Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7695) 20-26 августа 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Будущее пусть подождет

Итоги XVII Фестиваля российского кино "Окно в Европу"

Дарья БОРИСОВА
Фото ИТАР-ТАСС
Выборг - Москва


Я. Поляруш и В. Тельнов - обладатели приза зрителей

"Золотая Ладья" (Гран-при выборгского смотра) уплыла в руки Андрея Хржановского, автора фильма "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину", а "Серебряная" досталась Нане Джорджадзе за картину "Метеоидиот". Мастера обошли молодых (правда, это определение распространяется у нас и на сорокалетних), чьих фильмов на сей раз в Выборге было как никогда много. Жюри явило прямо-таки олимпийскую отстраненность от злобы дня. А отстраняться было от чего. Преодолев первую растерянность от качества "нового кино", собранного в программе, критики стали обсуждать представленный продукт всерьез - мол, нам с этим дальше жить (наверное, их загипнотизировал слоган, позиционирующий Выборгский фестиваль как "прогноз на завтра"). Принялись рассуждать: современные режиссеры делают попытки найти контакт с аудиторией, и это уже неплохо. Но судьи не пошли на поводу у оправданий. "В оценке фильма я не исхожу из его социальной, политической составляющей. Будет ли это кино жить долго - вот что главное", - сказал председатель жюри конкурса игрового кино Алексей Герман-младший в ходе открытого заседания жюри и тем предвосхитил победу картин Хржановского и Джорджадзе - образцов зрелого мастерства, высокой кинопоэтики. Возможно, кому-то такой финал покажется щелчком по носу молодому поколению отечественного кинематографа, но, скорее, это как раз и есть прогноз на завтра: кино амбициозное, скороспелое будет жить своей шумной жизнью у подножия обособленных глыб - мэтров, презревших циничные законы сегодняшнего дня.

Вообще же общий дух нынешнего Выборгского фестиваля внес в душу смятение. Отечественное кино предстало чуть ли не проходным двором, в который может зайти каждый, даже человек с улицы. И нет у этого двора привратников - грамотных редакторов, прозорливых продюсеров. Сбиты критерии, зритель рискует, придя в кинотеатр и купив билет, столкнуться с продуктом, сработанным постановщиком без классического профессионального образования и понимания, что до него другие люди снимали кино на протяжении ста с лишним лет. Вот, например, режиссер фильма "Видримасгор, или История моего космоса" Яна Поляруш и филфак окончила, и аспирантуру университета управления по специальности "социальная психология", и даже поучилась в Независимой школе кино и телевидения "Интерньюс". Полнометражный дебют на вверенном ему "Ленфильме" Яне доверил Вячеслав Тельнов. А фильм столь беспомощен, бестолков, что смотреть его - мучение. Не спасают даже опытные хорошие актеры: Лариса Малеванная, Ольга Антонова, Сергей Мигицко. Сценарий эксплуатирует вечную тему "маленьких людей", но ни одной новой грани в ней не открывает. На экране - мельтешня из лиц и эпизодов, зачастую не связанных не то что логически, а даже монтажно. На пресс-конференции Поляруш долго и горячо рассказывала о том, сколько всего она "закладывала" в свой первый фильм (целый космос!), но ничего этого не было в картине. Тем не менее этот фильм получил "Большую Золотую ладью" в конкурсе "Выборгский счет" по результатам голосования зрителей и всех гостей фестиваля.

