Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17-18 (7631) 15 мая - 21 мая 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрИсповедь на авансцене"Опасный поворот". Театр имени Вл.Маяковского Марина ГАЕВСКАЯ Фото Михаила ГУТЕРМАНА Слова о нелюбви к разговорным пьесам, звучащие в самом начале спектакля, воспринимаются как некая ироническая провокация. Поскольку пьеса Джона Бойнтона Пристли "Опасный поворот", выбранная для постановки Театром имени Вл.Маяковского (режиссер Сергей Арцибашев), и сама принадлежит к разряду именно таких произведений. Внешнее действие в ней практически отсутствует, а монологи превалируют над диалогами. И по жанру - это откровенная радиопьеса, близкая к той, что слушают герои в начале и в конце действия. Переносить подобный материал на сцену весьма непросто, чем, вероятно, и объясняется нечастое обращение театров к этой достаточно занимательной истории. В памяти остался, скорее, телевизионный фильм Владимира Басова, построенный по преимуществу на крупных планах. Тот же прием, более присущий экрану, нежели сценическим подмосткам, используется и в новом спектакле. Все мизансцены предельно статичны: большую часть текста актеры произносят на авансцене, стоя лицом в зал. Подобное укрупнение характеров требует от исполнителей максимального внутреннего наполнения и эмоционального напряжения, что удается еще не всегда. Между тем само режиссерское решение выглядит вполне оправданным и отвечающим главной теме спектакля. Ведь искреннее человеческое общение и впрямь оказывается самым трудным испытанием для героев. Кажется, что им гораздо легче исповедоваться перед толпой, чем смотреть в глаза друг другу. Выходя на самый край сцены, персонажи спектакля оказываются словно на лобном месте, где им волей-неволей приходится сбрасывать маски респектабельности и благополучия. Звучащая по радио пьеса под названием "Спящая собака" словно заранее предупреждает героев спектакля о том, что ворошить правду опасно. Происходящее далее - лишь версия того, что может случиться, если к предупреждению не прислушаться. Тогда в уютной гостиной с зеркальными стенами, изящными каминами и аккуратно расставленными предметами семейного быта что-то начинает неуловимо разрушаться. Хотя на первый взгляд почти ничего не происходит. Только глубокие кресла, до того расставленные скрупулезно симметрично, приводятся в хаотическое движение людьми, потерявшими контроль над собой. И вдруг оказывается, что в обществе внешне безупречных дам и господ, одетых в элегантные вечерние платья и строгие черные смокинги (сценография и костюмы Владимира Арефьева), все далеко не так уж благопристойно. Стоит только потянуть за ниточку, и раскрутится такой клубок запутанных взаимоотношений, что не поздоровится абсолютно всем. Ведь каждый из персонажей живет двойной жизнью, скрывая главное и обманывая самых близких людей. Действие разворачивается строго в рамках указанного жанра "любовного детектива". Зрителей стараются держать в напряжении беспроигрышными приемами. Среди них и загадочно тревожные музыкальные акценты, и резкий поворот криминальной интриги, случившийся перед самым антрактом. Но все же в центре внимания закономерно остается психологическая канва повествования, основанная на постепенном саморазоблачении участников истории. У каждого из героев наступает свой момент истины, а каждый актер получает право на сольный монолог, вскрывающий потаенную сущность его персонажа. Невозмутимо сдержанный Роберт (Анатолий Лобоцкий) выглядит вяло-спокойным и холодно-равнодушным до тех пор, пока дело не доходит до развенчания его идеала. Ведь он никогда не брал в расчет то, что внешне наивная, непосредственная Бетти (Мария Костина), бросившаяся в объятия первого, кто разглядел в ней женщину, - живой, реальный человек. И когда она с ожесточением и болью вдруг начинает защищать свое право на женское счастье, то ее откровение становится для Роберта страшным ударом, разрушающим все его представления о жизни в целом. Только убедившись в иллюзорности сотворенного им кумира, он осознает наконец и то, что разом потерял все: жену, брата, друга... Утрата веры в будущее и финальный трагический срыв становятся расплатой за слишком долгое безразличие к жизни близких людей. Между тем рядом уже давно страдает запутавшаяся, измученная Фреда (Олеся Судзиловская), которая, устав от бесконечной лжи, отчаянно кается и просит прощения за свой невольный обман. Ведь она тоже сотворила себе ложного кумира, так и не сумев вырваться из-под влияния беспутного брата Роберта - Мартина, вокруг загадочной смерти которого и раскручивается вся интрига. Патологически предан ему и нервозный, слезливо-истеричный муж Бетти - Гордон (Сергей Загребнев), набрасывающийся на любовницу своего божества, как ревнивая соперница. Все герои спектакля любят и страдают, но все "влюблены не в того, в кого надо". Вызывающе дерзкий и иронично язвительный Стэнтон (Даниил Спиваковский), без колебаний подставивший делового партнера, вдруг становится страстным и трогательно нежным рядом с растерянной, подавленной Олуен (Наталья Коренная), оказавшейся невольной преступницей и случайной жертвой чужой семейной драмы. Стэнтон, пожалуй, единственный из всех, кто изначально трезво оценивает ситуацию и понимает, что собравшимся и впрямь лучше "не будить спящую собаку". В финале же все действительно будут молчать, сделав все для того, чтобы момент истины для них так и не наступил. Также в рубрике:
|