Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7647) 4 сентября - 10 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСтой и смотриСовременное искусство на автобусных остановках Самары Константин ЗАЦЕПИН
Вторая часть международного проекта "Экология восприятия" вновь, как и десять лет назад, вывела искусство из привычных стен галерей. Выбранные на конкурсной основе двадцать девять работ художников из Москвы, Самары, Штутгарта, Парижа, Кельна и Базеля с июля по декабрь заменили собой рекламу на остановках городского транспорта. Кураторский проект художников Романа и Нели Коржовых, возглавляющих самарское отделение Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, задает немало каверзных вопросов. Способно ли произведение contemporary art оставаться таковым в агрессивной и чуждой для него визуальной среде мегаполиса? Способно ли оно быть адекватно понятым без спасительного "каркаса" критического комментария? Тем более - понятым не узкой публикой, пришедшей на вернисаж в галерею, а усталым обывателем на автобусной остановке? Ведь, что говорить, в нынешней системе искусства работа зависит от контекста, который формируют галереи, ярмарки, музеи. Посмотришь на некое произведение - так, дрянь какая-то. А на выставке тебе объяснят, что это непревзойденный шедевр. Неспроста одна из ключевых работ проекта - это превращенное концептуалистом Юрием Альбертом в картину самокритичное вопрошание: "Неужели вы думаете, что искусство - это то, на что вы сейчас смотрите?". "Экология восприятия" нарочито стирает и тем самым заново прочерчивает границы между рекламой, развлечением и искусством как таковым. Неспроста отобранные арт-объекты становятся частью рекламного носителя - ведь именно такова дополнительная функция остановок, роднящая их с привычными коммерческими стендами и баннерами. Что может прийти в голову скучающему на остановке горожанину, видящему перед собой актуальное искусство? Первая мысль - перед ним очередная реклама. Но это лишь первая мысль, поскольку большая часть работ "Экологии восприятия" как раз и являет собой различные способы рефлексии некой сложившейся образности (будь то рекламный глянец, гламур или музейная "живописность") и игру со стереотипами ее рецепции - "восприятия". Так, работа Анны Броше - разрушение искусственной "красивости" глянца. Гламурная фотография улыбающейся девушки выполнена московской художницей при помощи краски с демонстративной небрежностью. Если обычный глянцевый образ очищен от любых черновых следов своего производства и тем самым отчужден от всего авторского, то здесь эти следы выводятся на первый план в виде смазанных красочных подтеков. Венчающий работу слоган "Искусство спасет мир от красоты", переосмысляя расхожее выражение-штамп, которое приписывают Достоевскому, противопоставляет авторскую рукотворность "технической воспроизводимости" (а это уже термин немецкого философа Вальтера Беньямина). Другой москвич, Константин Аджер, играет на противопоставлении сакрального и профанного, превращая образы глянцевых обложек в осыпавшиеся фрески. В итоге глянцевый образ перевоплощается в руины самого себя, отдаляется от зрителя во времени, обретая тем самым не только монументальность, но и главное - ауру "подлинного", каковой напрочь лишены традиционные рекламные образы. В свою очередь, Мария Андре обыгрывает не только штампы рекламы, но и клише политического PR. На лице девушки, "рекламирующей" в коллаже зубную пасту на недвусмысленном фоне кремлевских башен, явно написано отвращение к производимым ею манипуляциям - в противовес рекламной образности, основанной на удовольствии. Своего рода антирекламу представляет собой фоторабота немцев Сильвии Виклер и Штефана Керпеля, изобразивших самих себя по шею погруженными в необозримую кучу пластиковых отходов мира как тотального супермаркета. Художник "тонет" в этом потоке, но при этом может продуктивно использовать его в качестве материала. Ряд участников "Экологии восприятия" работают с более традиционной живописной образностью. К примеру, немецкая художница Элен Раин совмещает традиционный портрет с "неоновым" граффити, сталкивая музеефицированную живопись и street-art. А Инга и Алексей Аксеновы(е) из Твери в анимационной стилистике обыгрывают стереотипный образ художника, а именно - Ван Гога, с непременным отрезанным ухом в руке. Более социален своеобразный диптих Михаила Лезина "Интолерантность". В сниженной эстетике он пародирует хрестоматийный "Завтрак аристократа" Федотова, подменяя главного героя полуголым персонажем явно криминального вида. Наконец, неприкрыто политическую тональность носит работа, попавшая в проект чуть позже остальных - "NATO, Welcome!", принадлежащая группе "Синие носы". Троица в составе Вячеслава Мизина, Александра Шабурова и Константина Скотникова здесь предстает посреди пшеничного поля, в национальной одежде и со "зверским" выражением лиц, которое лишь дополняют бутафорские развевающиеся бороды. В руках Мизина традиционные хлеб-соль, спутники же его размахивают топорами. "Носы" верны своему амплуа - в комично-профанной форме обыгрывать наиболее расхожие культурные клише, преподнося их как нарочито сниженный и оттого предельно доходчивый образ. В данном случае это образ "русского" как экзотического "Другого", симбиоз агрессии и гостеприимства. Прекрасно осознавая всю очевидную штамповость этого образа (пугающая и загадочная русская душа глазами западного человека), художники с готовностью соглашаются принять эту роль на себя в своей излюбленной игре клишированными идентичностями. С другой стороны, обращенная к Западу (предстающему в образе не менее агрессивного NATO) грозная державно-националистическая риторика играючи раскладывается художниками на ее минимальные составляющие: православная борода, русское поле, топор и хлеб с солью. Тем самым она теряет всю свою грозность и вызывает лишь смех, как и почти все работы "Носов". Итак, при всем богатстве индивидуальных стратегий ее участников, "Экология восприятия", порой ироничная и провокационная, местами нарочито неясная, а где-то на редкость близкая к самарским реалиям, все же выполнила главную свою задачу - вывела актуальное искусство к широкой аудитории. А поскольку с общественным транспортом в Самаре дела всегда обстояли неважно, есть робкая надежда, что энная часть публики, в изобилии набирающейся на городских остановках, все же захочет увидеть в необычных павильонах нечто большее, чем очередную рекламную поделку. И для их восприятия проект окажется как нельзя более "экологичным". Также в рубрике:
|