Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7641) 24 июля-30июля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Лицом к классике

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Кадр из фильма "Ночь"

Словно сговорившись, сразу несколько телеканалов, что называется, повернулись лицом к киноклассике: такого количества шедевров нам, пожалуй, еще не предлагали. Но центральное событие недели - безусловно, мини-ретроспектива Микеланджело Антониони, приуроченная к первой годовщине со дня смерти выдающегося итальянского режиссера. Открывает ее психологическая драма "Подруги" ("Культура", 30 июля, 23.55. Италия, 1955. В ролях: Лео Росси, Элеонора Росси, Габриэле Ферцетти). Он не столь знаменит, как последовавшая следом трилогия "Приключение" (1960), "Ночь" (1961) и "Затмение" (1962), но и в этом фильме о женской дружбе - поэтичном и глубоком, где еще заметно влияние итальянского неореализма, уже чувствуется рука большого мастера. Фильм был отмечен "Серебряным Львом" Венецианского фестиваля. Это единственная экранизация Антониони - фильм снят по рассказу Чезаре Павезе, и в нем режиссер вплотную подошел к теме, которая впоследствии станет центральной в его творчестве, - теме непреодолимого одиночества человека, преследующего его даже в толпе. В этой ленте много персонажей, что нехарактерно для Антониони, нехарактерны для него и несколько запутанные сюжетные линии. Все началось с того, что в Турин из Рима для открытия нового ателье мод приезжает Клелия. В первую же ночь ее соседка по гостиничному номеру Розетта пытается покончить жизнь самоубийством. Подруга Розетты Мамина берется за расследование и втягивает в него Клелию. Так сошлись пути трех будущих подруг...

"Приключение", к сожалению, нам не покажут, зато покажут следующий шедевр Антониони: отмеченную премией МКФ в Западном Берлине за режиссуру "Ночь" ("Культура", 31 июля, 23.55. Италия - Франция, 1960), в которой повторяются грустные темы и стилистические приемы "Приключения". Это тончайшая психологическая драма об одиночестве - 24 часа из жизни супругов, отношения между которыми зашли в тупик. Муж (Марчелло Мастроянни), безвольный писатель Джованни, не знающий, чего он хочет; жена Лидия (Жанна Моро) - светская дама, понимающая пустоту своего существования, но не знающая, что ей делать с собой и надо ли ей что-либо делать. Действие происходит на фоне светского приема, длящегося всю ночь, и мы становимся свидетелями окончательного затухания некогда страстной любви Джованни и Лидии. Сюжета как такового нет - есть последовательность мало связанных между собой сцен. Для фильма очень важны короткая встреча Джованни с нимфоманкой во время посещения в больнице умирающего друга (Бернхард Уикки) и долгое общение встретившихся на вечеринке Джованни и дочери богатого промышленника (Моника Витти).

"Красная пустыня" ("Культура", 1 августа, вечер. Италия - Франция, 1964) - первый цветной фильм Антониони, завершающий своеобразную "тетралогию некоммуникабельности" с Моникой Витти в главных ролях. Достоинства этого шедевра были отмечены на Венецианском фестивале "Золотым Львом" и премией ФИПРЕССИ. Картина пронизана ощущением света, пронзающего серый, мрачный и пустынный индустриальный мир. Антониони не раз заявлял, что работал с цветом как художник, а не как фотограф, слепо копирующий цвета. Съемочная группа то и дело перекрашивала траву и деревья, придавая им более болезненный, блеклый вид. Цвета свидетельствуют и об эмоциях: влюбленность и душевная гармония оказываются нежно-розовыми, всплески радости - почти красными на общем бледном серо-голубом фоне. Джулиану, героиню Моники Витти, пережившую автокатастрофу, не могут понять ни муж, ни маленький сын Валерио. Она страдает от опустошающего брака, но и в мимолетном романе с Коррадо (Ричард Харрис) не находит искомого покоя. Молодая женщина испытывает ощущение неустойчивости, зыбкости того, что скрыто как в ее душе, так и в окружающей ее, почти безжизненной действительности. Красная пустыня - это метафора человеческой жизни, где все сместилось и стало текучим, будто песок...

