Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7681) 14-20 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ЭРВИН ОЛАФ: Я не люблю реальность

Жанна ВАСИЛЬЕВА


Э.Олаф. "Кафе-мороженое". Из серии "Дождь". 2004 г.

Финалом фестиваля "Мода и стиль в фотографии"- 2009 стала выставка "Последние события" голландца Эрвина ОЛАФА в Манеже. "Московский дом фотографии" привез ее при поддержке Посольства Нидерландов, Фонда Мондриана и компании "Volkswagen".

Слава нашла Олафа в 1999-м, когда он снял рекламную компанию джинсов "Diesel", получившую "Серебряного Льва" на фестивале рекламы в Канне. Пару лет спустя он повторил успех - на этот раз с проектом для "Heineken". Впрочем, еще за десять лет до этого его проект "Шахматные фигуры" (1988) получил первый приз на конкурсе молодых европейских фотографов.

Олафа отличают перфекционизм и чувство юмора. В момент, когда ты первый раз видишь красоток с пирсингом, имплантантами на лбу, клыками на щеках, которые изящно отставляют пылесос, чтобы выпить чашечку кофе, кажется, что перед тобой триллер. Но "Последний крик" вовсе не про вампиров, а про горячие новости из будущего - с переднего края пластической хирургии. Или про то, что не только красота, но, главным образом, стремление к ней - это страшная сила.

Э.Олаф

У Олафа не найти ни трэша, ни трагедии. Хотя одна из последних его серий и называется "Горе" (2007), надо признать, что горе это точно дозировано и эффектно подано. Никаких тебе отвлекающих мотивов или даже намеков, помогающих представить, с чего это застыли соляными столбами со слезами на глазах импозантные красавицы с тщательно уложенными прическами. Больше всего они напоминают скульптуры, в которых внешняя неподвижность контрастирует со стремительностью остановленного движения. Правда, статуарность моделей Олафа сковывает не бег или бросок копья, а бурю эмоций. Только не подумайте, что страсти тут проступают в гримасах, воздетых руках или других барочных спецэффектах. Ни-ни... Мимика персонажей либо не видна, поскольку они стоят к нам спиной, либо предельно сдержанна. Но, собственно, откуда же тогда эмоциям взяться? Остается свет, интерьер, выверенная до миллиметра композиция кадра. Короче, пространство в фотографиях Олафа - род камертона, задающего восприятие. Основной тон - печаль, одиночество, сдержанность.

Но Олаф не был бы Олафом, если бы уныло тянул одну ноту, как погонщик отар где-нибудь в степях. В серии "Мода New York Times" он эффектно обыгрывает нераздельность модели и пространства. Героини в платьях от-кутюр, словно в фантастическом фильме, влипают в разноцветье стен, серый пластик лестницы, извиваясь в попытке вырваться... И выглядят чем-то средним между моделью и ожившим экзотическими цветком. Равно и фотографии Олафа похожи одновременно на скульптурные портреты и тщательно поставленные натюрморты. Благо натюрморт - отличный жанр, позволяющий препарировать натуру. Разумеется, в целях изучения.

- Признаться, серии "Дождь", "Надежда", "Горе", показанные на выставке, одинаково невеселы. Надежда у вас почти неотличима от печали?

- Я не согласен. Они близки, потому что делались для одной книги. Когда я показал издателю серию "Дождь", он ответил, что неплохо бы сделать еще один проект. Я сделал серию "Надежда", в которой использовал стилистику 1950-х. Но мне было сказано, что для книги этого все равно недостаточно. И следующие два года пришлось поработать над проектом "Горе". Я тогда был увлечен живописью и фотографией начала 1960-х. Это время трагедии в Далласе, когда был застрелен Джон Кеннеди. Так что это разные эпохи и разные настроения.

Но кроме путешествия во времени, меня интересовали, конечно, эмоции. В цикле "Надежда" мне хотелось поймать момент, когда эмоция еще не выплеснулась. Между двумя людьми в кадре уже начат диалог. Уже сказаны какие-то важные слова. Вроде: "Я не люблю тебя..." Но ответной эмоциональной реакции нет. И кто знает, может быть, собеседник не захочет услышать эти слова, не поверит, примет за шутку... Остается надежда, что это не разрыв, а только очередная ссора. А в проекте "Горе" эмоции уже выражены. Это слезы в глазах, согбенные плечи...

