Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7647) 4 сентября - 10 сентября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесФотограф хорошего настроенияВиктор Ахломов в "Манеже" Виктор АХЛОМОВ
В Центральном выставочном зале "Манеж" открывается выставка Виктора Ахломова "Фотограф хорошего настроения", подготовленная "Московским Домом фотографии". Черно-белое, "газетное" видение мира. Может ли оно быть оптимистичным и лишенным напрочь драматического мировосприятия? Может ли монохромная фотография передать все оттенки хорошего настроения? Стоит только посмотреть десяток фотографий Виктора Ахломова, чтобы понять, что никакой цвет и искусная постановка не заменит внутреннего настроя человека с фотокамерой. Ахломов - признанный мэтр, классик российской фотографии, лауреат множества премий, заслуженный мастер, но между тем тематически сложно классифицируемый и причисляемый к какому-либо течению фотограф. Живой как ртуть. Многоликий и многосторонний, как газета, в которой он проработал всю жизнь. Его очень любят кураторы фотовыставок: какая бы тема ни была задана - всегда смело можно обращаться к Ахломову, в его богатейшем архиве практически есть все. Не является исключением и Московский Дом фотографии. Музей уже делал персональную выставку Ахломова, фотографии которого занимают большое место в коллекции МДФ. В данную ретроспективу вошло около 300 работ, и это лишь капля в море.
Он по-настоящему явился хроникером советской и постсоветской эпохи. Той страны-химеры, утопии, атлантиды, родом из которой большинство людей, приходящих на его выставки. За время работы репортером в "Известиях" Ахломовым сняты километры фотопленки, тысячи разных лиц, среди которых немало известных людей, например, Анна Ахматова, Майя Плисецкая, мать Тереза, Алла Пугачева, Корней Чуковский, Александр Солженицын, Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович, Юрий Никулин, Василий Аксенов, Михаил Плетнев и многие другие. Солярность Ахломова, его "заточенность" на светлый, оптимистичный кадр порой несколько удивляет. На лицах людей, снятых им, практически всегда присутствует улыбка. Сознателен ли Ахломов в поиске витальных, лучезарных типажей, или же он сам умеет сделать так, чтобы самый хмурый человек улыбнулся? Трудно понять. Но нельзя сказать, что это была самоцензура. Просто склад характера у Ахломова позитивный, радужный. Советский период показан как веселый майский праздник, как удивительная, счастливая страна, где все, от доярки до самого высокопоставленного чина, улыбаются. И это не настроение только одной фотосерии, эта солнечная атмосфера сопровождает Ахломова не один десяток лет. Музей "Московкий Дом фотографии" Субъективный объектив В издательстве "Известия" вышел новый фотоальбом Виктора Ахломова "Субъективный объектив", в котором представлены его работы из серии "Автопортрет", а также лучшие снимки, снабженные любимыми стихами - от Гавриила Державина до Евгения Евтушенко. "Возможно, первую попытку создать автопортрет сделал греческий юноша, известный нам под именем Нарцисс. Очевидцы говорят, он часами просиживал у зеркального озера, любуясь своим отражением в воде. Нарцисс не обращал внимания на другие прелести жизни и был наказан за свой эгоизм - боги превратили его в цветок. Вторая, более удачная попытка случилась в тридцать третьем году нашей эры. Сына плотника Иосифа из Назарета по несправедливому приказу римского прокуратора вели на казнь. На Голгофу. Обливаясь потом, Он нес свой крест по Иерусалимской улице. На одном из поворотов жительница Иерусалима святая Вероника бросила Ему полотенце. Он поставил свой крест, промокнул капли пота, и на полотенце отпечатался точный портрет Его лица. Во многих музеях мира сегодня можно увидеть копии и списки с этого автопортрета. Он называется "Спас Нерукотворный".
С тех пор все уважающие себя художники, а последние сто пятьдесят лет и фотографы пытаются вписать себя в историю мировой культуры с помощью автопортрета. Рисуя себя красками на холсте, светом на фотобумаге, высекая из мрамора и гранита, многие достигли поразительных результатов. Да что художники! Один из современных композиторов, Родион Щедрин, нарисовал свой автопортрет, используя палитру симфонического оркестра. В 1984 году он написал произведение, которое так и назвал "Автопортрет". И надо сказать, портрет получился удачным - его любят исполнять многие симфонические оркестры. Кстати, известный дирижер Евгений Колобов однажды высказал такую парадоксальную мысль: Моцарта, Бетховена, Чайковского, по его мнению, нельзя называть композиторами. Они были лишь земными инструментами, гениями, рукой которых водили силы небесные, космические. Композиторами, то есть сочинителями музыки, можно считать Соловьева-Седова, Мишеля Леграна, Оскара Фельцмана, Игоря Крутого. В подтверждение этой мысли Колобова можно вспомнить слова одного воинствующего атеиста прошлого, который сказал про "Лунную сонату" Бетховена: "...нечеловеческая музыка!.." Художники всех времен и народов старались оставить автопортрет среди своего художественного наследия. Поэтому интересно и полезно наблюдать и сравнивать галерею автопортретов, созданных разными мастерами. Всемирно известный француз пишет свой автопортрет, на котором условные глаза на спине, и уши на уровне сердца. Другой великий голландец пишет себя счастливым с любимой женщиной на коленях. А многие рисуют себя на полотнах с предельной композиционной простотой и скучной фотографической точностью. Иногда, правда, с мольбертом в руке, чтобы потомки как минимум знали, что изображен художник, а не фотограф. Большинство творцов хотят, чтобы их запомнили такими, какими они сами представились себе в повседневной жизни. Даже "отец русского авангарда" Малевич автопортреты написал в строгой реалистической манере, а не из квадратов и треугольников, которые прославили его в мире больше, чем все остальное творчество. Что касаемо современных популярных художников, то у меня есть подозрение, что некоторые из них в целях экономии времени, а может быть, лености или каких-то других причин пишут свои автопортреты с цветных фотографий. Поэтому их произведения порой напоминают большие фотографические картины, снятые "мыльницей". Зайдите в две московские галереи этих популярных живописцев, и вы легко в этом убедитесь. Ну а фотографы! Какие автопортреты они хотят оставить истории? Надо сказать, что большинство фотографов об этом даже и не думают - НЕКОГДА! Первую попытку исправить положение сделал известный чешский фотохудожник, публицист и основатель лучшего в мире фотографического ревю середины прошлого века Вацлав Ииру. Он объявил в своем популярном в те годы журнале международный фотоконкурс на тему "Автопортрет". И, надо сказать, откликнулись тогда немногие. Идея через какое-то время завяла. Хотя нам, фотографам, сделать автопортрет, казалось бы, куда проще, чем художникам. Увидел любое зеркало, отразился в луже воды или фаре автомобиля, щелкнул свою длинную тень на белоснежном сугробе или гаревой дорожке стадиона - и вот уже готовый автопортрет! Что касается меня, то я давно уже не пропускаю ни одного случая "щелкнуть" свое отражение в зеркалах комнаты смеха, в витринах магазинов или снять свою тень на фигурной брусчатке площади. У меня накопилось уже около двухсот автопортретов. Конечно, разного качества. Но все они несут аромат своего времени. Так что, если желаете, можете назвать меня фотографическим Нарциссом. Я не обижусь". Также в рубрике:
|