Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7699) 17-23 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрТрудно быть феей"Мэри Поппинс - next". Театр Луны Ирина АЛПАТОВА
И правда, быть феей в рациональном ХХI веке куда как трудно. Детишки, взращенные на рекламных роликах, музыкальных клипах, компьютерных играх и телецинизме, ни в каких фей (в старомодно-сказочном смысле этого слова) верить не собираются. Единственный "знакомый" и знаковый волшебник - это Гарри Поттер. У них другие "идеалы", мечты, сленг, да и сами сказки другие, как бы ни старались культурные родители с этим бороться. Реальность все равно окажется сильнее. У Сергея Проханова, создателя и художественного руководителя Театра Луны, как к нему ни относись, есть одно очень ценное свойство. Он умеет слышать звук и ощущать пульс сегодняшнего дня, а затем воплощать это в своих спектаклях, предварительно переписав хоть Шекспира, хоть Набокова. Что уж тут говорить о Памеле Трэверс, авторе многочисленных историй о сказочной няне Мэри Поппинс. Причем переписывает он все это не просто так, из любви к искусству (хотя без графоманства, конечно же, не обходится), но с актуальной целью - перетащить старинный классический сюжет, вкупе с текстом и смыслом, на современные рельсы. И потом по этим рельсам браво въехать на сцену Театра Луны. За это Проханов бывал бит критиками неоднократно и беспощадно, после чего они и вовсе закрыли глаза на "лунное" существование. Но "Мэри Поппинс - next" входит в особую категорию спектаклей, предназначенных не для детей только, но для семейного просмотра. И вот здесь Проханов совсем даже не новичок в переводе с классического языка на "новодетский" или "новосемейный". Был у нас не столь давно еще один примечательный опыт, отхвативший даже "Золотую Маску". Речь идет о мхатовском "Коньке-Горбунке", где Ершова не менее отчаянно переписали знаменитые братья Пресняковы. В замечательном спектакле Евгения Писарева тоже было немало текстовых "перлов" и прочих новомодных откровений. И ничего, скушали за милую душу, да и билетов до сих пор, говорят, на спектакль не достать. Так что здесь автор сценической версии и режиссер Сергей Проханов всего лишь вписался в новую традицию. Весьма, кстати, неплохо. У Проханова действие происходит здесь и сейчас, прямо-таки сегодня. По крайней мере, Джейн и Майкл Бэнксы (Соня Хилькова и Олег Николенко) представляются родителям так: "Здравствуйте, папа, здравствуйте, мама! Мы - ваши дети, Барак и Обама". Такие вот продвинутые и политически грамотные детки, явно вписанные в "социум". На вопрос о мечте девочка тут же выражает желание примерить корону мисс Вселенной, а мальчик - стать крутым пацаном с пистолетами по всем карманам. В общем, этот спектакль не для отпрысков рафинированной интеллигенции, но для детей современной улицы, школы, дискотеки. Но не стоит сразу счесть их "отбросами". Дети вполне реальны и не так просты. Они виртуозно владеют улично-телевизионным сленгом, но запросто болтают и по-английски. Во всяком случае, когда Мэри Поппинс (Ирина Линдт) вдруг начинает быстро стрекотать на лондонском наречии, и на сцене, и в зале явно понимают, о чем идет речь. Юнцы по обе стороны рампы знают, откуда берутся деньги (впрочем, и дети тоже). И явно настроены взять от жизни побольше. Что же до семейного просмотра, то на этот спектакль лучше идти папам. Мамы явно начнут ерзать в креслах, видя, как их "половины" оживляются при появлении сексапильных, пышногрудых и полуобнаженных Небесных клоунесс или Звездной Коровы (Ирина Поладько, Илона Эрнандес). Да и сценическая мама, миссис Бэнкс (Полина Барышникова), весьма недовольна восторженными взглядами, что бросает мистер Бэнкс (Владимир Тягичев) на стройную красотку няню. Впрочем, Мэри Поппинс - Линдт никаких поводов к этому не подает. Вот она-то как раз осталась прежней, быть может, утратив излишнюю строгость, но от пошлости и цинизма реального бытия отгородившись каменной стеной. Эта няня, постоянно меняя роскошные одеяния от Анастасии Прохановой, не будет детей воспитывать словом, но поведет их в путешествие по странам и континентам, к эскимосам и папуасам с их экзотическими песнями и плясками. Дети здесь вообще приобщаются к жизни - папа поведет их на экскурсию в банк, а сменившая сгоряча уволенную Мэри Поппинс другая няня, фрау Грозенберг (Ирина Зайцева) своим внешним обликом и манерами напомнит о минувших исторических событиях и лицах. Эта комическая фрау явно выпала откуда-то из 30-х годов прошлого века, она воркует по телефону с неким Лаврентием и, кажется, поминает Адольфа (она была няней и того, и другого). По крайней мере, юный Майкл сразу просек ситуацию и вышел навстречу няньке с "гитлеровскими" усиками и узнаваемыми жестами. Подобных штучек тут масса - как вкусных, так и, увы, безвкусных. И это тоже примета творчества Сергея Проханова, которое не знает удержу и не способно вовремя остановиться. И все же этот спектакль не позволяет высокомерно его "зачеркнуть". По разным причинам. Режиссер все-таки оставляет современных детей в некоем культурном контексте - не книжном, но телевизионно-кинематографическом. Здесь звучат песни Максима Дунаевского на стихи Наума Олева из знаменитой теледилогии о Мэри Поппинс, порой радуя слух смысловыми контрастами по сравнению с некоторыми текстами режиссера. А как здорово поют артисты все эти давным-давно знакомые "Тридцать три коровы", "Полгода плохая погода" и "Ветер перемен"! Вокально-пластического мастерства у "лунных" артистов не отнять, как ни старайся. А потом вдруг гротесковая Грозенберг - Зайцева, перестав кривляться, выдаст прямо в зрительный зал такой отчаянно трогательный монолог о родительской любви, что и мамы, и папы, да и некоторые дети дружно зашмыгают носами. Уже одним этим все окупится и с тобой останется. А Проханов еще сочиняет трагически-сентиментальную любовную линию для самой Мэри Поппинс и художника Джонни (Александр Гундарев). И когда Мэри - не женщина, но фея, которой запрещены высшими силами простые человеческие радости, улетает-таки в финале со своим зонтиком, подхваченная "ветром перемен", зрительный зал накрывает очень сильная и искренняя эмоциональная волна. А потом, на этом спектакле просто очень красиво благодаря сценографу Константину Розанову, придумавшему полупрозрачный занавес со слайдами в стиле фэнтези, пушистые облака, на которых можно плыть, а иногда и хайтековские конструкции. Зрелищность же для ребенка - первое дело, об этом умудренные режиссеры порой забывают, выстраивая вместе с художниками на сцене банальные и архаичные павильоны с типовой мебелью. Да и живая эмоция, направленная в нужное русло, остается в памяти ребенка куда дольше, чем умное морализаторство. А что до литературных опытов самого режиссера, то тут стоит смириться. Впрочем, Проханов, опять-таки в отличие от очень многих столичных худруков, отнюдь не настаивает на том, чтобы его любили. Также в рубрике:
|