Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7632) 22.05.08 - 28.05.08 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Cквозь магический кристалл

"Замок". Театр на Таганке

Марина ГАЕВСКАЯ
Фото ИТАР-ТАСС


Над зрительным залом медленно перемещается странный предмет с идеально ровными острыми углами и вращающимися внутри светящимися лампочками. Глядя сквозь этот "магический кристалл" на окружающую реальность, люди словно пытаются увидеть нечто такое, что позволит им приблизиться к разгадке высшего смысла бытия. Эта материализованная метафора постоянно приковывает к себе взгляды всех, находящихся как по ту, так и по эту сторону рампы. Пространство сцены и зала в спектакле "Замок", поставленном по роману Франца Кафки, неразделимо, как это обычно бывает в Театре на Таганке (постановка и сценография Юрия Любимова). Металлические вертушки, которые можно увидеть на любой проходной, здесь кружатся в пустом пространстве, но при этом преграждают дорогу всякому, кто пытается выйти за рамки дозволенного и привычного. Расположенные у концов крестообразно сложенных на полу белых дорожек, они словно символизируют те нелепые, но порой непреодолимые препятствия, которые сопровождают "крестный путь" каждого, кто пытается найти свое место в часто враждебном и непонимающем мире. Ведь человек, стремящийся к чему-то высшему, неизменно наталкивается на абсурд усредненной обыденности, всеми силами старающейся превратить его существование в вечный путь из ниоткуда в никуда.

В творчестве Кафки чаще всего ищут нечто предельно зловещее и мистическое. В спектакле Театра на Таганке мрачная атмосфера специально не нагнетается. И человек, выступающий от имени Автора (Виктор Семенов), воспринимается скорее как умный собеседник, который приглашает зрителей к философскому разговору о том вечном и одновременно сегодняшнем, что заложено в романе-притче, имеющем множество смыслов и допускающем любое количество самых разных трактовок. Так и в самой постановке переплетаются знакомые темы и их неожиданные толкования, в свою очередь оставляющие простор для зрительской фантазии. А зловещий абсурд вырастает скорее из гнетущего однообразия, которому подчинено существование персонажей спектакля. Движения людей, населяющих сумрачно-бесцветное пространство, механически заучены, а их интонации одинаково монотонны. Кажется, что главная цель этих безликих существ - не выделяться, не стремиться туда, куда не положено, и не говорить того, что не принято в одной отдельно взятой Деревне. Герои, словно зомбированные вечным страхом перед неким таинственно-недосягаемым и одновременно вполне реальным Кламмом (Стас Лучников), принимают всеобщую усредненность и заданность своей жизни как единственно возможный способ существования. Те же, кто не приемлет его, становятся изгоями, как семейство Варнавы (Константин Любимов), вызывающее всеобщее настороженное неприятие. И даже грубовато-резкая, властная и волевая Хозяйка гостиницы (Любовь Селютина), зачарованная властью Кламма, смиряется и сохраняет верность придуманному божеству. Создав себе ложного кумира, люди подчиняют жизнь служению ему, не осознавая, что нелепая цель превращает их существование в абсурд.

С этим абсурдом и сталкивается Землемер (Владимир Черняев), неизвестно откуда приехавший на службу в Замок, но не допущенный туда как человек посторонний. Вынужденный остановиться в Деревне, он и здесь оказывается чужаком, поскольку обладает той внутренней свободой, которая настораживает и раздражает. Недовольство вызывает и то, что едва появившийся человек уже хочет знать больше других и стремится проникнуть в те сферы, которые для остальных закрыты. Единственная же его "вина" в непохожести на других. Хотя невозмутимо спокойный Землемер с завидным упорством старается вписаться в новую, явно непривычную для него реальность. Он то вступает в личные отношения с Фридой (Александра Басова) - бывшей любовницей Кламма, пожертвовавшей ради нового возлюбленного своим стабильным положением, то, оставив ее, сближается с гонимым, отвергнутым всеми семейством. Истинное же положение Землемера определяется весьма туманной формулировкой: "Никто вас здесь не задерживает, но это не означает, что вас отсюда выгонят".

Вновь прибывшему как будто предоставлена свобода, но при этом он лишен выбора. Землемер хочет заниматься своим делом, а ему предлагают место школьного сторожа. Отказ и нежелание унижаться воспринимаются как вызов. Все тут же фиксируется в протоколах, и только через них лежит единственный путь к Кламму, встреча с которым становится главной задачей и для Землемера. Ведь Кламм - служащий Замка, который может открыть чужаку путь к заветной цели. Ради этого Землемер легко отказывается от Фриды и мирится с присутствием двух одинаковых помощников, следящих за всеми его действиями. Но даже согласившись на должность сторожа, он добивается не многого: его не могут прогнать, но эта неуязвимость не имеет никакого отношения к настоящей свободе и не приближает Землемера к его цели. Бесконечные, упорные попытки прорваться к Замку натыкаются на неумолимые, нелепые предписания, превращающие его жизнь в абсурд. Но, по-прежнему глядя на мир сквозь магический кристалл, он не уезжает и не отказывается от этого пути из ниоткуда в никуда. Ведь его неудержимо манят очертания вполне конкретного и одновременно словно растворенного в туманной дымке Замка, вырисовывающегося на заднике. Землемер продолжает искать новые дороги, поскольку его призвание вопреки всему оказывается сильнее абсурда реальности.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;