Наконец, в разных проектах я старался показать разные слои общества. В одном случае - респектабельные господа верхушки среднего класса, в другом - персонажи чуть попроще. А про "Дождь" и говорить нечего: там школьник в уличной кафешке, старушка в парикмахерской, толстяк в школе танцев...

- "Дождь" - символ настроения? Дождя-то в кадре особенно не видно.

- Ну, если вглядываться, то он виден за окном, чувствуется в освещении. В детстве дождь для меня означал испорченный день. Уроки кончились, можно было бы погулять, а приходилось сидеть и смотреть на мокрую стену дома напротив. Дождь - это темное небо и паршивое настроение.

Конечно, все эти серии о грустной стороне жизни. Отчасти вы правы: можно сказать, что все три проекта воспроизводят атмосферу печали, но в разной степени. Позитива там не сыскать.

- Эта серия об Америке?

- Вы будете смеяться, но первый раз в жизни я пытался сделать политический проект.

- В "Дожде"?!

- Я был в ярости, когда узнал об атаке самолетов на башни-близнецы 11 сентября 2001 года. Я хотел как-то выразить солидарность с американцами в этот трагический момент. На самом деле Америка чрезвычайно много значила для моего формирования, становления, понимания, что такое свобода. Для меня терракт 11 сентября был атакой на свободу. И я вспомнил полотна Нормана Рокуэлла. Жил такой художник в 1950-е годы и писал оптимистические картины о жизни людей в Штатах. Я подумал, что можно сделать проект в его духе. Со счастливыми людьми, очень позитивный. Даже придумал название - "Счастье". Потом я начал снимать. А начал со "Школы танцев". Нашел моделей - пожилого пианиста, двух крупных людей и одного тощего. Короче, чем больше я добивался оптимизма, тем хуже мне казался результат. Я совершенно отчаялся и в какой-то момент попросил актеров остановиться и не двигаться, пока не установлю правильный свет. Сделал пробный кадр. Он и стал началом "Дождя": люди просто плачут, ни о чем не думая, ничего не ожидая.

В общем, вместо бодрого позитива у меня получилось нечто сумрачное и грустное. Наверное, дело в том, что мир со времен 1950-х принципиально изменился. Ощущение радости и свободы, характерное для тех лет, ушло.

- Откуда такая любовь к 1950-м?

- Это эстетический выбор. 1950-е были красивой эпохой. Интересные прически, изящные платья. Эффектные интерьеры.

- Но вы родились в 1959-м...

- Я помню наряды мамы, сияние солнца...

- Если уж речь зашла об эстетическом выборе... Фотографы 1950 - 1960-х выводили своих моделей на улицу. Вы, несмотря на любовь к эпохе беби-бума, предпочитаете студийную съемку?

- Я не люблю реальность. Мне нравится создавать собственный мир. Мир воображаемый, иногда - фантастический. Как режиссер ставит фильм, так я ставлю фотографии. Продумываю декорации, ставлю свет. Мне также нравится пересоздавать и убирать все некрасивые вещи. Обычно всегда найдется что-то не слишком симпатичное на заднем плане. Кто-то слишком большой или слишком неприятный... А в студии я могу смоделировать именно то, что хочу показать.

- Например, странных женщин с имплантантами на лбу и подобием клыков на щеках... Это пародия на индустрию красоты? Или вы решили ответить французской художнице Орлан с ее операциями-хеппенингами?

- Нет, Орлан - забавная, но не имеет отношения к моде. Я снимал серию "Кутюр" для "Нью-Йорк таймс" в Париже. И был по-настоящему очарован этим сумасшедшим фэшн-миром. Поэтому и сделал фильм о пластической хирургии, о трансформациях тела. Кто знает, может, в недалеком будущем имплантанты на лбу войдут в моду. А что? Носили же в XVIII веке женщины корсеты и считали себя без них раздетыми.

- Я-то думала, что вы вдохновлялись фильмами про киборгов и вампиров. Персонажи проекта "Расставание", который был показан в Москве в 2005-м, очень походили на героев культового фильма Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы".