В это трудно поверить, но "Психо" ("Первый канал", 3 августа, 1.40. США, 1960. Режиссер Альфред Хичкок) - одна из самых нашумевших и "цитируемых" лент, общепризнанный шедевр - задумывался как фильм-эксперимент и был снят за смешные для кино такого класса 800 тысяч долларов, принеся в конечном итоге 15 миллионов чистой прибыли. Это история о том, как в пустующий мотель приехала молодая девушка (Джэнет Ли), укравшая большую сумму денег у своего шефа. Владелец мотеля Норман (Энтони Перкинс), психопат с раздвоенным сознанием, убил ее. Поиски беглянки, предпринятые сначала частным детективом, а потом и ее родной сестрой (Вера Майлз) приводят к череде жутких событий... Великому Хичкоку просто захотелось проверить, сможет ли он сделать фильм в финансовых пределах телевизионного формата. С этой целью была приглашена телевизионная команда, умеющая работать быстро. Вы, однако, не найдете в картине абсолютно ничего "телевизионного" - она очаровывает своим совершенством. Она виртуозно снята в изысканной черно-белой стилистике (оператор Джон Л.Рассел), безупречно играют все актеры, но в первую очередь это режиссерское кино. "Мне, в сущности, безразлична тема, - писал Хичкок, - неважна актерская игра, но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. В "Психо" людей потрясли не сюжет, не великое актерское искусство и не любовь к бестселлеру - роману Роберта Блоха, по которому поставлен фильм. Это сделало "чистое" кино".

"Оскаров" в номинациях "Лучшая актриса", "Лучшая актриса второго плана", "Лучшая операторская работа", "Лучшая работа художника", "Лучший дизайн костюмов" и пяти номинаций на "Оскара" была удостоена психологическая драма Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вулф?" ("Россия", 29 июля, 2.10. США, 1966) - киноверсия бродвейского хита Эдварда Олби. Джордж (Ричард Бертон) - подавленный жизнью профессор истории, неудачник, женат на Марте (Элизабет Тейлор) - распутнице и алкоголичке. Ее отец - ректор колледжа, где преподает Джордж. После двадцати лет брака их отношения иной раз доходят до безграничной ненависти. Марта любит сравнивать своего слабого, не оправдавшего надежд супруга с сильным отцом, так как знает, что это бесит его. Они придумали себе сына и говорят о нем, как если бы он существовал на самом деле. На одной из факультетских вечеринок они знакомятся с молодой парой, преподавателем биологии Ником (Джордж Сигал) и его женой Хани (Сэнди Денис). Ник считает себя сердцеедом, а Хани - хитрющая, истеричная стерва с кротким видом. Марта и Джордж приглашают новых знакомых зайти в гости и выпить по рюмочке...

Не менее титулован шедевр Майкла Кертица "Касабланка" ("Россия", 30 июля, 2.10. США, 1943) - лауреат "Оскаров" за фильм, режиссуру и сценарий плюс пять номинаций на "Оскара". По сюжету американец Рик Блэйн (Хамфри Богарт), давно обосновавшийся в Касабланке, где владеет процветающим клубом, узнает, что Ильза (Ингрид Бергман), его старая любовь, бросившая его несколько лет назад в Париже при странных обстоятельствах, тайно приехала сюда со своим мужем Виктором Лазло (Пол Хенрид), одним из лидеров французского Сопротивления. По их следу идут нацисты, Виктору грозит неминуемая гибель, и Ильза умоляет Рика отдать принадлежащие ему бесценные документы, которые позволят мужу бежать из Касабланки... Картина во многих отношениях совершенна. Помимо исполнителей главных ролей, очень хороши и остальные актеры. Однако авторитетные критики считают, что своим культовым величием она прежде всего обязана чувству незавершенности, которое охватывает зрителей после просмотра.

