Быстрицкая пришла не юной дебютанткой, но актрисой уже известной. Кинематографическая растиражированность "лица" здесь была не в самом большом почете. А рядом сплошь корифеи, "великие старики" и другие опытные мастера Малого - Александра Яблочкина, Елена Гоголева, Михаил Царев, Вера Пашенная, Михаил Жаров, Николай Анненков и многие другие. Пришлось снова доказывать, что ты имеешь право выходить на старейшие и прославленные московские подмостки. Тем более что Быстрицкая не прошла школу Малого театра, не вышла из стен Щепкинского театрального училища. А Малый всегда считался цитаделью традиций, которые ревностно охранялись и сохранялись. Их нужно было знать, с ними соглашаться, в них существовать. У Элины Быстрицкой все это получилось. К тому же она почти сразу же оказалась в мире Александра Николаевича Островского, чьим домом и считался Малый театр. Сыграла Лидию Чебоксарову в "Бешеных деньгах", Глафиру в спектакле "Волки и овцы". Сыграла так, что ни у кого и сомнений не осталось в том, что она - одной крови со знаменитыми мастерами Малого. Она была красива, грациозна, умна и остроумна, иронична и обаятельна. Она прекрасно чувствовала время, стиль эпохи и автора, превосходно умела носить костюмы. И в то же время в ее героинях явно угадывались "вечные" черты и приметы, весьма узнаваемые и в наши дни. Кстати, театру той поры везло, его лучшие спектакли тут же записывались на телевидении, и их могла увидеть не только столичная публика, но и зрители всего тогдашнего Советского Союза. Роли в пьесах Островского всегда были в личном репертуаре Элины Быстрицкой. Уже в зрелые годы она сыграла Любовь Отрадину и Елену Кручинину в спектакле "Без вины виноватые", Турусину в "На всякого мудреца довольно простоты". "Звездные часы" актрисы растягивались на целые сезоны, годы: Юлия Филипповна в горьковских "Дачниках", баронесса Штраль в "Маскараде" Лермонтова, герцогиня Мальборо в "Стакане воды" Скриба, Панова в "Любови Яровой" Тренева. Быстрицкая - идеальная актриса классического репертуара: рост, стать, осанка, красота, голос. Причем за всеми этими внешними приметами, конечно же, стоит мощное актерское дарование и чувство собственного достоинства актрисы и человека. Долгие годы она по праву занимала в Малом театре амплуа героини, не чуждаясь притом и современной драматургии и прозы, как советской, так и зарубежной. Играла в спектаклях по произведениям Юрия Бондарева, Саввы Дангулова, Леонида Зорина (в Театре имени Ермоловой), Юджина О' Нила. В филармоническом варианте Быстрицкая сделала композицию по известной книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо" и всю ее пронизала собственными горькими и острыми воспоминаниями своего военного юношества. А в последние годы у Элины Быстрицкой словно открылось второе дыхание. Актриса сумела найти общий язык с режиссерами иных поколений, иных сценических традиций и принципов, почувствовала вкус к характерности, едва ли не к гротеску. Ну разве можно забыть ее властную, смешную и в то же время весьма обаятельную старуху Хлестову в спектакле Сергея Женовача "Горе от ума"? Или сумасбродную, легкомысленную леди Китти в "Любовном круге" Моэма, поставленном Андреем Житинкиным. Актриса явно доказывает, что в любом возрасте, женском и актерском, есть свои достоинства, свои радости и возможности новых открытий. А о зрительской любви, верной и очень искренней, и говорить не приходится. Элина Быстрицкая "взошла на сцену королевой". Ею же и остается. Также в рубрике:
|