Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: "В режиссуре чувствую себя на своем месте"Беседу вела Татьяна ПЕТРЕНКО Умеет Владимир МЕНЬШОВ удивлять. За свой первый "Розыгрыш" получил Государственную премию, за слезы, которым Москва не верит, - "Оскара". О том, над чем трудится сегодня, говорить режиссер отказывается. Но удалось узнать, что снимает В.Меньшов картину "Последнее танго в Москве". Ее герои - наши соотечественники - смотрят знаменитый фильм "Последнее танго в Париже" Бертолуччи в 1983 году. Отсюда и вытекающие, обстоятельства. Завтра всенародно любимому режиссеру исполняется 60 лет.
- Владимир Валентинович, не хотите говорить о днях сегодняшних, давайте побеседуем о дне вчерашнем. В канун собственного юбилея, что вы думаете о времени и о себе? Жизнь сложилась? - Я из простой семьи. Отец мой рано остался сиротой, закончил мореходку. Мама - из рыбацкой многодетной семьи. Мы с сестрой родились в Баку и жили там до восьми лет, пока отца по службе не перевели в Архангельск. Так с юга, где снег - редкость, попал я на север, где он лежит почти круглый год. А белые ночи! Я никак не мог привыкнуть к тому, что спать нужно ложиться засветло, а воду в реке можно зачерпнуть ладошкой и пить, я ведь знал только соленое море. И все население собирало морошку и чернику... Да и сам город необычный, построенный на сваях. Дома, тротуары деревянные. Самым страшным бедствием считался пожар. Мы прожили в Архангельске три года, а потом переехали на родину родителей в Астрахань.
- Какие фильмы вы тогда смотрели? - Все подряд, причем по десять раз. Особенно любили тогда летние кинотеатры, которые давно исчезли. Влезешь, бывало, на забор или дерево - и смотри сколько хочешь. Неважно, что всю первую часть фильма только тени ползают по экрану, потому что сеанс начинался в семь часов, когда еще светло. Песни запоминали по куплету, потом слова переписывали. Я даже будущую профессию себе выбирал в зависимости от того, чем занимался главный герой того или иного фильма.
- А артистом стать не хотели? - Я не знал, что на артиста учат, думал, что тех, кого мы видим на экране, снимают за красоту. Когда стал выходить журнал "Советский экран", я проглатывал его от корки до корки. Из него-то и узнал, что существует на белом свете ВГИК. А когда прочитал, что Наталья Защипина, которую мы знали по фильму "Первоклассница", стала его студенткой, написал ей, что хочу стать киноработником, потому что произнести слово артист я не мог. Потом мне на глаза попался фельетон, составленный по письмам, где были процитированы и мои слова о киноработнике. Уж не знаю, она ли дала кому прочитать мое письмо, или не я один такой оказался, но стало обидно. В начале десятого класса в Москву учиться на артиста собралась большая компания, но в итоге поехали туда лишь я да один из моих друзей. Два дня я не мог переступить порог ВГИКа, а все, кто из него выходил, казались небожителями. И все же меня допустили на первый тур и дали место в общежитии. Позже, однако, провалился, но решил, что непременно сюда вернусь.
- Это правда, что возвращаться вам пришлось четыре раза? - После первого провала я уехал домой и, получив профессию токаря, год работал на заводе. После второго направился в Воркуту: любопытно было поработать на шахте. После третьего провала год жил в Баку. И когда приехал в Москву в четвертый раз, уже не очень подходил по возрасту - мне было без малого 22 - и плохо представлял, что буду делать в дальнейшем. Однако меня приняли в Школу-студию МХАТа. Но уже на третьем курсе понял, что мое призвание - режиссура, и обратился к Ромму. Он поговорил со мной, сказал, что я ему нравлюсь. Но не было уверенности, что наберет он курс во ВГИКе. Один сезон я отработал в Ставропольском драмтеатре, оставив Школу-студию МХАТа, а когда вернулся в Москву, узнал, что вгиковский курс уже набран. Снова пришел к Ромму. Михаил Ильич заверил, что берет меня сразу на второй курс, но первого сентября выясняется, что меня в списках нет, а у него микроинфаркт. Вся эта волокита тянулась до весны, и все это время мы жили на одну театральную зарплату моей жены Веры Алентовой в 65 рублей и мои нерегулярные заработки. Чем мне только не приходилось заниматься, чтобы заработать 2-3 рубля. Наконец, в марте Ромм сказал, что может взять меня аспирантом и своим ассистентом, а самое главное - мне положили стипендию в 100 рублей. Я хотел снимать, как все студенты, но не имел такой возможности, как аспирант. Я был единственным в мире аспирантом, который стремится перейти в студенты.
- Сниматься вы начали во ВГИКе? - Ребята стали звать меня в свои учебные и дипломные работы. Александр Павловский, которому я подсказал материал для дебюта - рассказ Катаева "Ножи", предлагал главную роль Никите Михалкову, Леониду Куравлеву. Но играть пришлось мне. Фильм получил первый приз на кинофестивале "Молодость"-69 в Киеве. Его увидел Алексей Сахаров, и несмотря на то, что на главную роль в его будущей картине "Человек на своем месте" пробовались очень многие отличные артисты, он выбрал меня. Так 25 лет тому назад началась моя большая кинематографическая жизнь.
- Признайтесь, вы заранее знали об успехе, который выпадет на долю картины "Москва слезам не верит", и поэтому пригласили на главную роль свою жену? - Нет, нет, я играл в честную игру и показал сценарий двум популярным актрисам. Маргарита Терехова ответила, что у нее есть более значительная работа - "Три мушкетера", а Ирина Купченко сказала, что ей неинтересно это играть. Если бы кто-то из них дал согласие, Веру наверняка бы не утвердили на эту роль.
- Несмотря на то, что актерских ролей у вас больше, чем режиссерских работ, вы себя считаете в большей степени режиссером? - Любой артист, который снял картину; перестает себя считать артистом в полной мере. Людмила Гурченко считает, что в кино только операторская профессия может считаться мужской. Я же уверен, что режиссер - самая что ни на есть мужская профессия. Он ежедневно отвечает на несколько десятков вопросов, которые определяют судьбу фильма. Это накладывает огромную ответственность, а мужчина по жизни должен за многое отвечать. Я в режиссуре чувствую себя на своем месте. Также в рубрике:
|