Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7645) 21 августа-27августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Лючия на грани ломки

В "Санктъ-Петербургъ Опере" вновь обратились к Доницетти

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото Юрия АЛИМОВА
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

"Санктъ-Петербургъ Опера" завершила сезон премьерой спектакля "Лючия ди Ламмермур" по опере столь любимого здесь Гаэтано Доницетти. Не найдется в стране театра, в афише которого числилось бы столько произведений этого итальянского мастера бельканто. Но то были в основном его комические опусы. "Лючия" же способна продолжить еще один список - спектаклей, посвященных (как выразился в одном из буклетов Юрий Александров, художественный руководитель и постановщик всего, что идет на сцене особняка барона Дервиза) судьбе женщины. И тогда судьба Лючии по-своему рифмуется с судьбами таких героинь, как Татьяна Ларина, Чио-Чио-cан, Виолетта Валери (спектакли по операм Чайковского, Пуччини, Верди с неизменным успехом идут на сцене театра). Особенно близки две последние героини, хотя бы потому, что живут в веке XX и даже уже в XXI. Они прочитаны как наши современницы, и мы - свидетели подобных женских историй. Лючия - одна из многих. С одной стороны, из многих тех, кто идет сегодня от благополучных, богатых семей на улицу, в наркоманию, в сообщество пресыщенных молодых людей, утративших смысл существования.

С другой, по части воплощения классического сюжета с точки зрения театра, она тоже одна из многих, правда, уже не просто Лючия, а "Лючия ди Ламмермур", так сказать, в целом как произведение теперь уже сценического искусства. Уже все знакомо, все не образ, а знак - всклокоченные, накрашенные, как готы, молодчики и девицы в черных сексапильных одеждах, всякого рода охранники сильных мира сего в черных куртках, лощеные безнесмены в отменных костюмах (жених в белом). Какой-то выдуманный театром и бесконечными сериалами про криминальные разборки подпольный мир: абсолютно стереотипный, тиражированный, а по сути, чужой и далекий тем, кто приходит в оперный зал. Похоже, он далек и тем, кто его воспроизводит, - от режиссера и художника (Вячеслав Окунев) до исполнителей. Что они про это доподлинно знают? Что им за дело до всей этой показной и утрированной чернухи? Неужели действительно волнует? Глядя на сцену, хочется повторить возглас Станиславского: "Не верю!" Потому что все всерьез, хотя есть цитаты из "Криминального чтива" Тарантино, где все это уже осмеяно, и вывернуто наизнанку, спародировано и введено в ранг другого жанра - трагифарса. А здесь, в этой "Лючии", намеки есть (танцуют, разведя два пальца, как Ума Турман с Траволтой, например), а рефлексии - саморефлексии нет. История у Доницетти трагическая, у Александрова вроде бы дважды трагическая, сгущенная до черноты, а все кажется искусственным и лживым. Не верю. Может, потому что трагедия ушла в третий жанр - в триллер. Ну колется эта Лючия (зверски так, с размаху), ну дергается в корчах, ну живет на грани ломки от дозы к дозе. Так ведь это же итог, результат, заданность. Где же взять процесс, развертывание чувств, который и составляет смысл искусства? А тут, раз наркоманка - все ясно, просто и примитивно. Ибо все душевные метания - от недо- или передозировки. Неинтересно.

С. Мунтян - Артур, Ю. Птицына - Лючия, и С. Калимов - Генрих В сцене из спектакля

И еще. Этой истории для того, чтобы она была правдивой с точки зрения жизни, не хватает собственно жизненных, не стереотипных примет. А чтобы она была правдивой с точки зрения художественной, не хватает театральности, то есть более высокой меры условности. Она появляется по-настоящему только во втором акте, и то дискретно. Вот спускается по лестнице вниз, как эстрадная дива, Лючия-невеста. А на ней в разрезе свадебного платья рваные черные чулки в сеточку и черные ботинки-бутсы на толстых подметках-тракторах, и грим - черная обводка глаз и губ на набеленном лице. Здесь, в отличие от первого акта, лицо срабатывает как маска, как прием, как намерение искусства, и выход этот превращается из шоу в выход трагической актрисы, он вдруг, по-иному значим. Или финал: двое влюбленных в мертвенном танце под белым тюлем - не ново, но театрально, здесь образ, обобщение, лирическая нота, уход от реальности в небытие. Решений такого качества не хватает спектаклю, или так: внятно прочерченного хода от быта и чернухи к обобщению не хватает. А если это все - театр, так в чем же сверхсюжет, движение, изменение? Словом, спектакль порождает вопросы. Музыкальная его сторона - оркестровая прежде всего - вопросов не рождает: она просто никуда не годится. Оркестр звучит расхлябанно и не вместе (по группам), про качество звука нечего и говорить.

А артисты работают хорошо. Как всегда у Александрова. И Юлия Птицына (Лючия) отдает всю себя и взывает к сочувствию своей героине, и Сергей Алещенко (Эдгар) драматически искренен, и Сергей Калинов (Генрих) играет замечательно характерного злодея из новых русских (или итальянских?)... Во всю старается хор - недавнее и молодое по составу приобретение театра (хормейстер Мария Гергель). А общее впечатление от спектакля - повторение пройденного...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;