Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Фотобиеннале - 2008Эдем в цветеФотографии братьев Люмьер в МГЦВЗ "Новый Манеж" Жанна ВАСИЛЬЕВА
Один из безусловных хитов нынешней Фотобиеннале - выставка "Братья Люмьер: ранний цвет (автохромы)", которую лионский Институт Люмьер и Московский Дом фотографии показывают в Новом Манеже (при поддержке компании "MasterCard"). Название вроде бы предполагает, что ключевое слово тут "автохром". А значит, главное - это демонстрация технологии, придуманной Огюстом и Луи Люмьерами в 1903 году. Не то чтобы до Люмьеров фотографы не могли получить цветного изображения. Могли, но мороки при этом было выше головы. Нужно было снимать объект три раза через цветные фильтры. Объект при этом, ясное дело, должен был окаменеть, если он не был до этого скульптурой, зданием или скалой. Потом три полученных кадра накладывались один на другой при печати... Неудивительно, что много желающих заниматься этим не находилось. Фотографы предпочитали нанимать художника, чтобы он обычные ч/б снимки раскрашивал акварелью иль карандашиком ретушировал. Про любителей и речи не шло. Люмьеры придумали все три фильтра поместить на стеклянной фотопластинке. В качестве основы использовали обычный крахмал - три его слоя красили последовательно в оранжевый, зеленый, синий. Дальше лак и фотоэмульсия. В общем, все гениальное просто. Правда, чтобы эту простоту довести до конвейера и, соответственно, до рынка, потребовалось еще четыре года. И в 1907 году благодаря Люмьерам любой "чайник", только что купивший камеру, мог попробовать свои силы в цветной фотографии. Технология эта была популярна аж тридцать лет. Теперь стеклянные пластинки с "автохромами", которые нужно было рассматривать на свет, раритеты из раритетов. Самый большой шок при их рассмотрении испытывают, как ни странно, фотографы. Один из них долго разглядывал позитивы начала ХХ века, выставленные в торце зала Нового Манежа вместе с кино от Люмьер, запечатлевшим танец американки Лои Фуллер. Кстати, наконец-то можно увидеть ее танец "Лилия Нила", которым она свела с ума Париж и кинематографический эффект которого пытался запечатлеть в пяти эстампах Тулуз-Лотрек. Так вот, посмотрев автохромы, фотограф мне посоветовал: "Спроси у внука Люмьера, как они краску восстанавливали. "Мосфильм" отреставрированную версию "Войны и мира" в цвете выпустил. А автохромы эти снимались, еще Бондарчук не родился..." Я честно спросила. Макс Лефранк-Люмьер, внук Луи, очень удивился: "Ничего не делали. На пластинках цвет как был, так и остался. Ну а на современных копиях, которые тоже на выставке представлены, он, наверное, лет через пять выцветет". Но все же, да простят меня профи, главное на выставке не технологии. Главное на выставке - это Люмьеры, прародители кино, и их семейство. Автохромы, с которых и сделаны современные отпечатки, хранились до начала ХХI века в семье потомков Луи. И публике их впервые показали в 2003 году, приурочив показ к столетию "автохромов". Фотографии эти делались для себя. И делались, по большому счету, любителями. Правда, прошедшими очень неплохую школу отца семейства Антуана Люмьера, который с конца 1870-х открыл в Лионе фотостудию. Снимал портреты чиновников, горожан и их семьи. Снимал хорошо, дело процветало. На автохромах, представленных в Новом Манеже, старая добрая школа постановочной фотографии, подражавшей старинной живописи, не мудрствуя лукаво, очень даже ощущается. Впрочем, младшее поколение явно не осталось равнодушным к новейшим живописным веяниям типа импрессионизма и увлечения Востоком. На одном из снимков Сюзанна, старшая дочь Луи, пишет письмо за столиком на лужайке в антураже, которому мог бы позавидовать Уистлер. Тут и японский веер, и восточный кувшин, и чернильница в виде головы китайского бонзы, а уж про шелковую драпировку, совершенно случайно ниспадающую со столика, можно не упоминать. Красота, да и только. Всего как бы слишком. Но зато ни следа нынешнего гламура, приучившего красавиц с вызовом пялиться в объектив. Персонажи семейных снимков редко смотрят прямо на нас. Еще реже улыбаются. Четверо малышей на пляже в Ля Сиото, снятые вместе с мамами в 1913 году, вообще хмуро смотрят исподлобья. Устали, да и привыкли к вечному фотомониторингу. Но именно поэтому постановочная эта сценка выглядит шедевром. Так же, как, например, и фото Анри, чинящего велосипед. Продуманность композиции, плотность кадра безупречны. Но опять-таки обаяние этой выставки не в шедеврах, которых не так уж мало. Особенно для семейного архива. Пожалуй, секрет ее притягательности в другом. Как ни странно, именно в наивности, простодушии съемок, которые не рассматриваются как мировые достижения. Они - для себя. Так же, как, по большому счету, и изобретения братьев. Да, они думали о коммерции. Но главным, похоже, было удовольствие от этого чуда - придумать то, чего до тебя не было. Движущееся изображение на большом экране. Цветную фотографию. Или даже громкоговоритель - им тоже мы обязаны Люмьерам. На их снимках возникает гармоничный счастливый мир людей, которые делают то, что они любят. Изобретают, снимают фильмы и фотографии, обожают детей, жен, внуков... По меркам ХХ века с его непременной специализацией, они были почти любителями, детьми иного столетия с его верой в прогресс и познаваемость мира. Осколок этого гармоничного мира, земного Эдема, можно увидеть сейчас в Новом Манеже. Последние фотографии семейного архива Луи Люмьера приходятся на 1913 год. Надо ли объяснять, почему уже год спустя они стали невозможны? Также в рубрике:
|