Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22-23 (7636) 19 июня-25 июня 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяМелодии из морской раковины и отдых на травеВ Архангельском прошел V Международный джазовый фестиваль МУЗЫКАИрина СЕВЕРИНА Фото Владимира КОРОБИЦЫНА
Пятый международный open-air фестиваль "Усадьба. Джаз" прошел в подмосковном Архангельском. Как всегда, погода благоприятствовала организаторам: за все три дня только однажды посетителям пришлось воспользоваться зонтиками, и то минут на пятнадцать - дождь оказался несерьезным. Одновременно работали пять площадок в режиме нон-стоп - "Аристократ", "Партер", "Каприз", "Лаунж" и "LiveJournal", так что услышать всю программу физически было просто невозможно, приходилось выбирать. В честь полуюбилея было решено провести конкурс молодых исполнителей, и открылся фестиваль выступлением финалистов этого конкурса на площадке "Аристократ". Жюри под председательством Анатолия Кролла определило финалистов в пяти категориях (всего было подано 560 заявок). Это два московских трио - Алексея Иванникова (категория "мейнстрим") и Алима Настаева ("фанк"), Павел Аракелян и его "The Outsiders" из Минска ("авангард"), московская группа "Rekevin" ("эйсид-джаз") и ереванская "Katuner" ("этно-джаз"). Также по результатам интернет-голосования в число финалистов вошла группа из Санкт-Петербурга "Amy Pieterse" ("фанк").
Однако организаторы в лице агентства "Арт-Мания", внимательно отслушав записи, посчитали необходимым внести коррективы в этот список. В результате призы распределились следующим образом: Гран-при в 5000 долларов разделили "The Outsiders" Павла Аракеляна и Трио Алексея Иванникова, последний коллектив также получил возможность записать компакт-диск. Звание лауреата и выступление на одном из ближайших фестивалей "АртМании" (вероятнее всего, это будет осенний "Сити-джаз") достались ансамблю москвички Натальи Блиновой, звание лауреата и выступление в рамках основной программы нынешнего Фестиваля "Усадьба. Джаз" - другому московскому ансамблю, "Groove Band" Гульнары Аскаровой. А группа "Katuner" выступит в Архангельском в следующем, 2009-м, году. Поездку в Париж и возможность посетить джазовые клубы французской столицы получил очень оригинальный дуэт из Воронежа "Happy 55", и, наконец, у группы "Amy Pieterse" - приз зрительских симпатий. Мало какой фестиваль может похвастаться таким количеством призов... Если же говорить о чисто музыкальных впечатлениях, то нельзя не согласиться с организаторами: воронежский дуэт действительно стоящий. И вполне мог бы претендовать на Гран-при. По стилю - немыслимая смесь джаза, авангарда и минимализма, состав группы - тоже минимальный: пианист и барабанщик. Хотя в их творческом манифесте, озвученном со сцены, содержится такой пассаж: "Вся музыка вымышленная, совпадение с окружающими жанрами и стилями случайно". Из сета армянской группы "Katuner" запомнилась урбанистическая пьеса "Новый Ереван". А вот ансамбль Натальи Блиновой под эпатирующим названием "Прет" заслужил внимание устроителей конкурса в основном натуралистической имитацией детского плача в исполнении самой Блиновой. По окончании финала конкурса состоялось эксклюзивное выступление Трио Чарли Хантера - одного из самых известных джазовых гитаристов Америки. Он играл на уникальном инструменте, который представляет собой семиструнный гибрид гитары и бас-гитары. В основном группа исполняла композиции своего лидера - это ритмически размеренный и скорее оглушительный, чем темпераментный фанк. Вообще надо сказать, что экстравагантность Хантера скорее проявляется на уровне инструментария, чем на уровне музыки, которая редко выходила за рамки слегка модернизированного фанка. Программа показалась бы даже монотонной, если бы не две медленные лирические композиции, где клавишник Эрик Дойч особенно увлекался колокольчиковыми тембрами синтезатора. А на бис музыканты исполнили известный стандарт - "The Sunny Side of the Street" Сонни Роллинза. Тут на сцену вышел один из конкурсантов - клавишник группы "Katuner" Вааги Айрапетян, и подыграл американцам, устроив некое подобие джема. В завершение вечера барабанщик эффектно бросил свои палочки в публику, и двое удачливых слушателей унесли их с собой.