Еще одна молодая постановщица, Екатерина Толдонова, как написано в каталоге, "с 1997 по 1999 проходила обучение во ВГИКе" - то есть диплома главного киновуза страны так и не получила. Ее фильм "Государыня и разбойник" привел в изумление всех без исключения. В основе - в общем-то, небезынтересная фантазия: встреча Екатерины II и Пугачева, непосредственно перед казнью самозванца. Похожий псевдоисторический эпизод выдумал для своего романа "Вольтерьянцы и вольтерьянки" Василий Аксенов - у него императрица доехала-таки до Вольтера, своего друга по переписке. Только у Аксенова сюжет выдержан в жанре игры, фантасмагории, у Толдоновой же все без шуток. Екатерина и Пугачев, хоть и полны претензий друг к другу, беседуют по душам, каждый рассказывает, как дошел до жизни такой. Только вот разговор их идет на языке, которым говорим мы, живущие в ХХI веке, а царица напрочь избавлена режиссером от своего знаменитого немецкого акцента. А на разговорах построен весь фильм, кроме интеллектуальной дуэли двух выдающихся личностей нашей истории, в нем ничего нет. Исполнительница роли Екатерины Великой - хорошая актриса, обладательница и впрямь царственной красоты Алена Ивченко - рассказывала, что долго не могла "присвоить" этот неподъемный текст. Впрочем, текст тут далеко не главная беда. История про то, чего не было, но могло бы быть, естественно, тяготеет к условности, нуждается в остроумном ходе постановщика. Толдонова же сняла ее в формах кондово-реалистичных (что не отменило опереточности костюмов и антуража). Это несоответствие рождает смех и ощущение дурного сна, какой привидится лишь в горячке.

В отличие от этих двух барышень автор сценария и режиссер фильма "Какраки" Илья Демичев не имеет никакого кинообразования вовсе. Он пришел (или зашел?) в кино из соседнего двора - театрального. Илья - сын Феликса Демичева (ныне покойного), который на протяжении многих лет возглавлял в качестве директора Московский драматический театр имени Станиславского. Был Демичев-старший хозяином в своем театральном доме, главные режиссеры приходили и уходили, а театр на Тверской, со всеми своими помещениями, оставался в его директорском ведении. Демичев-младший поначалу продолжил династию: отучился на продюсерском факультете в РАТИ, потом продюсировал антрепризы, концерты. И вот снял фильм, который, как мы уже писали, после Выборга будет представлен в программе Венецианского МКФ. Команду режиссер-дебютант собрал представительную: оператор - Михаил Агранович, композитор - Эдуард Артемьев, снялись в картине Михаил Ефремов, Елена Сафонова, Александр Самойленко и Александр Баширов, Наталья Вдовина и Сергей Газаров. Демичев распорядился такими солидными силами довольно грамотно, в фильме нет каких-то совсем запредельных ляпов, присущих описанным выше картинам. Михаил Ефремов в роли министерского чиновника Михал Михалыча - яркий, трогательный, смешной. Жил, как все: на работе перекладывал бумажки и отсиживал на дурацких совещаниях, брал взятки, на них содержал жену-красавицу (Наталья Вдовина) и сына-студента. Была и тайная страстишка - покупать дорогую обувь в бутиках. Обыденка, кабинетная жизнь. И вдруг, как в песне: "Я встретил девушку". Чистый ангел, учится "в ГИТИСе на театроведческом", подрабатывает кассиршей в книжном магазине. Никогда не ела лобстеров, которые почти как раки, и какраков тоже не пробовала. Дальше все предсказуемо.

Заветные струны зазвенели в душе Михал Михалыча поздно - система-спрут не выпустит его из своих коварных щупалец, попытка бегства приведет к гибели. В фильме странный пролог - сон героя. Михал Михалыч видит себя в образе священника, пришедшего отпевать усопшего Гоголя, а Гоголь в гробу приоткрывает глаз и грозно на него смотрит. На пресс-конференции Демичева спросили, в чем смысл эпизода, кто-то усмотрел в картине мотивы гоголевской "Шинели" (административная машина, нелепая смерть чиновника и т.д.). "Шинель - это то, что больше нас. У каждого своя Шинель, для Михал Михалыча ею стала Настя, девушка из другого мира", - ответил режиссер. Ответ мудреный, но искренний, как, впрочем, искренне желание рассказать историю обычного забубенного человека, поразмышлять о мнимом и подлинном, о смысле жизни и о ее скоротечности. Беда сценариста и режиссера в банальности видения, в отсутствии стиля, языка - а ведь именно эти категории отличают автора от рядового ремесленника. Демичев-продюсер сработал сносно, но Демичева-режиссера пока нет. Есть человек, который захотел снять фильм по заветной истории и задействовал для этого имевшиеся материальные ресурсы.