- Скорее такими фильмами вдохновлен проект "Шахматные фигуры" (1988). А "Расставание" отсылает к фетишистской культуре, которая распространена в Европе. Моде на кожу, латекс. Одежда из латекса подтягивает фигуру, делает ее более стройной. Когда трогаешь латекс, кажется, что прикасаешься к телу. Но это обманка. Наоборот, латекс становится "второй кожей", которая отделяет от людей. Я использовал одежду из латекса как символ дистанции между матерью и ребенком. Обычно в юности все переживают конфликт с отцом, но серия "Расставание" - о дистанции между матерью и ребенком.

Только не подумайте, что в этом есть что-то личное. У меня с мамой были замечательные отношения. Мне просто нравилось играть с этой темой.

- Темой отчуждения?

- Да. Дело не только в том, что вас неверно иногда понимают. Но, наверное, у всякого бывают моменты, когда ты чувствуешь себя очень одиноким, даже сидя в окружении друзей, родных. Странно, но вдруг откуда-то поднимается печаль. Думаю, это связано с темой смерти. Мы рождаемся одни и умираем в одиночку. А между этими двумя событиями - множество встреч, дружб, расставаний...

- В серии "Новые воины" вы снимали футболистов в декорациях картин Веласкеса, Эль Греко. В вас говорила любовь к Испании или к футболу?

- Скорее, к живописи золотого века. Мне как фотографу нравится исследовать все, связанное со светом. Если вы приглядитесь к картинам Рембрандта или Эль Греко, то обнаружите, что они работали с одним источником света. Собственно, у них не было выбора: только свечи и дневной свет. И мне было интересно вернуться к их опыту - освещению сцены одной лампой. Это очень непросто.

Для меня это был познавательный процесс. Фактически я вернулся к истокам фотографии. Потому что фотография и живопись образуют единую область. И изучая и делая новые интерпретации знаменитых полотен, я узнаю больше об искусстве фотографии.

А идея серии была простая - показать футболистов как супергероев. Типа суровых спартанцев или римских атлетов.

- Да, но супергерои на многих ваших фотографиях одновременно жертвы. Жертвы папарацци, как принцесса Диана в серии "Королевская кровь". Или жертвы возраста, как старушки в серии "Зрелость". Вас интересует слабость?

- Да, очень. Думаю, она в природе человека. Мне не нравится культ мачо. Мне симпатичны люди, которые не боятся показать свою слабость. Из этого не следует, что я люблю нытиков и плакс. Скажем так: меня интересуют сильные личности в момент слабости. В эти моменты лучше понимаешь себя и другого.

- Что-то мне не кажется, что жертвы моды - прототипы вашей одноименной серии - считают свое увлечение брэндами слабостью...

- На самом деле мы все немного жертвы моды. Одежда, прически, оправа очков - выбор в любом случае сообщает что-то об их обладателе.

Возможно, моя шутка над жертвами моды получилась слишком жестокой. Но это лишь шутка. На рекламных снимках 16-летние девочки выглядят так, будто мечтают соблазнить вас. Но мы им вовсе не нужны. Они просто делают свою работу - продают машины, бриллианты и прочее. Они выступают в роли упаковки, правда, очень эротической. Так что снимая обнаженных моделей с пакетами, украшенными логотипами модных домов, я просто хотел показать, что в рекламной коммуникации задействована эротика. То, что некоторые модели оказались сверхсексуальными, делу только помогает.

- Как вам удается не стать жертвой фэшн-индустрии?

- Свобода художника связана, конечно, с деньгами. Поэтому я не хочу зависеть только от одной какой-то работы. Я снимал рекламу - плюс в том, что при этом вы много узнаете и много зарабатываете. Я выполнял заказы журналов, которые могут позволить себе эксперимент. Мне также нравится снимать рекламные проекты для театра, танцевальных групп. У них обычно с деньгами туго. Но зато ты работаешь с фантастически интересными людьми, которые дают импульс мысли, вдохновению. Когда ты задействован сразу в нескольких сферах, это очень удобно. Обеспечивает независимость, публикации и приток идей. Плюс остается возможность делать свои проекты. Так что я довольно независим.

- Сегодня мало кто этим может похвастаться.

- Наверное. Но я не люблю зависеть от денег. Я говорю двум своим ассистентам почти каждый месяц, что если дела пойдут не очень, то закрою студию. Пойду преподавать, придумаю еще что-то. Но не буду брать кредит. Да, я люблю покупать вещи. Но все же дороже я ценю свою свободу художника.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;