В программе двух других дней было заявлено более 60 коллективов, всех невозможно даже упомянуть. Как всегда, главные события разворачивались на площадке "Аристократ". Хедлайнером можно считать Юсефа Латифа - американского этно-джазового мультиинструменталиста, который играл в альянсе с французским квинтетом братьев Бельмондо ("Belmondo Quintet"). Юсефу Латифу 87 лет, и в этом возрасте он сохраняет отличную исполнительскую форму, ведет творчески активную жизнь. Мне удалось немного побеседовать с Латифом перед выступлением, и он рассказал, что неделю назад закончил свою Вторую симфонию (первая часть называется "Рождение", вторая - "Жизнь", третья - "Смерть", четвертая - "Воскресение"). Теперь он надеется найти оркестр (это может быть и московский коллектив), который исполнил бы его масштабное сочинение. Юсеф Латиф - утонченный и абсолютно серьезный музыкант-философ, у него вид восточного мудреца, а в его музыке угадывается нечто магически-мистическое. Играл он на тенор-саксофоне, флейте, гобое и этнических духовых разных мастей и калибров. А иногда еще и пел. Впрочем, "Belmondo Quintet" не уступал ему в экзотике - трубач и флюгельгорнист Стефан Бельмондо периодически выдувал мелодию из морской раковины. Среди прозвучавших авторских композиций Латифа - "Morning", "I Call", "Big Fall" (последняя - в аранжировке Лионеля Бельмондо). В проекте "Jazz Passion" приняли участие саксофонист Игорь Бутман и его брат, барабанщик Олег, пианистка Наталья Смирнова, бас-гитарист Антон Давидянц и американский вокалист Тай Стивенс. Композиции сочинялись Олегом Бутманом в соавторстве с Натальей Смирновой, в их числе - "Night Steps", "At the Edge", "Passion". Музыканты показали острый, невероятно энергетичный, "высоковольтный" хард-боп, чему контрастировал мягкий пластичный голос Стивенса. Вообще в этом году было много высококлассных барабанщиков. Это прежде всего Билли Кобэм, который выступал с "Джаз-бас-театром" Алекса Ростоцкого. У Билли много разнонастроенных барабанов, на которых он играет четырьмя колотушками, как на маримбе. А его соло в середине сета, когда он остался один в центре сцены, было просто феерическим! Нельзя не упомянуть и Элвина Эткинсона: у него необыкновенно звонкие барабаны, и, что поразительно, он воспринимает их как звуковысотные инструменты. Дважды он умудрился сыграть мелодию на том-томе, регулируя натяжение пластика локтем и ударяя одной палочкой, как сказали бы профессиональные барабанщики, "с отскоком". Алексей Козлов со своим "Арсеналом" отмечал 35-летие ансамбля исполнением композиций разных лет на площадке "Аристократ". Аркадий Шилклопер играл в проекте "African Sketchbook" (Россия - Германия) на площадке "Партер". Это world music без особых претензий на глубину и креативность, музыка, предназначенная для развлечения отдыхающих на траве. Подобное для Шилклопера в общем-то не характерно, и тем не менее сочетание его трехметрового альпийского рога и этнических африканских барабанов местами слушалось интересно. Качественную легкую музыку исполняла и итальянская группа "Nicola Conte Jazz Combo" на площадке "Лаунж", где можно было не только лежать на траве, но и курить кальян. Также в рубрике:
|