Нынешний фестиваль стал прямо-таки бенефисом Михаила Ефремова. В программе был еще один фильм с его участием - альманах из четырех мононовелл "Кошечка" режиссера Григория Константинопольского. За партию Бешеной балерины в первой новелле Ефремов удостоился приза за лучшую мужскую роль. А "Кошечка" до конца была фаворитом в кулуарах фестиваля (впрочем, не только в кулуарах - фильм получил традиционного "Слона" Гильдии киноведов и кинокритиков). Фильм Константинопольского и вправду оригинален по форме (четыре монолога, в каждом из которых - жизненная история героя), актеры подобраны замечательные, их возможности раскрыты неожиданно, по-новому. Михаил Ефремов играет женщину (кстати, не первый раз в своей карьере, но не каждой драматической актрисе доведется выступить в балетной пачке и на пуантах!), Александр Стриженов - великосветского мажора в поиске достойной невесты, Виктор Сухоруков и вовсе выступает в роли... младенца-философа с довольно зловещим видением мира, а Евгений Стычкин тут - затюканный маменькин сынок, писатель-графоман. Но трудно относиться к "Кошечке" серьезно. Это стильный экзерсис, элегантная шутка.

Еще один любитель эксперимента ради эксперимента - режиссер Александр Шапиро, до недавнего времени представлявший Украину. Теперь его взял под крыло молодой российский продюсер Александр Шейн, и вместе они сделали картину с провокационным названием "Беспорно". В ней все зыбко, начиная с названия, заканчивая моралью. Киевский старшеклассник выгодно "толкает" дилеру первое, еще довольно робкое по меркам порноиндустрии видео, снятое на камеру мобильного телефона. Потом ставит дело на поток и стремительно богатеет. В то же время его отец, милицейский чин, ведет борьбу с дельцами - распространителями порнодисков и интернет-роликов. Побеждает в этом соревновании отец, но ценой жизни сына. "Я бы этот фильм в школах показывал! Он назидательный. Он показывает, что аппарат запретных удовольствий и аппарат репрессий за эти удовольствия работают прямо пропорционально", - заявил на пресс-конференции Шейн. Назидания Шапиро, может, и работают, но только на уровне людей, привыкших расшифровывать ребусы подобных ему "шифровальщиков", - а таких единицы. На поверхности другое - эстетизация порока. Вуайеризм затягивает не одного героя, автор сам ловит странный кайф в смаковании подробностей: как люди попадают в индустрию порно, чем они там занимаются. Не сказать, чтоб красной нитью проходило сквозь фильм авторское неприятие паразитирования на низменных страстях человеческих.

Другой полюс кино "молодых" (повторимся, определение это условно, хоть и закреплено у нас за некоторыми авторами, перевалившими и сорокалетний рубеж) - фильмы беспроигрышных жанров. Триллер и мелодрама, ладно скроенные по лекалам, всегда будут встречены зрителем с распростертыми объятиями. В основе того и другого - сказка, а сказками душа людская лечится в любые эпохи.

О пользе сказки в кризисные времена говорил Николай Лебедев, показавший в выборгском конкурсе свой новый фильм "Фонограмма страсти". "Только недавно, пройдя сквозь потери и жизненные невзгоды, я понял, как важно не терять надежды на чудо. Если бы я снимал эту историю тогда, когда она была написана, - в 1997 году, - это было бы другое кино, циничное. А теперь я снял вариант сказки про Золушку, которая, как все женщины, ждала принца и, в отличие от других, дождалась". Лебедев - уникальный персонаж в стане наших режиссеров. Человек умный, с широкими профессиональными познаниями, киноведческим вкусом (за плечами - киноведческий факультет), он никогда не уходил в область поиска, с самого начала снимал фильмы жанровые, где ни шагу влево, ни шагу вправо. Правда, в фильмах этих демонстрировал высокий класс знания законов любого жанра, работал качественно. "Фонограмма страсти" предсказуема с первой минуты, и тем не менее смотреть ее приятно. Все радует глаз - сексапильные герои, неслучайные интерьеры. Ритм точен, динамика не пробуксовывает. На такой фильм хорошо пригласить девушку в воскресный вечер.