Хамфри Богарт солирует и в "Высокой Сьерре" ("Домашний", 30 июля, 23.30. США, 1941). Именно с этой лентой к нему пришел настоящий успех, который открыл до той поры не очень популярному, хотя и много снимавшемуся актеру дорогу к "Мальтийскому соколу", затем и к "Касабланке". Он впервые сыграл роль вызывающего симпатию главного героя. Отсидевший срок и вышедший на свободу Рой Эрли в его исполнении по первому впечатлению крутой гангстер, имеющий вес в криминальных кругах и способный на все ради достижения своих преступных целей. Старые дружки уговаривают его участвовать в крупном ограблении, которое позволит ему в дальнейшем жить безбедно. Мы наблюдаем, как идет подготовка к операции, и вскоре узнаем, что у этого парня при всей его крутизне, оказывается, доброе сердце, что он способен на благородные поступки и что бандитская жизнь ему осточертела. Мы видим звериную тоску в его глазах и грусть, чувствуем, что нет ему места на этом свете, что трагический финал неизбежен, и... начинаем ему сопереживать...

Гениальный режиссер Стэнли Кубрик ("Тропы славы", 1957; "Спартак", 1960; "Доктор Стрейнджлав", 1964; "2001: Космическая одиссея", 1968; "Заводной апельсин", 1971; "С широко закрытыми глазами", 1999) снимал редко, но каждый его фильм вошел в историю кино как безоговорочный шедевр. Не стал исключением и "Барри Линдон" ("Россия", 31 июля, 0.10. Великобритания, 1975), хотя современники его явно недооценили. Он претендовал на "Оскара" в семи номинациях, в том числе в таких престижных, как фильм, режиссура и сценарий, однако победил лишь в четырех второплановых (операторская работа, художественное оформление и декорации, дизайн костюмов и музыка). В его основу лег вышедший в свет в 1844 году плутовской роман Уильяма Теккерея "Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим". Действие происходит в XVIII веке. Повествование ведется от лица меланхолично-ироничного Майкла Хордерна, который знакомит нас с эпизодами из жизни простого ирландского парня Редмонда Барри (Райан О'Нил) - никогда не унывающего, смелого и легкомысленного, умного и недалекого, везунчика фортуны и несчастного человека. Будучи еще совсем молодым, он убил на дуэли офицера английской армии, и потому ему пришлось скитаться многие годы. Оставшись безо всего после встречи с грабителями, он вступает в британскую армию и отправляется на Семилетнюю войну. Затем дезертирует и... оказывается в прусской армии. Как шпион ведет жизнь игрока при европейских дворах, женится на титулованной красавице-вдове леди Линдон (Патрик Маги)... Но это не просто череда захватывающих приключений, экстравагантных поступков - это трагичная история человека, только к концу жизни осознавшего, насколько бессмысленно он жил.

Великую Бетт Дэвис мы увидим в драме великого Уильяма Уайлера "Письмо" ("Домашний", 1 августа, 13.00. США, 1940), поставленной по роману Сомерсета Моэма. Картина не столь знаменита, как снятые тем же Уайлером тремя годами ранее "Иезавель" и годом позже "Лисички", однако и здесь дарование актрисы вполне достойно проявилось. Она играет Лесли Кросби, жену Роберта Кросби (Херберт Маршалл). Однажды, когда муж находился в отъезде по делам, к ним приехал с визитом Дэвид Ньюэлл, и Лесли его застрелила. Полиции она заявила, что Дэвид, старый друг семьи, напал на нее, и что она стреляла в порядке самообороны. Роберт Кросби, преданный и любящий муж, верит каждому ее слову и просит Хауарда Джойса (Джеймс Стивенсон), уважаемого юриста, защищать его жену на суде...

Также в рубрике:

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;