Триллер отечественного разлива "Ясновидящая" от Ильи Хотиненко, в принципе, тоже крепко сшит. Героиня Аллы Югановой, уволенная из библиотеки в связи с сокращением, пристраивается поработать гадалкой, да вдруг открывает в себе дар видеть будущее (чаще всего ужасное) пришедших на прием людей. Можно было бы разработать эту вполне жизнеподобную коллизию и достичь мистического холодка без прибамбасов. Но как же тогда завлечь в залы зрителя, воспитанного на американском супержанре? Нет, надо догнать и перегнать американские образцы. В ход пошли типичные и, увы, уводящие от человечности инструменты триллера. Появился герой - Евгений Стычкин с арбалетом, который пустил стрелы во многих негодяев (положения он, правда, этим не спас, зато смотрится очень круто). Появились компьютерные тучи. В какие-то моменты картина Хотиненко-младшего ужасно напоминала "Дозоры" - и ночной, и дневной. Все, вроде, "по-взрослому", а смешно. Хичкоковского саспенса в помине нет.

Отдельное впечатление - то, как проявляются в фестивальном быту так называемые молодые кинематографисты. С культурой наблюдаются проблемы, причем даже у представителей кинематографических династий. Похоже, отдельные достижения последних лет (и как аккорд - призовой расклад на июньском "Кинотавре") основательно вскружили головы, придали ощущения, что "все в наших руках". Это выражается во многих вещах, которые подчас даже не сформулируешь, но налицо расхлябанность, ершистость и презрение к нормам общения в профессиональной среде. Яркий контраст им составляют мастера "старой породы". Одно удовольствие слушать мудрого Андрея Хржановского, тонкую и внимательную Нану Джорджадзе. Она с благодарностью принимает любые суждения, готова с каждым поговорить. А ведь проблем у них не меньше, чем у молодых. На свой фильм "Метеоидиот" Джорджадзе собирала средства в разных странах, фондах - от этого работа только усложнялась, но ничего не попишешь, источников в ее родной Грузии не нашлось, а усилий российского продюсера Андрея Разумовского на весь проект не хватило бы. Но есть в такой многосоставности и плюсы. История сама собой становится универсальной, понятной гражданам разных стран. Действие в фильме Джорджадзе происходит в условной среде - вроде, Грузия, а может, и любая другая живописная страна. Неповторимый грузинский колорит создает присутствие замечательных актеров: Рамаза Чхиквадзе, Мераба Нинидзе, да и миросозерцание самой постановщицы все равно выдает основную "национальность" фильма: пронзительный лиризм, тонкий, человечный юмор, атмосфера любви к жизни - все это так по-грузински!

К сожалению, программа фестиваля составлена так, что невозможно уделить равное внимание всем трем конкурсам: игрового, неигрового и анимационного кино. Как это чаще всего бывает, сосредоточиться приходится на игровых фильмах. А жаль, ведь выборгская программа документального кино представляет хороший срез происходящего в этом жанре. Победителем в этом конкурсе стал фильм Павла Костомарова "Вдвоем" - "кино про любовь" (авторская аннотация). Лучшим анимационным фильмом признали "Солдатскую песню" Елены Черновой. Таким образом, выбор жюри выборгского совпал с мнением жюри Суздальского фестиваля - главного смотра российской анимации, и это притом что, помимо знаменитого мультипликатора Сергея Алимова, судьями были драматурги Аркадий Инин и Ираклий Квирикадзе, которые скромничали по поводу своих познаний в анимации неимоверно: "Мы тут с Ининым зашли в книжный магазин, приобрели краткий самоучитель по анимации, изучили..." - шутил Ираклий Квирикадзе.

Ну а главный триумфатор - Андрей Хржановский - помимо главного, унес со сцены (для дальнейшей передачи владелице) еще и приз за лучшую женскую роль - Алисе Фрейндлих, сыгравшей в его картине мать Иосифа Бродского. "Я так люблю Выборгский фестиваль! - произнес со сцены Андрей Юрьевич. - Я могу быть уверен - тут не призовут под хоругви и не заставят выпускать манифест от имени всех кинематографистов. Несмотря ни на что, это фестиваль молодого кино России. И я посвящаю свой Гран-при молодому кино России!"

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;